Конфликты с учителем: 5 способов решения

Содержание

Конфликт ученика и учителя: причины и способы решения

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Евгения Климкович

Приветствую вас, дорогие родители! Сколько хлопот доставляет нам детская учёба в школе! Обучение – многогранный процесс, пройти который на одном дыхании без препятствий не получится. Сколько детских слёз мы видим, сколько по учителям бегаем, сколько детей между собой мирим.

Но наиболее сложная проблема, как мне кажется, которая может появиться в стенах учебного заведения, – это даже не плохая успеваемость. Это конфликт ученика и учителя.

К сожалению, без периодических столкновений в результате противоречий ну никак не обойтись. Спорные ситуации возникают всегда и везде. Самое главное – вовремя погасить разгоревшийся огонь.

Почему учитель и ученик ссорятся?

Уверена, что никто из вас не будет отчаянно доказывать, что всю ответственность за школьный конфликт нужно полностью возложить на учительские плечи. Да, согласна, что по сравнению с «птенцами», которые только-только сели за парту, учитель и мудрее, и обучался пять лет психологической устойчивости к провокациям при проверке на «прочность». Но!

Думаю, все из вас согласятся, что времена сейчас не те, что раньше. В далёких 80х-90х, когда учились мы, даже в самом кошмарном сне нельзя было представить, что уже с начальных классов дети будут за углом школы курить и употреблять алкоголь, ни во что не ставя авторитет своего педагога.

Низкий уровень жизни и ярко прослеживающаяся грань между «богатыми и бедными» обостряет напряжение в обществе, вызывая агрессию на пустом месте и у юнцов, и у наставников.

Качество образования, в том числе и педагогических кадров, оставляет желать лучшего. Примеры непрофессионализма молодых педагогов сегодня, к сожалению, можно увидеть кругом и всюду.

Всё чаще более образованные ученики, углублённо что-либо изучая, спорят с учителем, например, о применении правил русского языка или решении математических задач, не говоря уже об иностранных языках.

Кому понравится, что чей-то отпрыск начинает умничать? Далеко не каждый способен признать свою некомпетентность и отсутствие у него должных знаний.

Провокаторами школьного конфликта могут стать разные причины, и во многом это зависит от возраста ученика.

Так, в начальных классах дети пытаются понравиться, желают быть замеченными, быть «приближёнными», потому спорная ситуация между учителем и учеником чаще выливается в мини-конфликт, когда ребёнок обижается, что его не замечают, к нему придираются, и начинает потихоньку мстить педагогу, срывая уроки и вредничая. Потому для младших школьников характерны конфликты поступков, как приглашение преподавателя к контакту.

Перейдя в старшие классы, дети сталкиваются с трудностями поиска подхода к целой группе разных учителей, ведь до старшей школы их было совсем немного: один по общим предметам и пара-тройка по специальным. Приходится подстраиваться под всех сразу, а реагировать спокойно на замечания подростки уже отказываются, отстаивая свои права.

Те, кто поразвязнее, самоутверждаются в глазах одноклассников, отвечая грубостью. Плюс скучно проводимые учителем уроки, и в результате – подростковый протест.

Невзлюбить нерадивого ученика учитель может по причине желания задавить авторитетом слишком развитого не по годам ребёнка, так называемый «конфликт поколений». Особенно это характерно для педагогов старой закалки, которые сегодня не успевают «в ногу со временем».

Нередко в «чёрный список» попадает «золотая молодёжь», одетая по последнему писку моду и снабженная суперсовременными гаджетами, заработать на которые педагог сможет разве лишь к пенсии. И пользуясь служебным положением, учитель начинает «ставить на место» юного хвастунишку.

Какие бывают школьные конфликты?

Ссоры между учителями и учениками бывают разные, объединим их в три большие группы.

Конфликт деятельности

Такая ссора получается, когда ребёнок демонстративно не подчиняется, отказываясь выполнять требования педагога либо делая это из рук вон плохо.

Нередко причинами этого в начальных классах являются трудности в усвоении учебного материала.

В последнее время родители жалуются на слишком высокие требования, которые учителя предъявляют к ученикам, используя заниженные отметки как наказание за неподчинение.

