Воспитание

Цели воспитания — это что такое? Методы воспитания

Воспитание

Цели воспитания – это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер.

Что такое цель и задачи воспитания

Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.

Цель воспитания – это заранее прогнозируемый результат в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, в его формировании и личностном развитии. Его может достичь педагог в процессе своей работы только через выполнение более конкретных задач.

Например, учитель хочет повысить уровень информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. То есть в результате ребята должны иметь представление о данном заболевании.

Для этого педагогу нужно будет решить несколько задач: рассказать, что такое ВИЧ-инфекция, какими способами передается, как можно предотвратить заражение, познакомить с вариантами обследования, а также проверить уровень усвоения материала.

Как видно, если правильно определить цели и задачи воспитания, то можно грамотно выстроить свою работу. Это даст возможность понять, развитию каких качеств, умений и навыков способствовать, а также какие знания формировать.

Если говорить о целях воспитания, то в первую очередь выделяют индивидуальные и общие. Гуманистическое направление в педагогике выступает за их совмещение и единство, что, конечно, правильно и нужно в процессе обучения.

Цель воспитания является общей, если она направлена на формирование качеств у всех людей.

Можно сказать, что это некий социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к исполнению определенных функций, в которых большего всего нуждается общество на данном этапе развития.

Ее также называют целью-идеалом, которая сочетает в себе политические, экономические, правовые, биологические, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом, совершенном человеке и его значении в социальной жизни.

Индивидуальная цель воспитания — это развитие определенного, отдельно взятого индивидуума. На этом акцентируется внимание по той причине, что каждый человек неповторим и уникален, со своим особенным набором возможностей и устремлений. Именно поэтому важно подбирать линию развития в индивидуальном порядке.

Человек как член общества зависит от него, подчиняется его законам, нормам и требованиям. Потому обязательным условием в определении результата воспитания является совмещение индивидуальной и общей целей.

Факторы, определяющие выбор цели воспитания

Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума.

Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания.

Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.

Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания.

При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля.

Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.

Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений.

Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки.

Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.

Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.

Современные цели воспитания

Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?

В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.

Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.

Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс.

В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.

Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность.

Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной.

Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.

Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации.

Цель нравственного воспитания – это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме. Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду.

Подрастающее поколение должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны.

Задачи воспитания в образовательном учреждении

Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:

  • Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
  • Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
  • Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
  • Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
  • Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.

Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:

  • Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
  • Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
  • Создание условий для профессионального самоопределения детей.
  • Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
  • Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
  • Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
  • Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет цели обучения, воспитания отличаются в разные периоды школьной жизни.

Какие задачи решает воспитание в семье?

Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.

Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения.

В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания.

Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.

Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:

  • Создание максимальных условий для развития детей.
  • Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
  • Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
  • Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
  • Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».

При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности.

Принципы воспитания

Что такое принцип? Это исходное или основополагающее положение, которым руководствуется педагог, когда организует процесс воспитания. Цель при этом определена заранее, и она не может быть достигнута, если не соблюдать определенные принципы.

Итак, чем же должен руководствоваться педагог в своей деятельности?

  • Целенаправленность воздействия на ребенка.
  • Личностный подход к каждому.
  • Осуществлять воспитание в процессе обучения.
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
  • Предъявлять требования, но уважать личность ребенка.
  • Связывать воспитание с жизнью.

Педагоги и родители при осуществлении принципов, целей и задач могут использовать разные методы воспитания.

Что такое методы воспитания

Начнем с определения этого понятия. Методами являются конкретные способы и пути воздействия на поведение, сознание, волю и чувства.

По-другому можно сказать, что это приемы управления деятельностью, в процессе которой осуществляется развитие и самореализация личности. Это некие ходы, которые помогают осуществить достижение заданной цели.

Методы воспитания нужно использовать с умом. Правильный выбор гарантирует успех, удачный результат.

