Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Содержание

Формирование личности ребенка

Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье.

Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия.

Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве.

В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные.

А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность.

Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности.

Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста.

Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания.

А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения.

Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье.

И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему.

Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме.

Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями.

Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно.

После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.).

От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место.

Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера.

Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота.

Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь.

Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл.

Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности.

Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение.

Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения.

 Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности.

Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной.

По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу».

Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Источник: http://psihomed.com/formirovanie-lichnosti-rebenka/

Роль семьи в развитии личности ребенка

Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Как нет в этом мире двух одинаковых людей, так и никогда вам не встретятся две одинаковых семьи. У каждого свои устои, понятия о правильной жизни, которые мы перенимаем у родителей, внося свои коррективы.

Пока детки маленькие, отношения в вашей семье являются для него эталоном, но по мере взросления ребенок способен выделять те качества в вашей семье, которые ему нравятся и те, которые ему бы хотелось кардинально изменить и никогда не повторять в своей будущей семье.

Роль семьи в развитии ребенка просто невозможно переоценить, поскольку семья — это всеобъемлющий мир для малыша, в котором он живет, в котором развивается, у которого учится. Наша семья — наше всё, особенно, если это семья благополучная.

Хотя даже не очень хорошие отношения в семье, например, когда родители начинают день с бутылки, могут взрастить в ребенке такую ненависть к пьющим людям, что он никогда в жизни даже не захочет попробовать спиртного.

Типы семейных отношений и их роль в развитии личности

Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера.

Одни готовы друг за друга и в огонь, и в воду, а в другой семье считают, что каждый человек должен добиваться всего в жизни сам.

От того, какой тип отношений установился между родителями, зависит развитие ребенка в семье, потому что он впитывает все увиденное и услышанное в себя, как губка, и оно прочно закрепляется в его сознании.

1. Диктатура в семье

В такой семье есть определенные лица, считающие свое мнение непрекословным и всегда правильным. Зачастую это либо один из родителей, либо оба, и они подавляют волю более слабого члена семьи, то есть ребенка.

Притесняется любая инициатива со стороны малыша, его желания, рвения. Многим такой стиль воспитания кажется правильным, поскольку детей нужно воспитывать, а не баловать, чтобы вырастить сильного и самостоятельного человека.

Однако в первую очередь вы воспитываете ребенка, и путем насилия и приказов можно разрушить добрые чувства в маленьком человеке, самостоятельность и инициативность, малыш будет расти в постоянном страхе и озлобленности.

В будущем человек вряд ли станет самодостаточным и успешным, поскольку в его подсознании все время будет мешать ярлык диктаторского отношения со стороны любимых людей.

Постоянное недовольство и угрозы родителей приводят к тому, что из ребенка вырастает лицемер, грубиян, обманщик, который ищет всевозможные выходы, лишь бы его очередной раз не ругали. Самооценка у таких детей сильно занижена, они не знают, что такое чувство достоинства, уверенность в себе, вера в себя.

Родители думают, что они всегда правы, что ребенок еще слишком мал для высказывания своего мнения, но ребенок — тоже формирующаяся личность, и у него есть свои, пускай еще незрелые, мысли, и их нужно хотя бы выслушивать.

Однако диктаторский стиль воспитания игнорирует как мнение, так и любые интересы ребенка, принуждает малыша к тем действиям, которые необходимы родителям, и, в конце концов, психологическое и эмоциональное сопротивление ребенка против такого отношения к себе будет сломлено.

К тому же родители не считают нужным объяснять ребенку, почему они дают ему такие указания. В итоге ребенок замыкается в себе, и нормальное общение ребенка с родителями нарушается — он ничего им не рассказывает, не делится секретами, в подростковом возрасте нередки конфликты по любому поводу.

Однако не все дети конфликтны в этой ситуации — многие просто становятся неуверенными и подавленными личностями с заниженной самооценкой.

Увы, с диктаторским воспитанием вы получите не послушного ребенка, а члена общества, ненавидящего своих родителей за их подобное отношение.

И еще больнее будет малышу, когда он начнет узнавать, что в других семьях может быть по-другому.

Когда он будет приходить в гости к друзьям, и увидит, что другие мамы обнимают свое дитя, что они даже к чужому ребенку относятся, как к своему. Тогда неприязнь к родителям-диктаторам возрастет в десятки раз.

2. Игнорирование в семье

В семьях с таким типом взаимоотношений дети живут сами по себе, и родители к их воспитанию практически не касаются. Это происходит чаще всего из-за того, что взрослые просто не хотят быть родителями — они «завели» ребенка ради забавы или ради наследника, но не готовы отдать ему большую часть своей жизни.