Конфликт поступка

Случается, что учитель, не разобравшись в ситуации, принимает решение наказать ученика за совершённый поступок и сталкивается с противостоянием. Не всякий ребёнок готов смолчать, он начинает доказывать свою правоту, которая педагогу не очень-то по душе. Потому для «закрытия рта» вступает в силу авторитет и появляется детская озлобленность. Вот вам и повод «побить посуду».

Конфликт отношений

Самый тяжёлый и самый затяжной. Он носит личностный характер, а неприязнь может быть обоюдной. Тайная ненависть закрадывается далеко в душу и порождает длительную неприязнь между учителем и учеником. Нелюбовь у ребёнка может быть как к самому педагогу, так и к предмету, а взрослый способен негативно воспринимать учащегося-лидера коллектива как конкурента.

Потому начинаются насмешки, стремление переиграть, грубость и пользование положением. Чаще всего в этой ситуации единственный способ решения – сменить педагога.

Главное: вовремя помирить!

Конечно, ссора – это всегда неприятно, иногда не особо хочется идти и разбираться, но допустить, чтобы конфликт между учителем и ребёнком затянулся, нельзя. Время здесь играет против вас. Вот некоторые примеры, которые показывают, что школьник обиделся на педагога.

  • Ребёнок постоянно сетует: «Учитель меня не замечает!» Но, как часто бывает, что проявленное когда-то нежелание ребёнка поучаствовать в классном мероприятии становится поводом больше не вовлекать его в общие мероприятия.
  • Ещё на пороге по возвращению из школы юный ученик возмущается: «Почему она на меня кричит?!». Жалуются на повышение голоса чаще те ученики начальных классов, которые к крику дома не привыкли. Для них это нонсенс. Но многие родители, пообщавшись с учителем, нередко понимают, то преподавательский крик – это всего лишь попытка перекричать детский улей.
  • Школьник на плохие отметки возражает: «Ко мне придираются больше, чем к другим!». У половины детей младшей школы устоявшееся мнение: учитель цепляется просто так. Причиной тому часто бывает неумение в таком возрасте ещё оценивать свои поступки.

Всё это может сопровождаться слезами, повышенной интонацией и грубыми словами в адрес преподавателя.

Безусловно, сразу возникает желание бежать в школу и защищать обиженного ребёнка, но стоит ли «пороть горячку»? Сосчитайте до десяти и спросите себя:

  • точно ли вы знаете, как ребёнок ведёт себя без вашего присутствия, может ли он соврать о своём поведении,
  • знаете ли вы дословно, что именно требовал учитель от ребёнка,
  • не является ли отсутствие внимания учителя к ученику лишь следствием большой нагрузки, когда педагог просто не успевает «полюбить» всех.

Самым лучшим решением для вас, как третейского судьи, станет независимая беседа с обеими сторонами конфликта по особым правилам.

  • цель разговора с ребёнком – дать выплеснуться негативу. Пламенная речь закончилась? Теперь к деталям: что, когда и как.
  • цель разговора с педагогом – выявить только обстоятельства без эмоций. В разговоре в стенах школы не стоит преувеличивать детскую вину, но и заискивать с учителем тоже не стоит, боясь «попортить жизнь ребёнку». Кто, если не мы, будет защищать наших детей?! На каждую силу найдётся другая сила!
  • Имейте ввиду, что версии «кто виноват» могут значительно разниться. Потому объективность — это условие для правильного принятия решения.
  • У вас неплохие отношения с родителями одноклассников? Попробуйте выяснить, не было ли у них конфликтов с этим педагогом.

Разговор с преподавателем зашёл в тупик? Попробуйте встать на тропу сотрудничества, обозначив, как вы намерены попытаться выйти из ситуации со своей стороны, напомнив ребёнку, «что такое хорошо, а что такое плохо»,  и уточнив, что может сделать преподаватель. А искать выход придётся, иначе один не сможет учить, а другой – учиться!

Преодолели ссору и помирили враждующие стороны? Не ждите очередного конфликта, примите профилактические меры. Наладьте хорошие отношения с учителем, почаще интересуясь и принимая участие в жизни класса. Как известно, общие интересы сближают, и кто знает, может между учителем и вашим ребёнком вдруг появится настоящая школьная дружба!

