Почему дети не читают?

Содержание

Чтение без увлечения или почему ребенок не хочет читать

Почему дети не читают?

Сын спрашивает отца:- Папа, а за сколько ты сможешь прочитать «Войну и мир»?Отец отвечает:

— Думаю, баксов за сто, сынок…

В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Не случайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.

Оптимизма ради стоит  заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.

Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно «глотали» крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.

Ну и конечно, не хлебом единым жив человек… Не будем повторять штампы о «сокровищнице мирового духа…» и пр. 

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д.

Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А».

Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу.

В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода.

И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам  (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман). 

Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть.

Но самое главное – это подбор лексики.

Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру,  эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения? 

Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – малышу очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.

Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух).

Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете – все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша.

Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Вини-Пухе.

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя».

Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты).

Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком – он будет в восторге .

Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук  Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе «Чтобы ребенок любил читать…»).

Метод Кассиля

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку.

Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя.

Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)…»

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день.

Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев.

Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему малышу.

Успехов!  

На иллюстрациях к статье книжки читали наши детки: Антон (мамаLeda), Алиса (мама Ле), Злата (мама Мега),  Вета (мама Љва), Ярослава (мама Ptica_we), Леонид (мама lyuchia), Гриша (мама Arisha) и Уля (мама рарУля).

См. также: Путь в страну книг. От слушателя — к читателю

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/education/2801.html

Что делать, если ребенок не любит читать. Пять простых советов

Почему дети не читают?

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей.

«Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» – вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу».

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:

  1. Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет — пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  2. Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  3. Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  4. Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  5. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

11 советов, как превратить чтение в удовольствие:

  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.

  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин – тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас   почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а   вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/pyat-prostykh-sovetov-esli-rebenok-ne-lyubit-chitat/

Почему дети не любят читать?

Почему дети не читают?

Недавно я закончил одно интересное исследование, которое помогло понять причину нежелания детей читать художественную литературу.

Если родители заставляли ребёнка читать, то в 100% случаев он делал это с большой неохотой и сопротивлением. Позже такие люди вообще не читают художественную литературу. В лучшем случае, им однажды попадается интересная книга, и они все-таки начинают читать.

Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению, в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба. Такие дети взахлёб проглатывают одну книгу за другой, что способствует развитию их фантазии, расширению кругозора и ускоренному становлению личности.

К этому заключению меня привёл опрос друзей, знакомых и близких людей.

Затем я решил копнуть ещё глубже и разделил читающих на две категории. Первая категория – это люди, родители которых принуждали читать, но со временем они все-таки полюбили книги. Вторая категория, соответственно, это люди-книголюбы, которых никогда не заставляли читать.

Оказалось, что количество прочитанных книг людьми из второй категории, в 93% случаев, значительно превышает количество книг у людей из первой категории. Собственно, этого и следовало ожидать.

Давайте разберёмся в причинах, которые вызывают нелюбовь к чтению у детей, которых заставляли читать “из-под палки”. Заодно разберёмся с нежеланием детей учиться в школе и с тем, как этого избежать.

“Реакция подсознания на принуждения”

Совет родителям: если хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят другим интересным делом.

В детстве меня заставляли читать 🙂

Вообще-то, когда я только начал учить буквы, мне ужасно хотелось научиться читать! Я быстро выучил слоги и хорошо ориентировался в буквах. Но, как и любой начинающий, я делал ошибки в чтении.

Что делали мои родители, когда я допускал ошибку? Они тут же останавливали меня и заставляли перечитать. Я перечитывал и снова не мог правильно прочесть. Родители принуждали перечитать снова и снова, причём делали это с укором, давлением и обвинительной интонацией.

Иногда они могли обозвать меня. Иногда могли вопросительно произнести: “Ты что, слепой?!” Короче, мне настойчиво давали понять, что за любую ошибку я должен быть морально наказан.

Проще говоря, родители учили меня читать методом “ТОЛЬКО кнут”. И если я прочитывал предложение правильно, то никаких поощрений не получал.

Что я чувствовал в эти моменты? Меня просто разрывало на части от злости! Я ощущал нетерпение, горечь и обиду. Хотелось просто убежать и прекратить это ужасное занятие. Но убежать я не мог.

Что происходит на уровне подсознания?