Факторы выбора методов воспитания

  • Цели и задачи развития ребенка.
  • воспитательного процесса.
  • Учет возрастных и личностных особенностей. Одна и та же цель может быть достигнута разными методами в зависимости от зрелости воспитанника.
  • Отведенные сроки. В условиях ограниченного времени используются жесткие методы, которые быстро подействуют.
  • Педагогическая грамотность. Учитель или родители должны опираться на свои знания и выбирать только те методы, с которыми знакомы, в которых полностью уверены.
  • Ожидаемые последствия. При выборе метода нужно уметь предвидеть результат, к которому он может привести. При неблагоприятном исходе необходимо отказаться от способа воздействия на ребенка и найти другой путь, который бы помог осуществить цель воспитания человека.
  • Условия воспитания. К ним относится стиль воздействия, климат в коллективе и другие факторы.

Методы воспитания

Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.

Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке.

Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности.

Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях.

При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов. Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.

Самовоспитание – главный способ развития

Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе. При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни.

Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.

Источник: http://fb.ru/article/289696/tseli-vospitaniya---eto-chto-takoe-metodyi-vospitaniya

Воспитание ребенка от «А» до «Я»

Воспитание

Еще в утробе матери у ребенка закладывается психика, формируются нервная система и основы врожденных способностей. Поэтому воспитание детей начинается еще до их рождения и заканчивается только с завершением юношеского возраста. За это время родителям нужно успеть сделать колоссально много! Как не ошибиться при выборе методов воспитания и успеть реализовать все, что задумано

Маленькие детки — небольшие бедки…

Ученые говорят, что новорожденный подобен «чистому листу бумаги». То, каким он станет, когда вырастет, зависит в большей степени от воспитания. Хотя врожденные способности тоже сыграют свою роль. В первые два года жизни, все, что потребуется малышу – это сон, пища и любовь родителей.

Современный режим «свободного кормления» предполагает, что получать еду, новорожденный должен по первому требованию, а не по расписанию (как это было принято раньше). Режим сна и бодрствования он, отчасти, тоже выбирает сам. Только со временем, родители могут начать приучение к удобному для них режиму сна-бодрствования.

Самое главное, что необходимо учитывать при воспитании детей грудного возраста — эмоциональная связь с родителями. С первых секунд появления на свет и до 3-5 лет, основной задачей для мамы и папы будет окружение малыша любовью и заботой.

Первые несколько месяцев после рождения, более сильная духовная связь установлена у малыша с матерью. Это происходит по вполне понятным причинам.  Отцу необходимо принимать активное участие в уходе за грудничком: брать дитя на руки, помогать купать, играть и «агукать» с ним.

Только так, произойдет установление контакта и возникнет привязанность.

Первые кризисы воспитания

Первая серьезная проверка в воспитании детей связана с наступлением возраста трех лет. В это время ребенок переживает свой первый в жизни серьезный кризис.

Он больше не чувствует себя частью матери, как это было раньше. Ученые называют его «кризис Я-сам». Внешне он проявляется в желании подросшего малыша все делать самостоятельно.

Это касается всех сфер жизни: выбора одежды, способа передвижения, самостоятельного приема пиши и завязывания шнурков.

Для благополучного преодоления кризиса трех лет, необходимо пойти на поводу у ребенка и давать ему право выбора или иллюзию этого права. Пусть он сам решает, что ему кушать на обед, красные или зеленые носочки надевать и т. д. Родителям ни в коем случае нельзя раздражаться и кричать на дитя.

Даже если вы опаздываете на мероприятие, а он долго, но самостоятельно, застегивает пуговицы, терпите! В случае неправильно выбранной тактики воспитания детей этого возраста, в будущем гарантированы последствия. Повзрослев, ребенок всю жизнь будет доказывать окружающим свою самостоятельность.

Ему будет трудно обращаться за помощью и позволять заботиться о себе.

возраст почемучек

Следующий этап в воспитании связан с «возрастом почемучек». Примерно в 4-5 лет, у малыша появляется огромное количество вопросов. Все их он непременно задает родителям. Вопросы сыпятся как из «рога изобилия»  и не всегда имеют логический ответ. И вновь, маме и папе стоит запастись терпением и доходчиво объяснять, почему небо синее, а рыбки не летают.

