Как быстро научить ребенка говорить

Содержание

Как научить ребенка говорить

Как быстро научить ребенка говорить

статьи: Ребёнок слышит человеческую речь сразу после рождения. Со временем кроха тоже начинает выражать свои эмоции, пытается произносить первые звуки, строить целые предложения. Однако все дети индивидуальны, поэтому развитие речи у них происходит по-разному.

Тогда обеспокоенные родители задаются вопросом о том, как научить ребёнка говорить в домашних условиях. Существуют разные возрастные периоды, с помощью которых можно определить насколько правильно развивается речь у младенца. Как утверждают педиатры, обучение нужно начинать с первых дней жизни.

Мать должна петь новорожденному песни, рассказывать сказки и просто почаще с ним беседовать. Кроме того, существует множество методик для развития речи у детей разного возраста.

Нормы речи для детей

Во время каждого периода взросления ребёнок произносит определённые звуки, слова, предложения. Таким образом кроха выражает свои эмоции и налаживает контакт с окружающими.

Спустя 2 месяца после появления на свет младенец не только кричит и плачет, но и произносит звук «-гу», а также с удовольствием протягивает гласную «а». При этом родители должны отвечать ему, чтобы он понял, что общение важно.

Ещё через несколько месяцев новорожденный уже пытается озвучить более сложные комбинации. Чтобы его речь развивалась, нужно читать ему книги, включать музыку, аудиокниги и т. д. Словарный запас годовалого ребёнка состоит из 5 – 10 простых слов.

Дети от 1 до 1.

5 года уже знают больше слов и ежедневно узнают новые. Они понимают, что им говорят родители, например, «идём погуляем», «давай покушаем», «пора спать» и т. д. Когда ребёнок достигает 18 месяцев, он пополняет свой словарный запас 20 новыми словами.

Младенец с удовольствием познаёт всё новое, запоминает слова и пытается их повторить. Чтобы развивать эти навыки. нужно читать и рассматривать книжки с объёмными картинками, рассказывать, что на них изображено.

К 2 годам ребёнок уже знает около 70 слов, а ещё через год его словарный запас пополняет ещё 200 новых фраз и до 1000 слов. К тому же, он уже умеет склонять слова по падежам и вставлять местоимения в предложения. Звуки он всё ещё произносит нечётко, но к возрасту 5 лет эта проблема решается самостоятельно.

В 3 – 4 года дети могут выучить простой стишок, запомнить песенку, отгадать загадку. Речь его не очень чётка, так как он ошибается в употреблении рода, числа и падежа, однако вполне понятна. Словарный запас достигает около 2000 слов.

Кроха фантазирует, выдумывает свои слова, выражения. Его речь пополняется наречиями, местоимениями, прилагательными, числительными. Единственная проблема у ребёнка около 4 лет в том, что он меняет слоги местами и не умеет выговаривать звук «р», «л», «ц».

Дети от 4 до 5 лет знают около 3000 слов кроме тех, которые они переделывают на свой лад. В предложениях встречаются разные предлоги, прилагательные. Малыш прекрасно описывает предметы, может пересказать простую сказку, выучить стих и рассказать его с выражением. Многие дети умеют считать до 10.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Иногда случается так, что годовалый малыш отстаёт в речевом развитии или вообще не разговаривает. Тогда родители задаются вопросом о том, как научить ребенка говорить в 1 год. Чтобы решить эту проблему следует выполнять следующие правила: • Почаще задавайте вопросы вашему чаду, делитесь своими впечатлениями.

Например, после купания спросите его, какую пижаму он хочет надеть. Конечно малыш ещё не сможет полноценно ответить на этот вопрос, но может произнести несколько связанных звуков, а это достаточно неплохо. • Побольше разговаривайте с ребёнком где бы вы ни были: на улице, в магазине, в гостях.