Подсознание видит взаимосвязь: чтение = страдания. Это правило быстро “прошивается” на неосознанном уровне. А подсознание, как известно, всегда управляет нашими поступками. И его не интересует, что по этому поводу думает наше сознание.

Со второго по шестой класс родители продолжали настойчиво принуждать меня к чтению. Они запрещали мне заниматься тем, что я любил больше всего – программировать. Пока я не прочитаю пять-десять страниц, мне запрещено уходить гулять или садиться за компьютер.

Подсознание зафиксировало: ага, читать – это насильственная преграда, запрещающая заниматься тем, что мне действительно нравится. Усилилось ли от этого моё желание читать? Вы сами знаете ответ. А вот мои родители искренне недоумевали: “Почему это наш сын так не любит книги?»

Они свято верили, что если меня не заставлять читать, то я никогда и не начну. Ошибка сводилась к ложному пониманию первопричины. Я не любил читать, потому что заставляли. Они же пытались привить любовь к книге через принуждение. Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или что-либо через принуждение? Ответ очевиден.

Как только я брал книгу в руки, мгновенно возникали негативные эмоции, вызванные ассоциативно. Из памяти всплывали ощущения, которые я переживал в моменты принуждения и насильственного давления со стороны родителей.

Кстати, такая же печальная участь постигла и мою сестру. Неудивительно, что она начала читать художку только в старших классах. Да и то, книголюбом её сложно назвать.

“Почему дети не любят учиться?”

Причина та же – принуждение при полном отсутствии интереса. Вы обращали внимание, что двоечников часто порют ремнём? Помогает ли это? Никогда! Это еще больше отталкивает ребёнка от учёбы. Но родители упорно продолжают бить детей, несмотря на явную неэффективность такого вопиющего подхода.

Я опросил всех отличников, которых знал лично. Принуждали ли их родители к учёбе? Оказалось, что нет! В лучшем случае, они поддерживали интерес и поощряли за хорошие оценки. Плохие оценки просто игнорировались.

А у меня был классический случай…

Уроки я всегда делал с мамой. Не могу вспоминать эти моменты без боли. Мама сидела надо мною как надзиратель. И стоило мне допустить ошибку или неправильно написать букву, как я тут же получал звонкий подзатыльник. Аж искры из глаз сыпались! Так же, она могла обозвать меня “дураком”, “безмозглым” или еще похлеще.

Страх внезапно получить по голове сковывал мои мысли. Я не мог нормально сосредоточиться на решении задачи и постоянно находился в страхе расправы.

Поэтому я снова и снова делал ошибки. Напряженная рука предательски писала букву неправильно и… Ну вы сами знаете, что было дальше.

В детстве моя мать была беспросветной троечницей и частенько получала два балла. Почему? Отец бил её за плохую учёбу покруче, чем она меня. Хорошисткой ей так и не суждено было стать. Уж не знаю, по какой причине она решила мотивировать меня к учёбе тем же способом, который явно не принёс плоды в своё время.

Короче, вы уже поняли, что учёба не приносила мне удовольствие.

“Как заинтересовать ребёнка?”

Во-первых, не заставлять. Я уже слышу возмущенные возгласы родителей: “Ага, как же! Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать”

Если ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, вы уже успели “постараться” 🙂

Давайте подумаем, что необходимо ребёнку, чтобы он САМ садился за чтение и уроки, делая это охотно. Прежде чем мы продолжим, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

“А что необходимо ВАМ, чтобы вы захотели делать что-либо, не связанное с заработком денег?”

Интерес? Любопытство? Удовольствие от процесса? Осознание радости от достижения конечной цели? Потребность в новых впечатлениях? Что-нибудь еще?

Если ваш ребёнок не хочет учиться или читать, значит, ни одной из вышеперечисленных эмоций он не ощущает в связи с процессом познания. И, я больше чем уверен, одна только мысль о учёбе ассоциативно вызывает у него негативные эмоции.

Рекомендация очевидна: необходимо вызвать интерес у ребёнка и сделать так, чтобы процесс приносил ему удовольствие. Но как?

Если у вас нет времени на ребёнка и нет охоты с ним заниматься, можете дальше не читать. Лучше наказывайте его и насильно принуждайте читать, а сами идите смотреть телек. В итоге, мир пополнится еще одним лентяем и неудачником.

Остальным, кому не безразлична судьба собственных детей, предлагаю ознакомиться с эффективными способами.

“Воспитываем интерес к чтению”

В плане практических рекомендаций ничего нового я не придумал. Существуют методы, которые неоднократно проверены на практике и хорошо себя зарекомендовали.

Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических наук хорошо разбирается в этом вопросе. Ему и слово:

  1. Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет, – примечание автора блога). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор. (Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет, – примечание автора блога).
  10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. (Последнее предложение – немного сомнительный совет, – примечание автора блога).
  11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.”

Хорошие исчерпывающие советы. Здесь мне нечего от себя добавить. По адресу Вадима Левина отправляется порция респекта и уважухи 🙂

Впрочем, несколько слов от себя все-таки добавлю. Советы вроде “Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать” хороши, если ваш ребёнок недавно начал говорить. Что делать, если отпрыску уже 15 лет и всё, что его интересует – это компьютерные игры?

Вопрос сложный и решать его нужно для каждого случая индивидуальным подходом. Общая рекомендация звучит так: перестаньте принуждать читать раз и навсегда. Так же, в вашем доме просто обязана быть библиотека с интересными книгами: приключенческие романы, детективы, фантастика, фэнтэзи и т.д. Одним словом – беллетристика.

Дети начнут читать, когда поймут, что уже несколько лет родители не сделали ни одной попытки к принуждению.

“Воспитываем интерес к учёбе”

Об этом можно писать целую книгу, поскольку вопрос явно не уместится в рамки обычной статьи. Существуют миллиарды причин, из-за которых ребёнок не хочет учиться. Начиная с конфликтов в учебном коллективе, заканчивая непрофессиональным преподаванием нищего учителя и чрезмерным усердием родителей.

Здесь я могу дать только общие рекомендации и несколько ссылок для ознакомления. Начнём с общих рекомендаций.

Забудьте о методе “кнута и пряника”

Забудьте о методе “кнута и пряника” или о методе “только кнут”. Научитесь методу “только пряник”. Поощряйте ребёнка за каждую хорошую оценку. Радуйтесь и хвалите его. Дайте ему понять, что для вас нет ничего приятнее, чем его хорошая оценка.

Плохие оценки тупо игнорируйте. Делайте вид, что вам нет никакого дела до плохих оценок. Думаете, в этом есть риск? Попробуйте. Проведите этот эксперимент длительностью в 4-5 месяцев. Я не предлагаю так поступать до последнего класса. Просто проверьте.

И ещё очень один классный способ, который придумал мой отец. Результат: моя успеваемость за месяц возросла до небес! Каждый день я приносил дневник красный от оценок и подписей. Оценками были: четыре и пять. Почти по каждому предмету за один день!

И знаете, что сделал мой отец? Он начал платить за оценки в дневнике! Пять – это самая дорогая оценка. Четыре – это сумма поменьше. Три – я вообще ничего не получал. Два – отнимаем из заработанных денег стоимость пятерки.

Еще никогда я не учился так хорошо и усердно! Всем рекомендую 🙂

Теперь ссылки:

  • Способный, но ленивый ребёнок” – полезная статья от Е. В. Мурашовой о её удачном опыте работы с “ленивым” школьником.
  • Книга “Не рычите на собаку!” – очень рекомендую к прочтению! В своё время эта книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Из разряда: это нужно знать каждому.
  • “Почему ребёнок не хочет учиться?” – статья, которая делит детей на несколько типов и помогает лучше понять наклонности вашего ребёнка. Наталья Гуткина.

На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца и проявили интерес к этой теме. Кстати, забыл спросить! А вас родители заставляли читать? И какой был результат? 🙂

Иван Пирог

Публикуя статью в сети, поставьте ссылку на оригинал. Спасибо! =8-)

Источник: https://www.ivanpirog.com/page/pochemu-deti-ne-lyubyat-chitat

6 причин, почему наши дети не любят читать

Почему дети не читают?

«Мой ребенок не хочет читать!» — достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем сложную тему вместе с психоаналитиком Ольгой Микулиной.

Микулина Ольга Петровна (Психоаналитик, член МААП)

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трех типов:

  • там, где родители с раннего детства много читали своим малышам
  • где они сами любят брать в руки книгу и дети видят это
  • где ребенок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами

Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

Книга — не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги.

Причем они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти, не то что сейчас. Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребенку, что знание — сила.

И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устает и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные.

Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребенок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации.

Тогда ему ничего больше не остается, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живем в режиме «белка в колесе», жизнь настолько стремительна, что остановиться в ее потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

К тому же чтение — мыслительный процесс, а мы живем в век быстро потребляемой информации, где за нас уже все разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». А чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, это зачастую трудно, да и времени нет.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что в многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Это скучно

Еще одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

Как полюбить книги: 4 простых совета

  • Заставить ребенка любить книги — невозможно, можно только научить любить их. Эффективнее это можно сделать на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребенку и прочувствуйте.
  • Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а еще лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребенка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.
  • Читать должно быть комфортно. Создайте малышу приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учебе. Ребенку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы беретесь делать так, как вы этого хотите, то создаете искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.
  • Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают еще больше, не упустите эти дары!

Все дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же все-таки заставить ребенка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми все понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребенок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самим себе: а вы сами любите? Если ответ снова «нет», то подумайте: может ли человек который сам что-то не любит, научить этому ребенка?

Верится с трудом, но даже если и так, то это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где есть насилие, страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, а уж потом учить этому ребенка?

Поймите, что ваш малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить свое детство, встретив своего внутреннего ребенка.

Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим, а дома устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а еще лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребенка.

Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают еще больше, не упустите эти дары!

Источник: http://www.kanal-o.ru/parents/8947

Почему дети не читают? Как сделать изучение литературы интересным занятием?

Почему дети не читают?

«Вначале было слово», куда оно исчезло? Проблемы безграмотности, низкой речевой культуры давно уже стали обыденностью.

Слушая речь детей и на уроках и вне занятий, я думала: как так случилось, что не выполнили завета «сохранить русскую речь, великое русское слово». Речь детей — отражение речи взрослых.

Любой человек, даже с высшим образованием, даже учитель и даже словесник, понаблюдав за собой хотя бы один день, убедится, что ему есть к чему стремиться.

Во многом это результат утраты культуры чтения. Еще 30-40 лет назад почти в каждом доме были полки с книгами, и книги там не просто пылились — их читали. Теперь книга в доме редкость.

Услышав на первых уроках, как читают дети, была неприятно удивлена. Даже у ребят 10 класса проблемы с техникой чтения.

Так сложилось, что мне в первый же год доверили 10 класс. Дети не читающие абсолютно. На родительском собрании одна мама рассказала, что дома дочь как-то произнесла: «С Аленой Викторовной хоть читать начали». С одной стороны, приятно, как учителю, с другой стороны, печально, что только начали, сколько же тогда упущено, ведь уже 17 лет — взрослые люди.

Почему же дети не читают? А главное, что с этим делать?

Для чего создана книга? Книга учит мыслить. А что может побудить человека к размышлениям? То, что его волнует. Значит, решение вопроса, какую литературу читать, зависит от уровня интеллектуального развития, уровня культуры, от круга волнующих человека проблем.

Поэтому возникает вопрос о том, насколько возможно и насколько правильно составлять программу по литературе на среднестатистического ученика N класса? Литература огромна. Нужно выбирать. В школе этот выбор делает учитель. И наша главная цель, на мой взгляд, в том, чтобы за школьные годы ребенок полюбил чтение, научился мыслить самостоятельно.

В этом случае он будет читать всю свою жизнь и научится выбирать книги.

Безусловно, надо знакомить с золотым фондом литературы, но всегда ли это знакомство происходит? Всегда ли дети готовы встретиться с Раскольниковым и понять героя? Погрузиться в фантастический мир «Мастера и Маргариты» и разобраться в его устройстве? Конечно, существует программа, стандарты и требования. Но ориентируясь только на них, часто теряем самое ценное — желание детей читать.

Важен подбор произведений

Когда мы подошли к изучению творчества В.Г. Распутина в 7 классе, в программе был прописан рассказ «Уроки французского». Дети заявили, что они уже его читали в 6 классе и помнят о чем он. Рассказ замечательный, есть о чем поразмышлять. Если бы я настояла на повторном чтении, уроки бы не получились. По одной простой причине — детям было бы неинтересно.

Я стала искать другой текст, ведь Распутин не только «Уроки французского» написал. Так я открыла для себя великолепный рассказ «Женский разговор». Уроки прошли на ура: рассказ задел, затронул, заставил задуматься. Итогом стали сочинения-письма «Я хочу пожелать тебе, Вика …» Не было ни одной списанной работы. Писали честно, трогательно, откровенно.

Значит, доверяют мне, а это дорогого стоит.

Итак, важен подбор текстов. Важно найти в произведении то, что захватит ученика.

На уроках литературы нужно читать

За время моей работы у меня сформировалось прочное убеждение: на уроках литературы нужно читать! Читает учитель, читают дети, включаем записи известных чтецов. Где-то должны слышать красивую правильную русскую речь. Вчитываться вместе с детьми в кусочки текста, разбираться в тончайших оттенках слов, в построении текста, «смаковать» каждое слово.

Читаем на уроке.

Правильно выбираем темы сочинений

Если нам важно воспитать в ребенке способность к мысли и умение красиво ее излагать, значит нужно предлагать такие формы работы, которые этому потворствуют. форма самостоятельной работы по литературе — сочинение. Другой вопрос, как выбрать тему. Тема «Мысль семейная в романе Л.Н.

Толстого «Война и мир» как минимум скучная, и ясно, что ученик, даже способный к самостоятельным суждениям, спишет из сборника «золотых сочинений» или Интернета. Тема должна так звучать, чтобы в ней был вопрос, проблема, чтобы была возможность выразить свое мнение.

Эту шаблонную тему можно представить иначе:

  1. «Место семьи в жизни героев романа» (Ростовы, Болконские, Курагины)»;
  2. «Пьер Безухов в семейных взаимоотношениях»;
  3. «Жизнь Сони: самопожертвование ради семьи или обманутое ожидание счастья»;
  4. «Николай Ростов и княжна Марья: было ли счастье?»;
  5. «Измена Наташи — подлое предательство или «обман неопытной души»;
  6. «Назначение женщины. Наташа Ростова в эпилоге романа».

Чтобы обратить учащегося к тексту, можно активно использовать домашнее задание в виде ответа на вопрос по конкретной главе, конкретному эпизоду.

Например: «Почему автор, сообщая о смерти своего героя, использует слово «помер», а не «умер»? Для чего стоит многоточие перед данным словом, являющимся последним в рассказе?» (А.П. Чехов «Смерть чиновника»); «Обратите внимание на сочетание «Галоша гибнет».

Почему именно гибнет? Что может гибнуть? Какую стилевую окраску имеет это слово? Для чего автор использует данный глагол рядом с бытовой вещью — галошей? В чем смысл такого смешения стилей?» (М. Зощенко «Галоша»). В зависимости от способностей учащихся задания должны быть разного уровня.

Таким образом создаем ситуацию успеха для учащегося. Ведь когда у нас ничего не получается в каком-либо деле, мы часто отрекаемся от него. Так и дети. С помощью такой работы можно привлечь ребенка к предмету, показать ему, что он может быть успешным.

Интересные формы уроков

Очень полезная, интересная, но сложная форма урока — семинар. На таком уроке у каждого есть возможность проявить себя. Например, семинар «Тема любви в творчестве А. П. Чехова» (можно взять произведения нескольких авторов, например, Куприна, Бунина, Чехова).

Предложить конкретные тексты, подготовить по группам анализ 1-2 рассказов. Была любовь, не была, почему счастье невозможно, кто из героев виноват, что такое любовь? Будут спорить до хрипоты, и это замечательно! Значит откликнулись! Вот он воспитательный момент.

Учителя-словесники первые, кто должны стремиться раскрыть в маленьком человеке талант мыслить.

Тот, кто почувствовал радость познания, свет, льющийся из книги, никогда не перестанет читать; тот, кто ощутил силу мысли, не останется уже инертным, пассивным потребителем всего, что предлагают в современном мире, сможет отделить зерна от плевел.

Об авторе: А.В. Князева, учитель русского языка и литературы, г. Камышлов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4700

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.