Дети, рожденные в неблагополучной семье, где родители только и думают с утра, где бы достать бутылку, лишены родительской любви и тепла. Фактически родители-то есть, но на самом деле они не принимают никакого участия в воспитании малыша.

Зачастую ребенка воспитывает улица, но это не самый лучший пример для подражания, ведь у улицы законы суровы, и выживают там только сильные личности, но при этом им становятся неважными человеческие качества — им важно выжить в этом мире.

Ситуация с родительским невмешательством может быть и в богатой семье, если родителям некогда заниматься с детьми. Они все время на работе, в разъездах, обеспечивают материальную сторону жизни ребенка, а вот духовной он обделен.

Этот тип воспитания называется еще гипоопекой, когда родителям безразличен их ребенок. И при этом он может делать все, что ему вздумается.

Мы нередко можем видеть такую ситуацию в семьях богатых людей, и в итоге в подростковом возрасте мы наблюдаем неконтролируемую молодежь, которая выросла без внимания родителей.

Но детям нужен наглядный пример, на который можно равняться, к которому нужно стремиться, которым хочется быть — и это должен быть не успешный сосед, который души не чает в своем сыне, а родной отец, которому захочется подражать.

3. Гиперопека в семье

Психологи не раз убеждались в следующем: избалованные дети в переходном подростковом возрасте имеют наибольшее количество срывов и желания вырваться из домашнего гнезда, нежели любая другая категория детей.

И дело вовсе не в бурлящих гормонах, а в неправильном воспитании. Во многих семьях гиперопека является нормальным явлением — ребенку потакают во всем, разрешают все ради того, чтобы он был доволен.

Другими словами — родители делают из малыша неприспособленную личность, которая в силу того, что у неё всё есть, не делает ничего.

Любой каприз, любое желание, будь то материальное или духовное, родными исполняется в ту же секунду — бабушки бегут в магазин за сладким, мама спешит с завтраком в постель, в школу или в садик разрешают сегодня не идти, потому что чадо не хочет просыпаться. Причем родителям кажется это таким умилительным, особенно когда ребенок начинает становиться командиром в семье, и ведь родители действительно подчиняются только его капризам.

Но малыш не знает, что за порогом дома мир намного суровей, и потому у него столько проблем появляется в общении с другими детками, в выстраивании отношений с воспитателями, учителями. Ребенок не приспособлен к жизни вне своей семьи, потому что родители сознательно оградили его от жизненных трудностей.

В такой семье вырастают неполноценные личности, которые считают, что все и везде им должны, а когда сталкиваются с реальным миром, бегут опять-таки к родителям, потому что самостоятельно решить проблемы не в состоянии. А в подростковом возрасте такой «птенец» поскорее захочет вылететь из слишком назойливого гнезда, чтобы учиться на своих ошибках.

4. Сотрудничество в семье

Это самый лучший тип семейный взаимоотношений, когда развитие личности в семье происходит правильно, на хорошем примере родителей, на любви и приятных отношениях между родителями. В такой семье цели и задачи общие, и стремятся к ним тоже вместе.

Родители во все вовлекают ребенка, слушают его мнение, и пусть не всегда к нему прислушиваются, но обязательно дают высказаться, и в случае его неприятия объясняют свой поступок, а не просто говорят «Владик, ты еще маленький и говоришь абсолютную глупость».

В такой семье очень важны высокие нравственные ценности, и ребенка с самого детства приучают к помощи старшим, к простейшему этикету и правилам жизни.

Когда в семье к любому из его членов можно обратиться за помощью, не боясь, что тебе откажут, вряд ли вырастет эгоист, потому что помощь ближнему взращивает в ребенке отзывчивую и добрую личность.

Когда родители любят и понимают своего ребенка, заботятся о нем, но делают это ненавязчиво, то и в будущем он будет прислушиваться к их мнению или хотя бы выслушивать, не говоря в ответ «мам, я уже взрослый».

Воспитывая в ребенке самодостаточную личность, ему нужно не указывать на то или иное действие, а предлагать и аргументировать свои слова, чтобы он понимал, что его не принуждают, а дают дельный совет.

Можно даже сказать, что в семье царит демократия, то есть родители учат ребенка определенным обязанностям, не забывая о его правах, и в итоге ребенок учится быть дисциплинированным, уважительным к другому мнению, но при этом самостоятельным и решительным.