• Во время выполнения работы по дому рассказывайте ему, что вы делаете. Обсуждайте домашних питомцев, описывайте сюжет игры, которой вы сейчас заняты. • Старайтесь ежедневно читать ему книги, рассказывайте, что вы видите на картинках.

Кроме того, детям интересны энциклопедии с яркими изображениями животных, насекомых, климатическими явлениями и т. д. • Старайтесь говорить правильно, не сокращайте и не коверкайте слова. Приучайте себя говорить с младенцем, как со взрослым человеком.

Если после выполнения этих правил новорожденный всё равно молчит, не паникуйте. Иногда годовалые дети просто не готовы к полноценному общению. Тогда просто продолжайте соблюдать вышеописанные рекомендации.

Как научить детей говорить в 2–3 года

Если малыш разговаривает с трудом или вообще молчит, то нужно заниматься его развитием. Достаточно актуален вопрос о том, как научить ребенка говорить в 2 года. В таком случае родителям рекомендуется сделать следующее: • Поиграйте с крохой в алфавит, ему понравиться повторят за вами буквы.

Чтобы малыш смог отобразить звук правильно, чётко выговаривайте их. • Разговаривайте с младенцем так, чтобы он не смог ответить «да» или «нет», а ему пришлось отвечать на вопрос. • Несколько раз в день чётко произносите те слова, которые плохо даются малышу. Со временем у него получиться правильно их повторить.

• Для любого проблемного звука подбирайте стишки и песенки. При этом проговаривайте каждую строчку вместе с крохой, чтобы он запоминал, как это правильно делать. • Ненавязчиво исправляйте ребёнка, когда он заменяет сложный звук (л, ж, р, с) на более простой.

• Включайте детские песни, познавательные мультики, привлекайте к общению новых людей (сверстников и взрослых). Часто общение ускоряет его развитие. Теперь вы знаете, как научить ребенка говорить в 2 – 3 года. Следуйте советам специалистов, и кроха порадует вас своей речью.

Не стоит переживать, что малыш не выговаривает звук «р» в 5 лет. Если эта проблема не решиться к 6 годам, то можно привлечь логопеда.

Как научить детей говорить в 4–5 лет

Развивать речевой аппарат у детей в 4 года нужно с помощью игр, специальных упражнений и регулярных тренировок: • Рекомендуется тренировать лицевые мышцы и язык. Чаще всего для этой цели используют следующие упражнения: качели, рыбка, слон, часы, хомячок. Они помогают развивать речевой аппарат и выговаривать звуки членораздельно. • Интересные игры.

Существует огромное количество упражнений в интернете, мамы могут выбрать любой из понравившихся вариантов. Главное, чтобы игра соответствовала возрасту ребёнка. В 5 лет дети могут определять, где находиться звук, который назвали родители: в начале, середине или конце слова. Например, расположение звука «р» в слове «рыба» и т. д. • Показательный пример.

Дети всегда с удовольствием наблюдают за общением родителей. Поэтому нужно контролировать свою речь, говорить выразительно, без применения слов-паразитов и ненормативной лексики. Кроме того, рекомендуется вместе с ребёнком рассматривать картинки в книгах, читать сказки. Почаще просите кроху описать какой-то предмет своими словами.

Настоятельно рекомендуется учить стихи и тексты песен.

Методики для развития речи

Чтобы научить ребёнка правильно говорить, родители могут воспользоваться следующими методиками: 1. Буквограмма. Эту программу разработала кандидат психологических наук С.Шишкова. Она основана на принципах нейропсихологии, логопедии и дефектологии. Она подходит не только дошкольникам, которые не умеют концентрироваться на материале, но и подросткам.

С помощью Буквограммы активизируется память, внимание, корректируется речь. Во время занятий чередуется умственная деятельность с дыхательными и физическими упражнениями. По мнению Шишковой, правильное дыхание стимулирует работу головного мозга. Методика состоит из 20 занятий, которые рекомендуется выполнять регулярно. 2.

Мультфильмы для развития речевого аппарата. Как известно, дети обожают смотреть мультики. Однако это развлечение может быть не только интересным, но и полезным, если правильно подобрать материал. Этот метод подходит малышам от 3 до 5 лет, которые в этом возрасте впитывают увиденную и услышанную информацию, как губка.

Поэтому рекомендуется время от времени включать ребенку красочные мультфильмы. Отличный вариант для дошкольников – это «Клуб Микки Мауса», «Уроки тётушки Совы» и т. д. А школьники младших классов с удовольствием посмотрят «Смешарики» или «Фиксики». 3. Развивающие игры. Чтобы развивать речевой аппарат малыша.

поиграйте в «Забавные гримасы», эта игра подходит детишкам, которые обожают строить рожицы. По сюжету игры папа или мама садятся напротив ребенка и рассказывает, что он должен сделать. Например, предложите крохе надуть щёки, вытянуть язык или подвигать нижней челюстью в разные стороны. Главное, чтобы во время игры было задействовано больше мышц лица.

Существует ещё один вариант предыдущей игры «Часики». Предложите ребёнку высунуть язык и подвигать им, как будто это стрелка часов. Во время движения нужно постоянно менять скорость и направление. Поиграйте в «Жирафа и мышку», согласно сюжету, кроха должен стать на колени, сжать руки в кулаках и поднять их как можно выше во время вдоха.

При выдохе он показывает мышку, для этого нужно присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Главное выполнить упражнение многократно. 4. Методика Ушаковой. Развитие речи – это длительный и достаточно сложный процесс. Для этой цели родители могут воспользоваться программой доктора педагогических наук О.Ушаковой.

Она помогает усовершенствовать произношение звуков, улучшить дикцию. Во время упражнений применяют маленькие стихотворения, скороговорки, потешки, игры. Чтобы ускорить развитие осмысленной и связной речи задействуется синтаксический, лексический и фонетический строй. С помощью методики Ушаковой можно исправить дефекты речи у дошкольников и детей постарше. 5.

Скороговорки помогают не только познать родной язык, но и совершенствовать речевой аппарат. К тому же многим детям больше нравиться произносить именно скороговорки, а не стихи или песни, так как это занятие увлекательное и весёлое. Ребенок должен быстро произносить трудно построенную фразу, после чего он избавляется от многих проблем с речью.

Для годовалого малыша больше подойдут скороговорки с красочными иллюстрациями. Начинать рекомендуется с простых скороговорок («Щеночкам щёточками чистили щёчки» или «Жил жираф, жир жевал» и т. д.), если у ребёнка всё получается, непременно хвалите его, и постепенно повышайте степень сложности фразы.

Тогда ваше чадо будет получать удовольствие от занятий и будет стремиться к новым высотам. Существует ещё множество методик для развития речи у детей разного возраста. Родители могут выбрать одну из вышеописанных программ или посоветоваться со специалистом, который подскажет на каком варианте остановить выбор.

Игры для развития моторики пальцев

Когда ребёнку исполниться 2 года, нужно начинать развивать мелкую моторику. По утверждению известного педиатра Е. Комаровского, речь малыша тесно связана с движениями пальчиков. Поэтому важно развивать мелкую моторику с помощью следующих игр: • Пусть кроха закроет глаза, потом дайте ему в руки какой-нибудь знакомый предмет.

Предложите ему пощупать его и угадать, что он держит в руках. • Играйте в конструктор, попытайтесь сложить домик, дерево, лодку и т. д. • Разложите перед малышом бельевые прищепки и картонные круги. Потом вместе соберите солнышко из этих предметов.
• Дайте крохе шнур, кольца, предложите ему нанизать колечки на верёвку.

Если ему удалось справить с поставленной задачей, то усложните её. Дайте ребёнку толстую нить и крупные пуговицы и предложите повторить процедуру. • Если вашему чаду 1 год, то научите его застёгивать пуговицы или шнуровать обувь. Положите перед ним вещь или обувь, чтобы малыш потренировался, но находитесь рядом, чтобы помочь при необходимости.

Родители могут выбрать одну из вышеописанных игр или поискать более интересные варианты в интернете.

Полезные рекомендации

Как упоминалось ранее, не стоит переживать, если ваш малыш немножко отстаёт в речевом развитии. Родители могут самостоятельно справится с проблемой, главное подойти к делу ответственно и заниматься регулярно.

Чтобы сделать речь ребёнка правильной, нужно соблюдать следующие рекомендации: • Разговаривайте с малышом как со сверстником, не стоит использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. • Если ваше чадо молчит на протяжении длительного времени, то пришла пора отправлять его в детский сад.

Как правило, многие дети раскрепощаются в компании однолеток. • С раннего возраста включайте крохе забавные песенки (от детских до классики), мультфильмы, сказки. Таким образом ваш ребёнок будет воспринимать речь, звуки и окружающий мир. • Старайтесь как можно чаще беседовать с малышом.

Вы можете рассказывать ему, что вы делаете в настоящее время, обсуждать окружающих во время прогулки, рассказать о животном, которое вы увидели на улице и т. д. Главное во время беседы использовать побольше прилагательных. • Регулярно задавайте вопросы своему ребёнку, даже если он пока не отвечает на них.

Со временем вы заметите положительную динамику, однако это возможно только в том случае, если малыш здоров и у него отсутствуют физиологические отклонения. Таким образом, не стоит паниковать, если ребёнок не разговаривает в возрасте 1 – 2 года, ведь речь у всех развивается по-разному.

Не существует одного правила обучения, поэтому родители должны самостоятельно выбирать из массы предложенных вариантов. Главное, при выборе методики учитывать возраст крохи. Будьте терпеливы и прислушивайтесь к вашим детям, тогда вы получите положительный результат.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Что делать если ребенок боится воды

Новорожденный ребенок в воде чувствует себя вполне комфортно, ведь для крохи это привычная среда еще из маминого животика, где он был окружен околоплодными водами. Однако в возрасте…

Ребёнок боится новых мест. Что делать?

Большие сложности у родителей возникают, если ребенок отказывается куда-то идти, объясняя происходящее тем, что очень боится незнакомого места.

Что делать если ребёнок боится чужих людей

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их чадо боится посторонних людей, причем этот страх никак не обоснован.

Источник: http://birth-info.ru/815/parenting-Kak-nauchit-rebenka-govorit/

10 способов как эффективно научить ребенка в 2 года говорить и познавать слова

Как быстро научить ребенка говорить

Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.

Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей.
Заблуждение считать, что он “разговорится”. Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.

Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.

Выделим 4 этапа обучения:

1 возрастной период: от рождения до полугода

Это благодатный период, когда обостряется зрение, слух. Последний играет ведущую роль в обучении речи.

Первые 2 месяца малыш вслушивается в звуки. Его первая улыбка – реакция на голоса. Слыша разговоры родителей, малыш пытается повторять произносимые слова.

На третьем месяце карапуз сосредотачивается на говорящих с ним, активно воспроизводит большинство звуков, которые слышит.

В 3-5 месяцев он агукает, распевает, а с полугода начинает понимать смысл слышимых слов.

Здесь закладывается умение услышать и повторять. Концентрация внимания крохи может превышать 10 минут.

Очень эффективно обучение с помощью коротких музыкальных сказок – не более 10 минут.

Многократным их повторением достигается запоминание звуков и слов крохой. Вскоре кроха будет узнавать мелодию. Он ищет глазами источник звука. Лексикон ребенка к году насчитывает до 20 простых слов, звукоподражаний. Сформирован и пассивный запас слов.

Обязательно контролируйте физическое и психологическое развитие карапуза в этот период. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев вы узнаете из нашей статьи.

Кстати, если вам интересно как приучить ребенка к горшку в 1 год, то это вы можете узнать, прочитав наш обзор.

В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.

Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте, постепенно расширяя лексикон.

Например: кубик – кубик красный – кубик квадратный – кубик лежит – кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.

Обратите внимание на особенности развития ребенка после года.

4 возрастной период: 1,5-3 года

Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.

Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.

Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом.

Для минимизации этого важно

Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку

  • не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
  • чтение малышу улучшает его произношение;
  • развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
  • скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы. Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком. Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику.

    Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.

  4. Избегайте объяснения жестами, когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.

  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно “забывайте” фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно.

    Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.

  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком

Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:

  1. Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
  2. Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
  3. Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
  4. Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
  5. Дополняйте слова малыша.
  6. Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
  7. Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
  8. Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.

Рекомендации логопеда

Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком

  • Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
  • Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
  • Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
  • Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
  • Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
  • Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
  • Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
  • Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится “что это?”. В нее особенно интересно играть на улице.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет. Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.

Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.

Источник: https://pupsek.com/razvitie-detej/rannee-razvitie/10-sposobov-kak-effektivno-nauchit-rebenka-v-2-goda-govorit-i-poznavat-slova.html

Как научить ребенка говорить: лучшая методика

Как быстро научить ребенка говорить

Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту.

Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда.

Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев.

Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов.

Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.

Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке.

Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.

Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи.

Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми.

Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Первые упражнения

Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить.

В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.

Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.

Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев.

Логопеды утверждают, что рука — это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр.

Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.

Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.

Как научить ребенка говорить слова?

Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».

Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.

Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами.

С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай».

Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».

Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.

Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета

Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.

  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.
  • Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.
  • Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.

Как научить ребенка говорить буквы л, ш, ж, р?

Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.

Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»— прикладывание языка к нижней губе сочетающиеся с приподниманием его боковых сторон и кончика. Также помогут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Как научить ребенка говорить шипящие? Используйте те же методы.

Самым лукавым звуком является буква «р». Устранить данную трудность в первую очередь поможет частое произношение слов с этой коварной буквой. Ребенку нужно показать верное расположение губ и языка.

Помимо этого, стоит пользоваться специальными стишками и скороговорками. Похожая методика подойдет и для буквы «ж».

Слова с этим звуком нужно проговаривать медленно, одновременно изображая жука или попросту жужжать.

Признаки для беспокойства или когда стоит обратиться к логопеду?

Научить ребенка говорить нужно вовремя. Несмотря на это, часть родителей склонна пускать процесс развития речи ребенка на самотек, думая, что проблемы решатся со временем.

В результате получается, что достигнув школьного возраста, ребенок не смог усвоить язык в том объеме, который необходим для успешного обучения.

Чтобы подобного не приключилось с вашим малышом, обращайтесь к специалисту, если:

  • в 8 месяцев кроха не понимает, когда к нему обращаются или не отвечает на вопрос «где мама?»;
  • в 2 года малыш не разговаривает;
  • в 2,5 года у ребенка отсутствует элементарная фразовая речь: мама би (мама уехала); к 3-м годам у крохи наблюдается повышенное слюноотделение;
  • к 3 годам малыш не овладел простой артикуляцией: не может удержать губы в улыбке или высунуть язык;
  • после 3-х лет малыш продолжает упрощать большинство слов: вместо телефон — говорит афон;
  • к 3-4 годам ребенок не чувствует слогов в слове, искажая его до неузнаваемости; ребенок произносить большинство звуков мягко или же преобладают твердые звуки;при произношении отдельных звуков появляется хлюпающий призвук, при этом воздух идет как будто вбок;
  • у малыша проявляется сильная назализация голоса — он говорит гнусаво;
  • ребенку не хватает выдоха на фразу, поэтому он может добирать воздух посреди слова.

Как правильно научить ребенка говорить? Как показывает все вышесказанное, в этом процессе нет ничего сложного. Вы сможете преодолеть большинство трудностей, если будете уделять малышу достаточно внимания и больше общаться с ним. И только в редких случаях вам потребуется помощь специалиста.

Источник: https://4child.ru/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-govorit-luchshaya-metodika/

Развитие речи у детей от 1 до 2 лет: теория, занятия и упражнения

Как быстро научить ребенка говорить

9 Сентября 2017

Как развивать речь и научить ребёнка говорить от 1 до 2 лет и старше, какие выполнять упражнения. Подробный план занятий, основанный на личном опыте.

Существует множество теорий о том, как мы обретаем речь. Знаменитый лингвист Ноам Хомски убежден, что мы рождаемся с заранее загруженным программным обеспечением для речи. Этот «пакет программ» он называет универсальной грамматикой.

Как только речь появилась, она, как правило развивается быстро. Если рассчитать с рождения, у нас получится, что новые слова усваиваются со скоростью три слова в день. Этот «проект» требует длительного времени для своего завершения.

Детям, помимо лексики, необходимо овладеть звуками языка (фонемы) и научиться понимать социальное значение слов (экспрессивное намерение). Младенцы отслеживают эти параметры языка в удивительно раннем возрасте.

Человеческое обучение в его наиболее естественном состоянии — это прежде всего опыт взаимодействий. Интеллект развивается не в капсулах машин, а в теплых объятиях любящих людей. Джон Медина

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше — это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования.

В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми.

Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

  • Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час. Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов.

    Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием.

    Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости! 

  • Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи. К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Что говорить и как говорить 

Хотя многим может показаться, что 2100  слов в час это слишком много, но такова средняя скорость беседы. Чрезмерная стимуляция может быть настолько же вредна для развития мозга, как и недостаточная, важно следить за признаками усталости у ребенка.

И никакие даже самые элементарные высказывания не стоит считать чересчур глупыми. «Сейчас пойдем кушать вкусную кашу». «Посмотри какие зеленые листочки распустились на деревьях». «Сейчас мы тебе будем менять памперс».

Просто возьмите в привычку комментировать происходящее.

Парентез — это специфицеская форма речи, в которой родители по всему миру говорят с детьми. Она привлекательна для уха ребенка.

Для парентеза характерны высокая тональность голоса и напевность с растянутыми гласными. И хотя родители, когда говорят в такой манере, не всегда осознают это, но такая речь помогает мозгу ребенку учиться.

Почему? Потому что гораздо легче понять человека, замедляющего речь. 

Родители при этом делают звук каждой гласной более различимым. Такое акцентирование позволяет ребенку слышать слова как отдельные единицы речи и лучше их различать. Напевный голос помогает младенцам разделять звуки на контрастные категории. 

Дети, с которыми разговаривают с рождения в такой манере произносят первые слова в 7-9 месяцев, предложения в возрасте около 10-16 месяцев.

Младенцы совершенно точно способны начать взаимодействие со взрослыми через 42 минуты после рождения. И еще бессловестные крохи обрабатывают огромное количество вербальной информации, хотя в это сложно поверить.

Из личного опыта Марины Ницуленко. «…С сыном я начала заниматься практически с рождения: мини-развивайки по 2-3 минуты несколько раз в день, эмоционально читала книжки с 1,5 месяцев каждый день, ежедневно на качельках пропевала алфавит на мотив детских песенок, носила в кенгуру и всё комментировала. Муж в шутку называл меня навигатором.

Говорить Максим начал предложениями в 1 год и 7 месясев. Причем сложными с «потому что и поэтому». 

Что конкретно мы делали для развития речи (упражнения):

  1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Утром и вечером во время умывания. Висела у меня шпаргалка, мы делали пока ему хотелось. Например,»Села муха на варенье, вот и всё стихотворение. Покажи как ты язычком варенье слизываешь с губок, а как муха жужжит.» Или язычок идет в гости к носику, тянем язык к носу, как можем. Я взяла те, что можно обыграть и меняла периодически.

  2. Звукоподражание. Игра типа «Угадай,кто я «. Показываем и звучим, как выбранное животное, ребёнок угадывает и повторяет. Шипим как змея, жужжим, как пчела, звеним, как комар, мычим, как корова, лаем, как собака, гогочем, как гусь, кулдычем, как индюк, рычим, как лев.

  3. Дуем мыльные пузыри много и часто!!!! Дуем на свечку, на перышки, на бумажный кораблик на воде и т. д.

  4. Делаем бурю в стакане. Дуем в трубочку, чтоб вода расплескивалась.Так мы выучили шторм, цунами, буря.

  5. Ловим рыбу. Рисуем из тетрадной бумажки рыбку и ловим ее трубочкой для коктейля. Вдыхаем воздух, рыбка держится и переносим улов в игрушечное ведерко. Это сложно, нужна тренировка.

  6. Гонки карандашами. Ставим карандаш на стол, дуем, чтоб он скатился со стола. Поддавайтесь ребёнку, чтоб не расстраивался.

  7. Поём песенки Железновой. Альбом «гав, мяу». Там часто повторяющиеся слоги, учат ребенка постепенно говорить.

  8. Надуваем щеками воображаемый шарик, потом лопаем. Бах.

  9. Много лепим, так массируется центр речи на ладошке. Тестом, восковым, пластилином.

  10. Массаж ладошек шишкой, грецким орехом, массажным мячиком с иголками. У Железновой есть подпевка на эту тему «Катится колючий ежик, нет не головы не ножек….»

  11. Пальчиковые игры. Чем проворнее пальчики, тем лучше речь. Сначала показываем на своих пальчиках, потом своими руками ребенку, затем малыш повторяет сам. Например катим кулак «Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду.

    Буль» или «На двери висел замок , кто его открыть бы смог. Мы немного покрутили. Мы немного постучали. Мы немного потянули и открыли «Пальцы сцеплены в замок, дальше по сюжету. Хорошие игры у Лены Даниловой. Есть в свободном доступе.

  12. Развиваем мелкую моторику. Перекладываем щипцами грецкие орехи в лоток для яиц, пипеткой воду из емкость в емкость, ложкой мячики в тазик, пинцетами подкрашенные ватные шарики в тарелочки по цветам и т. д. Такие движения сложно даются ребенку, тренируется пинцетный захват. (Большим и указательным пальчиками). Колоссально полезно для речи и письма.

  13. Часто признаемся друг другу в любви, как влюбленные рыбки. Это наша семейная традиция. Всасываем обе щеки внутрь, чтоб губы получились, как у рыбки и целуемся.

И в завершении хочу сказать ,что у моего сына не было проблем ни с единым звуком. Он сразу начал выговаривать все звуки правильно, но ошибался по началу в склонении и окончаниях. Мы делали с 8 месяцев только то, что я описала выше. Когда речевой аппарат подготовлен,ребёнок быстро заговорит…»

Одна важная вещь! Всему свое время, ваш ребенок уникален и прекрасен. Многие родители считают, что дети не стараются заговорить, потому что их и так понимают без слов.

В этом есть доля правды, если имеет место гиперопека и родители каждый раз предвосхищают желания ребенка, в остальных случиях — нет.

Малышам не сладко от осознания того, что они уже многое понимают, но выразить словами не могут, часто они злятся и раздражаются если родители не могут их понять. 

Наша задача не создавать ребенку психологических барьеров («Говори, говори словами, я тебя не понимаю, мама уже говорила в твоем возрасте» — любимые фразы раздраженных родителей неговорящих двухлеток), а стимулировать речевые навыки и поддерживать именно вашего ребенка в его стараниях. Занимайтесь вместе и в удовольствие!

Подбор книжек по развитию речи.

Научные факты и исследования из книги Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/samye-effektivnye-sposoby-nauchit-rebyenka-govorit.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.