Готовим ребенка к школе

Благополучно преодолев первые трудности, на горизонте появляется новый рубеж – подготовка к школе. Основная задача родителей в этот период, научить малыша общаться в коллективе. Детские психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад или иные учреждения (кружки, секции, группы развития), где ребенок будет общаться со сверстниками.

Первый опыт взаимодействия между детьми происходит в играх. Это чрезвычайно важный этап! Прогулки во дворе – не выход. Необходимо, чтобы игры происходили без участия мамы и папы, но под присмотром опытного педагога.

Задача воспитателя правильно подбирать и контролировать эти развлечения. Воспитание детей в рамках грамотно выстроенной игры научит ребенка принимать правило «мое – чужое», считаться с мнением других,  преодолевать эгоизм и быть терпимым к окружающим.

В дошкольном возрасте дети бессознательно копируют поведение своих родителей.

Влиять на детей можнотолько личным примером. Бесполезно говорить им не делать того или иного, если сами родители не соблюдают этих правил.

Придя в школу и оставшись без домашнего присмотра, ребенок в полной мере продемонстрирует стереотип поведения мамы и папы. Ведь основным авторитетом для дитя, в этом возрасте,  являются мама и папа.

Он больше всего дорожит именно их мнением и изо всех сил старается быть похожим на своих родителей. Чуть позже эта ситуация изменится.

На пути к гармоничному развитию

Попробуйте ответить на вопрос, что вы понимаете под словосочетанием «гармоничное развитие ребенка». Психологи считают развитие гармоничным только в том случае, если оно соответствует способностям и интересам.

В воспитании детей не  нужно ничего навязывать. Если есть интерес и все данные заниматься музыкой, в ущерб спорту – нужно сосредоточиться именно на ней. И наоборот.

При наличии желания и природных данных к спорту, стоит сделать акцент на нем, пусть даже в ущерб творческим занятиям.

Есть вещи, которые заложены природой. Мы не в силах их изменить. И родителям ни в коем случае не нужно пытаться этого делать.

Оптимальная тактика при выборе кружков и секций, которые будет посещать ребенок помимо школы, попробовать многое, но ничего не навязывать. Пусть он сам сделает выбор.

Единственное, в чем маме с папой нужно быть непреклонным и проявить строгость – обязать выбрать хоть что-то.

В дальнейшем следует контролировать  регулярное посещение занятий и всеми силами «подогревать» интерес сына или дочери, к выбранному виду деятельности. Это достаточно просто.

Достаточно активно хвалить за малейшие успехи и не ругать за неудачи. Совместно, за семейным столом, строить «далеко идущие» планы и всячески поддерживать своего ребенка в их достижении.

Таким образом происходит формирование ответственности и целеустремленности.

Проблемы средней школы

Переход от младшего школьного возраста к подростковому очень сложен как для воспитателей, так и для воспитываемых. В диапазоне от 10-12 до 13-14 в жизни ребенка происходят большие изменения.

Это время второго большого кризиса взрослеющего дитя. Помочь пережить это время, задача родителей. Важную роль играют теплые, доверительные отношения между двумя поколениями.

Чем более тесно и открыто общаются в семье, тем легче будет преодолевать трудности переходного возраста.

«Кризис подросткового возраста» или «кризис полового созревания» происходит по естественной причине:  физиологические изменения в организме. Нужно время для того, чтобы гормональная перестройка полностью завершилась, а подросток научился справляться со своими более сильными, чем раньше, эмоциями.

Отчасти, ответственность за половое воспитание детей лежит на школе. В рамках обязательной программы нет уроков тему полового созревания. Однако, опытные педагоги, все чаще настаивают на необходимости их проведения.

Так дети учатся говорить о проблемах, связанных с физиологическими изменениями более открыто. Это дает им возможность понять, что все происходящее с их организмом естественно, так же, как у других.

Чем более информирован ребенок, тем менее болезненно проходит этот период.

При воспитании детей подросткового возраста, и родителям, и школьным педагогам важно с любовью и пониманием относиться к своим подопечным.