Как вести себя родителям?

Родители либо гордятся своими детьми, либо досадуют и вопрошают себя, что же они сделали не так, и почему их ребенок вырос не той личностью, которую бы они хотели видеть.

Родители, как заботливые садовники, должны растить свое чадо, зная меру во всем — не дарить ему чрезмерно много любви, чтобы он, как залитое водой растение, не начал погибать от невозможности приспособиться к этой жизни, и не быть слишком холодными, ведь ребенок должен чувствовать вашу поддержку, и это придаст ему жизненных сил.

Родители еще до рождения малыша должны определить свою тактику поведения и воспитания ребенка, стараясь придерживаться этого в дальнейшем. Определите, какие личностные качества для вас важны или вы хотели бы видеть в своем ребенке, и начните их воспитывать в малыше уже с первых лет его жизни.

Не нужно чрезмерных ласк, опасений, тревог, ведь так вы и в ребенка вселите тревогу, осторожность, недоверчивость, боязнь всего окружающего. Вы должны просто показывать и доказывать ребенку свою любовь.

С первых дней жизни эта любовь необходима малышу, поскольку она обеспечивает ему чувство безопасности, удовлетворения физических потребностей.

Но чем старше становится малыш, тем больше родительская любовь переходит у него в разряд поддержки, уравновешивания эмоционального и психологического состояния.

Дети, которые чувствуют любовь родителей, более успешны, спокойны, вырастают более состоявшимися личностями в отличие от тех, у кого в семье царит вражда, ненависть и презрение.

Любовь родителей проявляется не во вседозволенности и не в многочисленных подарках — так вы лишь избалуете свое чадо, и он вырастет капризным и далеким от самостоятельности человеком.

Главное для родителей — участвовать в жизни ребенка, интересоваться не только успехами, но и поражениями, рассказывать малышу, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Развитие ребенка в семье можно назвать успешным, если малыш будет чувствовать вашу неподдельную заинтересованность, готовность помочь — вот тогда он действительно даже в переходном подростковом возрасте будет ощущать, что самыми родными людьми остаются его родители.

У родителей должно появиться желание вырастить из своего ребенка полноценную личность, им необходимо чувствовать свою ответственность за его жизнь. Вам нужно на своем примере показывать ребенку, что есть правильно, а что нет, и первую очередь вы должны воспитывать себя, ведь ребенок — ваше отражение.

Старайтесь уважительно и бережно относиться друг к другу, муж должен помогать жене, а жена быть ему за это благодарна. В доме все должно быть совместно — домашняя уборка, спорт, походы на пляж, поездки за границу, помощь бабушкам и дедушкам.

Доброжелательность, сплоченность, задушевность, семейные традиции и праздники — вот тот золотой ключик, который ребенок захочет перенести и в свою семью.

Именно родители учат ребенка нравственности: уступать место старшим, уважать старших, делиться с другими людьми, не жадничать, уметь слушать, быть добрым и отзывчивым, уметь общаться с людьми. По мере умственного развития ребенка, происходит и развитие связной речи в семье, и сопоставление его действий со сказанным.

Словарный запас ребенка состоит из тех слов, которые он слышит дома, именно поэтому так важно следить за своей речью, за правильностью произношений, за тем, чтобы не было слов-паразитов или, того хуже, бранных слов.

Учите ребенка составлять из слов предложения, и прежде чем что-то сказать, соединить слова в уме, а потом уже связно говорить, чтобы все могли тебя понять.

Правильная речь-это показатель умственного, эстетического и нравственного воспитания, поэтому для её развития с ребенком постоянно нужно разговаривать обо всем — о природе, о погоде, о мире, давая ему узнать новые слова, поясняя их значение, отвечая на все вопросы малыша.

Не стоит вслух давать оценку своему чаду, например «ты убрал игрушки — ты хороший мальчик» или «ты разбила чашку — ты плохая девочка». Ребенку нужно объяснять, что-то или иное действие хорошее или плохое, но никак не он сам, потому что это отложится в его подсознании, и вы тем самым закладываете по кирпичику самооценку ребенка, а на её формирование в первую очередь влияют слова родителей.

Идеальных родителей не бывает, но нужно стремиться хотя бы к тому, чтобы ребенок хотел подражать вам, видя в вас хороший пример.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-rol-semi-v-razvitii-lichnosti-rebenka/

Основы семейного воспитания

Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

  • Роль семьи в воспитании ребенка
  • Стили семейного воспитания

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.

И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

Роль семьи в воспитании ребенка ↑

Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:

  • обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
  • участвует в формировании его личности;
  • закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
  • прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
  • обучает ребенка.

Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Физическое развитие

Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.

Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.

Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности

В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.

Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  1. Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
  2. Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.

Коррекция культуры поведения и нравственность

Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.

При этом взрослые делают следующее:

  • обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
  • учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
  • рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
  • обучают правилам личной гигиены.

Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.

Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Формирование любознательности и творческих интересов

Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.

У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.

Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

Обучение

Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:

  • улыбка матери новорожденному ребенку;
  • уход за ним;
  • ответы на вопросы маленького почемучки;
  • совместное чтение книг;
  • просмотр развивающих телепередач;
  • даже обычное общение обучают ребенка.

Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.

Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.

Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания ↑

Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

Демократический

Демократический стиль считается наиболее благоприятным:

  1. Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
  2. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
  3. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

Диктаторский

Для данного стиля характерно:

  1. Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
  2. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.

Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

Попустительский

Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.

Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

Заключение

Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.

В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.

С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.

: Практические советы психолога

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/rol-semi-v-vospitanii-rebenka.html

Как воспитать ребенка личностью

Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Стать полноценной личностью, реализовать свой врожденный потенциал ребенок может только в коммуникации. С самого рождения ему необходима опека и обучение. Для дальнейшей самостоятельной жизни процесс воспитания запускается в раннем младенчестве, диктуется потребностями ребенка на всех этапах его развития.

Необходимость воспитания

Множество научных трудов посвящено исследованию личности. Научные опыты, случайные факты подтверждают вывод, что психическое развитие, характер формируются с самого рождения. Не усвоенное в раннем возрасте с трудом компенсируется в зрелости.

Несвоевременное, неправильно организованное воспитание грозит привести к:

  • замедленному развитию психики, недоразвитию эмоциональной сферы;
  • плохо сказывается на физическом развитии, здоровье;
  • нарушает последовательность формирования, закрепляет неправильные формы поведения;
  • негативно отражается на возбудимости нервной системы, способствует переутомлению.

Врожденные особенности, биологические предпосылки важны, но не они являются решающими в процессе развития индивидуума. В нас запрограммированы человеческие особенности, но для их полноценной реализации мало только родиться. Нужно жить среди людей, перенимая от них посредством воспитания общественный опыт.

У едва появившегося на свет можно наблюдать проявления индивидуальности (характерные реакции, особенности поведения, предпочтения). Но личность ребенка не является врожденной, она проявляется позднее, под влиянием культурного, социального развития. С течением лет малыш постепенно определяет свое место в социальной среде, развиваются его чувства, воля.

На первом этапе усилия родителей, педагогов имеют более высокую активность. По мере взросления активность ребенка возрастает, он все старается сделать сам, воспитатели его только контролируют. Это помогает почувствовать себя субъектом деятельности, является самым важным для воспитания ребенка творческой личностью. Мера стараний воспитанника должна соотноситься с его возможностями.

Воспитательные цели реализуются через активные действия: спортивные упражнения помогают физическому развитию, нравственные качества укореняются, если дети ориентируются на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности, ежедневного решения интеллектуальных задач.

Педагог содействует тому, чтобы ребенок максимально осмысливал свои действия, искал свое место среди других. Принцип субъектности предполагает поиск совместных решений, исключение из взаимоотношений жестких приказов.

На каждом возрастном этапе воспитатель руководствуется актуальными потребностями ребенка. Форсирование процесса со стороны взрослых приведет к пассивности детей или к активному сопротивлению, агрессивности. Стеснительность или агрессивность наложат свой отпечаток на характер. Психологи предупреждают: ранняя агрессивность говорит о предрасположенности в будущем к криминальному поведению.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

Наследственность

Стартовое условие, родительская программа, которая становится предпосылкой развития положительных качеств. Обратной стороной наследственности становятся наследственные заболевания, физические дефекты, способные ограничить человека в развитии.

Среда

Под ней понимают жизненные условия, биологическую среду (свет, пища, воздух), а также социальную (семья, друзья, общество, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике, науке).

Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер, педагогически неуправляемый, что приводит к трудностям в период взросления.

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.



Современная концепция воспитания

Для поколений родителей и педагогов вопрос воспитания остается животрепещущим. Теоретики пытаются подобрать идеальную модель для формирования у детей определенных взглядов, навыков, знаний. Выделяют общие закономерности среди основных теорий:

  • воспитание и обучение всегда взаимосвязаны, но воспитанию отдается приоритет;
  • на эффективность воспитания стараются повлиять вовлечением в него самого воспитанника;
  • результаты воспитания складываются из понятных для воспитателя и ребенка форм, методов, целей.

Многие социальные институты применяют устаревшие модели воспитания. Современные концепции требуют, прежде всего, работы над воспитанием культурной разносторонней личности, уверенного в себе, самостоятельного человека с правильными жизненными установками.

Стратегия модернизации в образовательной системе направлена на восстановление соответствия между качеством воспитания, потребностями общества и самой воспитываемой личности.

Возрастные этапы и личность

Человек становится личностью, когда он достигает определенного уровня в психическом развитии, когда у него складываются взгляды на мир, работает оценка собственного поведения. Личность – результат культурного, социального развития. На каждом из возрастных этапов происходит формирование определенных психологических качеств, отношений, что формирует внутренний мир ребенка, его поведение.

Период до 3 лет характеризуется высокой пластичностью и легкой обучаемостью. Основные черты характера ребенка закладываются до года. Элементарные нравственные качества формируются тогда же. Задача воспитания – не нанося ущерб здоровью и нервной системе, дать детям основу дальнейшего развития.

Дети от рождения не располагают готовыми формами поведения. Умению складывать кубики, рисовать, говорить они учатся у взрослых.

Годам к трем малыш по многим вопросам имеет собственную позицию, осознает разницу между собой и другими людьми, становится более самостоятельным.

Ближе к школе ребята в состоянии оценить свои поступки в сравнении с действиями друзей, родителей, стремятся принимать участие в их деятельности. Процесс социализации пройдет у малыша тем легче, чем он лучше адаптируется в обществе, усвоит правила поведения в нем, чем более тесным будет контакт с родителями.

Без крика и угроз

Каждая семья отличается особыми методами воздействия на детей. В зависимости от этих методов, отношения между детьми и взрослыми квалифицируют как авторитарные или демократические.

Родителям бывает сложно воспринимать капризы ребенка, несоответствие его каким-то идеалам. Взрослые зачастую переносят модели поведения из той семьи, в которой они сами воспитывались. Если сами воспитывались ремнем и «углами», автоматически принимают этот образец воспитания в свои семьи.

Возможны ли отношения без крика и насилия? Поскольку причины такого родительского поведения связаны не с ребенком, а с восприятием мира самими взрослыми, стоит разобраться в себе, постараться освоить принципы позитивного воспитания, которые не преминут сказаться даже в отношении «трудных» чад.

Советы для родителей

  • Характер, поведение ребенка зависят от его темперамента. Не стоит его ломать, заставлять заниматься тем, что ему не свойственно. Примите его таким, согласитесь с его правом быть самим собой.
  • Постарайтесь объяснить ребенку, в чем конкретно он неправ. Беседа с годовалым или десятилетним должна отличаться.

    Нотации, длинные нравоучения эффекта вообще не дадут.

  • Истерики, призванные добиться своего, не должны вас провоцировать. Но наказывать в этом случае – тоже не метод. Внимание ребенка необходимо отвлечь, переключить на более конструктивный предмет.
  • Будьте деликатны. Не нужно публично одергивать и наказывать свое чадо.

    Поговорите с ним мягко, с выкладкой всех доводов наедине. Запреты и наказания рождают противодействие. Попытайтесь договориться.

  • Яблочко от яблоньки… Мало объяснить правила поведения, пользу занятий физкультурой, вред курения. Дайте личный пример.

    Это не только более действенный воспитательный метод, но и верный способ завоевать уважение.

  • Уделяйте чаду больше времени. Капризы и неадекватное поведение чаще всего – результат занятости взрослых другими «важными» делами.
  • Установленные ограничения и правила не должны зависеть от настроения мамы.

    Если что-то под запретом, значит не разрешается никогда.

  • Если ребенок ведет себя «как надо», почаще хвалите его. Не забывайте, «метод наград» гораздо эффективнее негатива. Похвала скорее заставит вести себя хорошо.
  • В семье нужно согласие.

    Только такая атмосфера сформирует устойчивую психику, положительно отразится на характере отпрыска. Частые скандалы являются причиной нервных срывов, недоверчивости, конфликтности.

  • Поощряйте проявления самостоятельности. Лучше опоздайте несколько раз в детский сад, но пусть ребенок сам завяжет шнурки на ботинках.

    Давайте ему возможность самому выбрать вид игры, привлекайте к посильной помощи взрослым с раннего возраста.

  • Если не уверены, что наказание необходимо, выберите не наказывать.



Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/lichnost-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.