А вы конфликтовали с учителями? Если да, расскажите, что делать родителям в таких случаях, чтобы и «волки были сыты, и овцы остались целы».

И, конечно же, школа — это не только проблемы, конфликты и трудности. Это еще и масса разных забавных ситуаций, ими мы щедро делимся в нашей группе «ВКонтакте», так что не забудьте в нее вступить) А подписавшись на новости блога, вы раз по понедельникам будете получать расписание выхода статей на следующую неделю и всегда будете в курсе событий.

Ну а теперь, может быть «Ералаш» посмотрим? Не против? Чуток расслабимся и улыбнемся)

Желаю вам мира в доме, в школе и во всем мире!

Ваша Евгения Климкович

Источник: http://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/konflikt-uchenika-i-uchitelya/

Конфликт ученика с учителем

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Нередки случаи, когда у ребенка в школе возникает конфликт с учителем.

Если ученик находится в состоянии «войны» с преподавателем, то первоочередной задачей родителей будет помочь своему ребенку как можно быстрее разрешить конфликтную ситуацию.

При этом не нужно пытаться решить все за него — ребенок должен сам научиться справляться с подобными ситуациями. В первую очередь разрешение ситуации подразумевает под собой нормальный, конструктивный диалог между учеником и педагогом.

Возможные причины конфликта

  • Если учитель пользуется старыми педагогическими методами и имеет несовременные взгляды на жизнь, то он может не любить творческих и раскрепощенных детей, которые воспитываются в атмосфере любви и свободы. Когда такой ученик высказывает свое мнение, то педагог видит в этом только одно — ребенок плохо воспитан. А если же ученик решит задачу не тем способом, что объяснял преподаватель, то он может обвинить ребенка в непонимании материала.
  • Педантичные учителя внимательно присматриваются и придираются к тому, как выглядит учащийся, насколько аккуратно он ведет свою тетрадь. По этому поводу может возникнуть масса конфликтных ситуаций как с детьми младшего школьного возраста, которые не очень аккуратны, так и со старшеклассниками, которые хотят чем-то выделиться и отстаивают свою индивидуальность относительно своего внешнего вида.
  • У подростков есть очень много разнообразных поводов попасть в конфликтную ситуацию — они пытаются самоутвердиться в коллективе и считают, что если нагрубят педагогу, то легко завоюют себе авторитет среди сверстников.
  • Если учитель плохо владеет педагогическим мастерством и его уроки очень скучные для детей, то это тоже может провоцировать недовольство и осуждение со стороны учеников.
  • Бывает и такое, что мягкий характер учителя не дает возможности поддерживать строгую дисциплину в классе. И педагог, чтобы спасти свою репутацию идет на конфликт со злостными нарушителями дисциплины.

Признаки того, что ученик на грани конфликта с учителем

Понять, что назревает проблема в отношениях педагога с учеником очень просто. Нужно присмотреться к ребенку и сделать все, чтобы конфликт утих на ранней стадии. Вот главные симптомы начала проблемы:

  • ученик категорически отказывается учить уроки, портит учебник по данному предмету и очень неаккуратно ведет свою рабочую тетрадь;
  • ребенок ведет себя совсем не так, как раньше: если он был добрым, то стал агрессивным, а раскованный и общительный вдруг сделался замкнутым;
  • школьник рисует смешные или злые карикатуры на преподавателя и очень негативно о нем вспоминает;
  • записи о нарушениях дисциплины сделаны в основном одним и тем же учителем.

Как выйти с проблемной ситуации?

Решение проблемы состоит из 2 этапов:

  • оценка возникнувшей проблемы;
  • разговор с учителем.

Оценивая сложившуюся ситуацию, родители должны помочь ребенку решить проблему. Они могут подсказать ребенку как разрешить конфликт с учителем достойным образом.

В результате полученного в детстве опыта взрослый человек будет обладать необходимыми навыками правильного выхода из трудных житейских ситуаций. Подходить с разговором к ребенку нужно очень аккуратно. Он не должен думать, что в результате разговора его накажут.

Следует успокоить ребенка, показать, что хотите ему непросто посочувствовать, а помочь решить сложную ситуацию.

Часто родители задают слишком много вопросов и комментируют каждое слово своего ребенка, что делать крайне не рекомендуется. Он должен выплеснуть все, что наболело, даже если это очень эмоциональное и не совсем культурное высказывание.

Если хочет, то пусть ругает учителя. А также во время разговора полезно будет уточнить, когда и из-за чего начались первые ссоры с учителем, на какие высказывание ученика он отреагировал негативно.

После этого ребенка убеждают, что он и учитель не враги друг другу, им просто им тяжело найти общий язык.

В конце разговора обязательно нужно подвести итоги и найти выход из ситуации.

Очень хорошим результатом беседы считается, если от ребенка прозвучало предложение о том, что он будет вести себя спокойней и стараться лучше учить этот предмет.

Будет нелишним убедить ребенка в необходимости разговора родителей с преподавателем. Сделать это будет легче, если сказать ему, что придете после уроков, и никто из одноклассников ничего не будет знать.

Разговор с учителем

Общаясь с педагогом, родители должны руководствоваться следующими правилами:

  • В разговоре с учителем нужно придерживаться нейтральной стороны. Не стоит открыто вставать на сторону педагога или, наоборот, своего ребенка — ни к чему хорошему это не приведет.
  • Следует обратить внимание на то, чтобы преподаватель, описывая конфликтные ситуации, указывал на конкретные факты и поступки ребенка, а не руководствовался только своим мнением или впечатлением. Если что-то непонятно, не стоит бояться переспросить или уточнить у учителя.
  • Не нужно «расстилаться» перед учителем чтобы загладить конфликт, тем самым преувеличивая вину своего ребенка.
  • Не стоит также бояться, что учитель будет несправедливо придираться к ребенку и выживать его со школы. Нужно просто защищать его права и добиваться того, чтобы он себя комфортно чувствовал в школе. Если учитель злоупотребляет своим положением, то можно найти способ повлиять на него посредством обращения к завучу или директору школы.
  • Что делать, если попытка урегулировать проблему зашла в тупик? Нужно открыто спросить педагога, в чем он видит решение данной проблемы.

Как не допустить появления конфликта?

Если родители изначально наладят с педагогом хорошие отношения, то он точно не будет излишне придираться к школьнику. Каким же образом это возможно сделать?

  • Для этого нужно регулярно посещать родительские собрания. Замечательно будет предложить свою помощь размножить копии дидактических материалов, помочь озеленить класс или сделать ремонт.
  • Следует также позаботиться и об ученике. Для этого его нужно отдать в музыкальный или танцевальный кружок, секцию борьбы, плавания и т. д. Возможно там он будет занимать призовые места, тем самым прославит свою школу и заслужит уважение у учителей. К тому же такое увлечение изменит его мировоззрение, и он будет совсем по-другому смотреть на школу и на весь мир в целом.

Причин, которые могут вызвать конфликтную ситуацию, очень много. В поисках их решений нужно оценить атмосферу в классе и метод преподавания учителя. К тому же каким бы «сложным» ни был ребенок, его нужно попытаться понять и направить его энергию в нужное русло.

Но в любом случае не стоит забывать, что за возникновение конфликта и за его урегулирование должен отвечать учитель. Потому что именно он занимается профессиональным воспитанием школьников.

Как настоящий специалист преподаватель не должен допустить возникновения конфликта, и тем более его перехода в более острую форму.

Источник: https://roditeliz.ru/school/konflikt-uchenika-s-uchitelem-kak-razreshit.html

Конфликты между учителем и учеником. Как избежать и разрешить конфликт ученику

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Предлагаем вашему вниманию статью о конфликтах учеников и учителей. На какой почве возникают такие ситуации, как их разрешать и как быть родителям когда между их ребёнком и учителем возникла конфликтная ситуация.

Конфликт с учителем

Воспитание самостоятельности – дело хорошее, особенно когда речь идет о подростках.

Однако школьники младшего и среднего возраста пока ещё не обладают  дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя её и не нанося ущерб своему здоровью? Если вы знаете, что у ребёнка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.

Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребёнка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

Из-за чего возник конфликт?

Можно выделить несколько наиболее распространенных причин конфликтов с учителями.

Авторитарные педагоги, учителя «старой закалки», обычно недолюбливают творческих, раскрепощённых детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой ребёнок высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии к большей части класса. Как известно, младшие школьники не отличаются аккуратностью, поэтому подобные конфликты обычно заканчиваются, как только дети переходят в среднюю школу.

В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит в острую стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю.

Недостаточная квалификация учителя, скучные уроки, неумение взаимодействовать с подростками – всё это вызывает у школьников реакцию протеста. Издеваясь над преподавателем, который из-за мягкости характера не способен поддержать дисциплину в классе, они проявляют редкую изобретательность. И если такой учитель решается на открытый конфликт, значит, дело серьёзное.

Мальчики лидируют

Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18,9% мальчиков и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц. Однако девочки гораздо чаще вызывают недовольство учителей своим внешним видом.

Для российских школ характерны также «двойные стандарты», связанные с полом учеников. Например, в младших классах учителя резко негативно относятся к неуспевающим и непоседливым девочкам, в то время как к подобным недостаткам у мальчиков они относятся гораздо спокойнее.

Стратегия и тактика во время конфликта

Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Воспользуйтесь нашими советами.

1. Оценка ситуации

Не допускайте, чтобы противостояние ребёнка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым на ранней стадии можно определить, что у ребёнка сложились напряжёенные отношения с учителем:

– школьник пренебрегает учёбой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведёт тетрадь неряшливее, чем обычно;
– ребёнок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нём, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

2. Беседа с ребёнком

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

цель вашего разговора с ребёнком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:

– когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;– после того, как ребёнок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта.

Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и так далее;– в ходе беседы демонстрируйте ребенку сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя.

Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.

– в конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребёнка.

Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания. Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков.

3. Разговор с учителем

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы.

Учитывайте не только особенности действий ребёнка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину ребёнка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери.

Вы защищаете права ребёнка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Если преподаватель злоупотребляет властью, на него всегда можно найти управу через завуча, директора или представителей департамента образования. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта.

Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?

Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашёл в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Профилактические меры

Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Принимайте участии мам и пап в жизни школы.

Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в копировании учебных материалов, трудоустройстве старших учеников и так дак.

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок имел интересное хобби.

Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

Мария Баулина, «Здоровье школьника»

(Visited 8 909 time, 1 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/konflikt-mezhdu-uchitelem-uchenikom-kak-razreshat-konflikty-uchitel-uchenik.html

Учитель и ученик: как построить бесконфликтное общение

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.

Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.

Причины и особенности ↑

К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:

  • низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
  • разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
  • каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.

Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:

  • в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
  • специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
  • особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

1.   Конфликт деятельности. В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся:

  • повышенная утомляемость;
  • неспособность усвоить большой объем учебного материала;
  • отсутствие объективной помощи со стороны учителя.

Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.

Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

2.   Конфликт поступков. Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося.

На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом.

Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.

3.   Конфликт отношений.

Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы.

Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.

Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.

Как выявить проблему: советы родителям ↑

Существует ряд признаков , по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:

  • у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях ,чего раньше не наблюдалось;
  • ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.

После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.

Как разрешить конфликт между учителем и учеником ↑

Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:

  • спокойствие;
  • объективный анализ ситуации;
  • построение открытого диалога;
  • определение общей цели;
  • выводы.

Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.

Рекомендации учителю для разрешения конфликта с учеником-провокатором:

  • недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
  • не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
  • важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
  • необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
  • разговор должен быть предметным, конкретным;
  • возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
  • важно уметь слушать и слышать ребенка!

Рекомендации родителю в конфликте, виновником которого является учитель:

  • важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
  • необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
  • скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
  • после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
  • не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.

Какова польза конфликта в организации? Узнай в статье.

О способах ухода от конфликтов читай далее.

Рекомендации родителю, если в конфликте виноват ребенок:

  • провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
  • в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
  • ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
  • родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).

Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!

: Конфликты между детьми и учителями

Источник: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom.html

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

Конфликты с учителем: 5 способов решения

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.

  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Екатерина Афанасьичева.

Источник: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.