Это не просто, ведь речь идет о повышении уровня агрессивности, появления неадекватных реакций, появлению чрезмерной обидчивости (у девушек — слезливости) и т. д. Нельзя отвечать агрессией на агрессию и применять диктаторские методы.

Это может привести к утрате эмоциональной связи с взрослыми, восстановить которую будет непросто, а в некоторых случаях,  невозможно. Важно научиться вести диалог и обо всем договариваться.

Важность общения со сверстниками

Отношения со сверстниками  у подростков 12-14 лет, выходят на «первый план».  Если раньше мнение родителей было самым важным, то сейчас все изменяется.

Поступки и действия подростка направлены на то, чтобы произвести хорошее впечатление на друзей. Если дети ругаются матом в дошкольном возрасте, скорее всего они просто копируют кого-то из ближайшего окружения.

Сквернословие в подростковом возрасте имеет другие причины. Так происходит самоутверждение в группе.

Основная родительская роль в воспитании детей-подростков, контролировать круг общения. То, в какой социальной среде «вращаются» дети, как никогда важно. Ценности и правила принятые там, подросток принимает безоговорочно.

Если его друзья считают что получать знания – это важно и хорошо, он будет стараться учиться и получать хорошие отметки. Но если в группе принято бездельничать и отбирать деньги у младших, увы, ребенок будет делать это.

Не потому, что он плохой, а лишь с целью заслужить уважение своих товарищей.

Лучше, когда родители, воспитывая детей, с малых лет сами формировали круг их общения. Пока ребенок ходит в младшие классы, это делать значительно проще. Помните, что в случае, если момент упущен и подросток связался с плохой компанией, ругать его бесполезно.

Запрещать общаться с теми или иными ребятами, тоже не лучшая тактика. Маме и папе придется проявить хитрость и изобретательность. Больше времени проводить вместе, всей семьей. Стараться эмоционально «цеплять» ребенка.

Через положительные эмоции, пробовать внедрить новое увлечение, и увести, таким образом, сына или дочь от плохой компании.

«Дорога» во взрослую жизнь

Начиная с  13-14 и до 16-17 лет, происходит окончательное взросление и становление состоятельной личности. В воспитании детей юношеского возраста необходимо заострить внимание на формировании отношения к труду и способам добывания денег. Именно в этом возрасте, подростку необходимо заработать свой первый капитал. Лучше, если это будет летняя или иная подработка.

Как вариант можно предложить оплату родителями за труд. Можно устанавливать определенный премиальный фонд и материально поощрять за спортивные или творческие достижения. Важно, чтобы карманные деньги перестали доставаться просто так. Роль трудовой деятельности в воспитании детей трудно переоценить.

Главное, не перегнуть палку и не превратить доверительные и искренние отношения — в финансово-деловые. Деньги на необходимые вещи (обеды, проезд, одежду) должны доставаться просто так. А вот на дополнительные «прихоти»  — нет. 
Помните, какие бы методы в воспитании детей вы не применяли, главное, чтобы ребенок был счастливым!

Источник: http://www.internet-kontrol.ru/psichologiya/vospitanie-rebenka-ot-a-do-ya.html

Воспитание детей

Воспитание

На сайте 4brain мы не раз рассказывали о том, как можно научиться полезным навыкам: самообразованию, скорочтению и работе с информацией, здоровому образу жизни и многим другим.

В этом курсе задачей будет не самим научиться этим навыкам, а постараться привить их подрастающему поколению во время воспитательного процесса.

Таким образом задача усложняется, с одной стороны, вам нужно понимать, что представляют собой эти навыки, а с другой стороны, вам нужно научиться «воспитывать», или другими словами, передавать эти навыки.

Данный курс посвящен теме воспитания детей, а уроки раскрывают различные аспекты этого процесса: физический, нравственный, духовный и патриотический, социальный, умственный и образовательный.

Кроме того, в курсе разобраны многочисленные программы и методики, которые могут применяться как в семье, так и в школьных и дошкольных учреждениях. Мы постарались раскрыть проблему детского воспитания со разных сторон и показать многочисленные подходы, объективно описав их преимущества и недостатки.

В этом уроке мы коротко расскажем про то, что представляется собой воспитание детей и опишем цели, задачи и структуру курса.

Что такое воспитание?

Определение воспитанию ребенка можно дать в широком (общественно-культурном) и узком (педагогическом) смыслах.

Воспитание (в широком смысле) — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (по И. П. Павлову). С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ культуры, одобряемых и неодобряемых другими людьми поступков, знаний, традиций и обычаев.

Этот процесс осуществляется не только семьей и школой, как это об этом принято думать, но и всеми институтами государства: общественными, религиозными и культурными организациями, средствами массовой информации. Однако, роль семьи и школы, где воспитание осуществляется как целенаправленное действие, конечно, является главенствующей.

Воспитание (в узком смысле) – это комплекс специальных действий, направленных на формирование личности ребенка. В узком смысле воспитание является целенаправленны процессом, который осуществляют родители и педагоги.

Именно о воспитании в узком смысле мы и будем говорить в данном курсе. Ведь воспитанию не только можно, но и нужно учиться.

Цель курса: дать папам, мамам, воспитателям и учителям широкий воспитательный инструментарий. Или другими словами «воспитать родителей».

Задача каждого урока состоит в том, чтобы разобрать различные аспекты воспитания по наиболее востребованным направлениям.

Урок 1. Средства, методы и проблемы воспитания детей

Конечно, исчерпывающего перечня методов не существует, равно как и универсальной методики воспитания. Общим моментом, необходимым в воспитании всех без исключения детей является любовь и внимание, а все средства – это их проявления (в идеале).

В деле воспитания детей (дома, в садике, школе) требуется личностно-ориентированный подход и готовность работать над собой. В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания.

Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются. В этом уроке мы постарались структурировать всю эту информацию.

Урок 2. Физическое и трудовое воспитание

В этом уроке речь пойдет про трудовое и физическое воспитание. Гармоничное развитие предполагает заботу о душе и о теле воспитанника. Существует прямая связь между подвижностью и интеллектом ребёнка. В большей степени в уроке затронуты оздоровительные аспекты физического воспитания, такие как осанка, здоровое питание и закаливание.

Трудовое воспитание так или иначе присутствует во всех формах воспитания. Умение трудиться (готовность принять и преодолеть трудности) – это метанавык, необходимый во всех аспектах жизни (от общения с другими людьми до организации отдыха).

Кроме того, умение трудиться это добродетель, это средство, которое помогает преодолеть лень и цинизм, позволяет человеку развиваться.

Урок 3. Воспитание и образование. Умственное воспитание

Любой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов.

Но что значит «быть умным»? Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик никто не догадался, потому что он был очень воспитанным».

Или же быть умнее значит быстрее всех в классе решить в уме задачу? Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее в третьем уроке.

Урок 4. Социальное воспитание

Тема «личность и общество» актуальна не только для поэзии и психологии – она касается каждого, особенно родителя и педагога. Сегодня нас интересует социализация детей, как необходимое условие для счастливой и успешной жизни.

Воспитание нужно, чтобы уметь общаться, а обществу нужны воспитанные люди. Слово «дикий» значит «невоспитанный», «лишённый культуры», «выбивающийся из строя», «невозделанный и бессмысленный».

Связь воспитания и социализации отражена в законе об образовании: «Воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося …в интересах человека, семьи, общества и государства».

Как ни странно, социализация это одновременно аргумент и за, и против садика и школы. В уроке мы разберёмся, как там проходит социализация, вспомним несколько крылатых фраз и посмотрим, каких ролей и как следует избегать.

Урок 5. Нравственное, духовное и патриотическое воспитание

Кто-то из великих учёных сказал, что образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна.

Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина. В этом уроке вы также узнаете, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще, и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд.

Мы отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Авторы курса: Андрей Сухманов и Евгений Буянов

Желаем вам успехов в обучении!

Перейти к первому уроку.

Внешний авторЕвгений Буянов

_C1067

Источник: https://4brain.ru/vospitanie/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть