Мой ребенок учился сам

Содержание

7 рецептов когда ребенок не хочет учиться

Мой ребенок учился сам

Если Ваш ребенок ленится, учится хуже чем может, гиперактивный или медлительный, не хочет учиться, или не верит в себя — предлагаем вам рецепты для небольшого курса лечения.

Вы так же можете использовать их для профилактики, если у вас есть хотя бы один ребенок школьного возраста

Рецепт № 1 — Возьмите на вооружение золотое правило: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение.

Часто ругают целиком ребенка, а не отдельный промах. Разделяйте оценку ребенка в целом и оценку его работы.

Так у ребенка появится уверенность в себе, а желание учиться не будет отбито вечной критикой.

Когда ребенок гиперактивный или медлительный, родители и учителя нарушают данное правило и часто ругают самого ребенка, а не то, как он выполнил задание.

Учите ребенка вопросу «За сколько времени я это сделаю?»

Имея фокус на времени, дети постепенно учатся не отвлекаться и делать задание к нужному времени. Ребенок в два раза быстрее и качественнее будет делает уроки, т.к. перестанет отвлекается на посторонние дела

Рецепт № 2 — Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми.

Даже если на языке крутится пресловутое «а вот я в твоем возрасте» или хочется поставить в пример Машу из параллельного класса. Ваши дети — индивидуальность.

Сравнивать и оценивать нужно только  вчерашние достижения и сегодняшние. Когда будет фокус на прогрессе, прогресс не заставит себя ждать.

Если ребенок не успевает или делает вполсилы, и поэтому получает «двойки», ему помогут техники эффективного обучения.

Например, техника работы с ошибками позволяет отловить ошибки в обучении и повысить уровень знаний ребенка.

В обучении увеличивается количество «знаю» за счет сокращения «сомневаюсь» и «не помню». Как результат, ребенок повышает оценки по предметам, т.к. допускает меньше ошибок.

Например, с помощью данной техники можно убрать ошибки в словарных словах раз и навсегда:

Рецепт № 3: Не ставьте перед ребенком заведомо недостижимые цели или неизмеримые.

Однажды, одна мама пришла ко мне на консультацию, потому что ребенок совсем перестал учиться. Причем перестал учиться «вдруг».

Оказалось, что 1 сентября ребенку была поставлена цель: «четверть без единой «двойки» и мы купим тебе планшет».

Первые недели ребенок учился на энтузиазме, и каждый день радовал маму с папой хорошими оценками. Потом — одна непонятная тема и «двойка» за самостоятельную работу.

Действие договора прекратилось, ребенок еще немного продержался в хорошистах, а потом поплыл в «двойках».

Данная цель была долгосрочной, и заведомо недостижимой для ребенка. Даже сама мама на консультации призналась, что знала, что ребенок двойку получит рано или поздно, и покупать планшет она не собиралась.

А в итоге и ребенок и мама получили новую задачу — реанимировать не только учебу, но и отношения.

Лучше узнайте, как заинтересовать ребенка школьными предметами и заданиями, а так же покажите сферы применения в жизни полученных знаний.

А рисование интеллект-карт позволяет с интересом изучать текст учебника. Мы называем техники, позволяющие заинтересовать ребенка учебой «Вундеркинд» и «Карта».

И конечно, четко конкретизируйте задачу, которую ребенок должен решить. Глупо брать с него слово, что в следующий раз он не сделает ни одной ошибки в контрольной.

Рецепт № 4. В любой бочке дегтя можно найти крохотную капельку меда, если постараться.

В вашем ребенке есть островок, который нужно выкроить из потока неудач, незнаний и неумений. В противном случае все останется на своих местах. Просто этот остров, возможно, пока необитаем.

А можно показать ребенку его суперсилу. Например, научите ребенка мнемотехникам и технике «Репка», и тогда вы можете помочь ребенку развить суперпамять. Посмотрите, как ловко это получилось сделать у Марины, всего после одного занятия:

По дороге с музыкальной школы мы с моей 6-летней дочкой выучили с легкостью 50 слов (последоват-ть 2). Я пока за ней шла 30 минут с малышкой ,то сама почти запомнила,а на обратном пути ей предложила.Она сначала отказалась,мол,устала и так. А я все-таки предложила просто послушать мою историю ассоциаций. И нас понесло.

Доча с таким азартом запоминала,через каждые 5-7 слов тормозила меня и повторяла. Когда мы дошли до 40 слов,она прям запрыгала на месте — давай еще 10,чтоб 50 было,а вообще ей хотелось 100 запомнить. Мы шли где-то 1 час до дома,с небольшими паузами,ну минут 40,наверно,ушло на запоминание. А вечером папе 47 слов восстановила,в конце немного подзабыла,видно уже подустала.

Я так счастлива!!! Теперь у нас есть наиполезнейшее занятие для прогулок.

Рецепт № 5. В школе учат прокачивать те вещи, которые плохо работают. А надо прокачивать и то, что и так получаются.

В школе действует следующая практика: «Тройка» — репетитор. «Двойка»- репетитор, чтобы работало «хотя бы средне». И это правильно, потому что нехватка в жизни таких вещей базовых вещей может больно ударить в будущем.

С другой стороны заниматься только слабыми сторонами не итренесно, т.к. в самом лучшем случае вы их прокачатее максимум только до среднего значения. В себе и в своих детях прокачивать нужно помимо слабых сторон, еще и сильные.

То есть именно то, что уже хорошо работает, только немного по-другому, а именно уделяя внимание мелочам.

Рецепт № 6. Научите ребенка самостоятельной оценке себя и своих знаний.

Это формирует уверенность, а также дает представление о том, над чем еще следует поработать. В жизни очень важно уметь полагаться именно на свое мнение о себе и своей работе. Тогда это двигает вперед не смотря ни на что и вопреки всему.

Рецепт № 7. Упрощайте то, что можно упростить.

Использование машины или самолета упрощает перемещение из одного пункта в другой. Использование стиральной машины упрощает быт, использование посудомоечной машины бережет наши руки и экономит время.

Использование техник эффективного обучения не только помогает детям учиться а родителям беречь нервную систему, но и экономить на репетиторах (в них отпадает необходимость), получать высокие оценки, сократить время на домашние задания, подготовиться к экзаменам и поступить на бюджет в ВУЗы, а так же полностью делегировать детям процесс обучения в школе.

Например, с помощью обычной кружки можно легко и просто показать ребенку, что такое уравнение и тогда ребенок сам догадается, как нужно его решать. Это не только понятнее, но и интереснее зубрежки правил.

Именно изучением и внедрением техник эффективного обучения мы будем заниматься в 12 потоке программы «Умный ребенок — счастливая мама!», который стартует уже 23 января

В этом потоке мы сделали несколько нововведений

Первое — это разделение теории и практики.

За счет этого занятия по теории проходят быстрее и нет перегруза информацией. А на практических блоках с кураторами полученная теория закрепляется с каждым участником, что повышает результаты обучения

Второе — у нас в данном курсе теперь работают кураторы.

Куратор — это специалист по эффективному обучению, который не просто прошел у нас обучение и активно внедрил техники в своей семье, но и сдал специальный экзамен.

Куратор будет готов ответить на все технические вопросы, на вопросы по заданиям, работать с вами лично до полной автоматизации техники обучения у вас,  порекомендовать что почитать и послушать, где поискать больше информации и ответов, куратор читает ваши отчеты и всегда готов погладить вас по голове и взять на ручки.

В общем, это очень нужный человек, который точно знает, что у вас и у вашего ребенка все обязательно получится! И обучение в школе разделится на «до курса Умный ребенок и после.»

Благодаря такому разделению мы смогли сделать базовую версию программы по доступной цене, которая не превышает всего 10 занятий с репетитором, но позволяет в дальнейшем на них экономить, сократив их количество или убрав совсем.

В данной версии Вы так же получите все техники эффективного обучения, материалы для внедрения и обратную связь. Единственное отличие — отсутствие практического блока и персональной работы в группах со специалистами.

Но даже самостоятельное изучение и внедрение техник эффективного обучения даст Вам серьезные изменения в обучение Ваших детей.

Во вторник вечером состоится очередное повышение цен.

Чтобы сохранить за собой текущие цены на техники эффективного обучения оформите заказ прямо сейчас.

Дайте ребенку эффективные инструменты, которые повысят качество его обучения в школе и экономьте деньги на репетиторах и собственные нервы.

Получить техники эффективного обучения

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/7-retseptov-kogda-rebenok-ne-hochet-uchitsya/

Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Мой ребенок учился сам

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства.

Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться.

Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо.

Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек.

Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития.

Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе.

В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода.

Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление.

Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Общие рекомендации

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда – родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях.

Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания.

А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Источник: http://fb.ru/article/188766/rebenok-ne-hochet-uchitsya-sovetyi-psihologa-chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-uchitsya

Как заставить ребенка учиться в школе – полезные советы для воспитания отличника

Мой ребенок учился сам

Все чаще и чаще к детским психологам обращаются родители, чьи дети отстают от школьной программы или учатся исключительно «из-под палки». «Как заставить ребенка учиться в школе?!» — требуют ответа заботливые мамаши. «Дочь совершенно бездарна!» — досадуют любящие отцы.

Но никто из них не видит в этом своей вины, ведь они «все делают для того, чтобы ребенок хорошо учился!» Давайте разберемся, кому нужно, чтобы ребенок получал хорошие отметки, вам или ему? В современном обществе школьные оценки волнуют больше родителей, нежели самих школьников.

И именно поэтому школьник плохо учится.

Типичные ошибки родителей

Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться, советы психологов помогут правильно построить отношения со школьником.

Делать домашние задания самостоятельно и вовремя, стараться разобраться во всем самому прежде чем обращаться за вашей помощью — это залог успеха в учебе. Таким хотят видеть своих детей большинство родителей.

И это же большинство делает все для того, чтобы их дети не были такими. Не специально, конечно, не осознанно, но делают.

Есть два варианта ошибок, которые непременно ведут к плохим отметкам, и это ошибки родителей, а не детей.

В первом случае родители совершенно не уделяют школьнику внимания, и учеба не волнует ни их самих, ни, как следствие, их ребенка. Это редкие случаи неблагополучных семей и заниматься этим должны исключительно специалисты.

А вот второй вариант самый распространенный: постоянный контроль, завышенные требования конкретно для этого ученика и упреки. Часто дети, которые не очень преуспевают в учебе, не умеют решать свои проблемы без помощи родителей, так как каждый вечер папа или мама садится делать уроки с учеником 5-6 класса. Уроки, которые ребенок должен и обязан учить сам.

Как научить ребенка учить уроки самостоятельно

Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.

Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот.

Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду.

Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.

Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.

Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.

Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется учить ребенка усидчивости.

Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки.

Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня.

Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.

Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.

Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет.

Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.

Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.

Секреты правильной мотивации

Правильно объяснить, зачем ему нужно хорошо учиться — это уже полдела на пути к тому, как заставить ребенка учиться в школе. Но, к сожалению, это редко у кого получается. Чаще всего родители «мотивируют» своих чад так:»Будешь хорошо учиться — куплю велосипед к лету» или и «возьмем в дом собаку или кота«.

Это с одной стороны правильно, ведь поощрения за тяжелую работу должны быть, но только если это не перейдет в привычку и в торгово-рыночные отношения. В один прекрасный момент у вас не будет возможности купить очередной подарок, и ребенок почувствует себя обманутым. Или же наоборот, если возможность есть всегда, то запросы вашего «оплачиваемого работника» будут расти с каждым годом.

Другая распространенная мотивация знакома, наверное, каждому:»Будешь хорошо учиться, поступишь в институт!» И все. Максимум, что объясняют родители дальше, это о «высокооплачиваемой работе», которая непременно ждет того, кто закончил институт. А ведь врать нехорошо.

Будьте честны сами с собой: высшее образование никому не гарантирует успешной карьеры и счастливой жизни. В то же время нужно направлять ребенка постарше на поступление в ВУЗ, заинтересовав его новыми знаниями и перспективами, которые дает институт и университет.

Именно перспективами, а не гарантиями.

Ученика младшего школьного возраста мотивировать легче, можно объяснить, что выучив таблицу умножения, он сможет считать деньги и вы отправите его одного за покупками.

А научившись грамотно и аккуратно писать, он сможет отправить письмо любимому актеру или персонажу мультфильма. Главное — не обманывать ребенка и выполнять обещанное.

И постоянно хвалите своих детей, даже за небольшие достижения.

Если осознать, что счастье человека зависит не от школьной золотой медали, а от правильного развития Личности, то оценки вашего ребенка будут волновать вас меньше, чем его здоровье, психо-эмоциональное состояние и отношение к жизни.

Источник: https://zhenskie-uvlecheniya.ru/kak-zastavit-rebenka-uchitsya-v-shkole-poleznye-sovety-dlya-vospitaniya-otlichnika.html

Чему учить ребёнка, чтобы он достиг успеха в будущем

Мой ребенок учился сам

Каждый родитель желает своему малышу лучшего. Но есть одна беда: искренне мечтая подготовить ребёнка к будущему, мы учим его тому, что подсказывает наш опыт. И редко задумываемся, насколько быстро вместе с этим опытом устареваем.

Почему пора менять подход к обучению

Социологи заявляют, что в ближайшие 10–15 лет исчезнут до 20% существующих профессий. И появится минимум столько же новых.

К 2030 году, как считают эксперты исследовательской организации McKinsey Global Institute, с рынка труда испарится не менее 375 миллионов рабочих мест. Работу, которую сегодня выполняют люди, возьмут на себя роботы.

Есть даже специальный сервис, с помощью которого можно определить, находится ли ваша профессия в группе риска. Впрочем, речь сейчас не о вас, а о детях.

Мы по-прежнему готовим детей к жизни в условном ХХ веке, в то время как мир уже изменился и продолжает меняться.

Вы думаете, что раннее развитие, математический лицей и поступление на престижный экономический факультет какого-нибудь столичного вуза гарантируют ребёнку должность минимум бухгалтера, а при хороших раскладах и быстрый рост до финансового директора крупной корпорации? Окститесь! В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе экономисты и бухгалтеры были названы среди основных профессий-лузеров: в этой сфере в ближайшие годы ожидается максимальное число сокращений.

Те навыки, которые окажутся решающими при приёме на работу в роботизированном завтра, сегодня ещё не играют весомой роли, мы их игнорируем. Между тем, чтобы не потеряться в новом мире, люди будут вынуждены прокачивать умения, в которых по-прежнему превосходят роботов. Именно это и определяет новые принципы обучения и воспитания.

К сожалению, стандартные современные школы по-прежнему дают детям навыки родом из прошлого века. Поэтому так важно, чтобы каждый родитель объяснил сыну или дочери пять простых вещей.

1. Не зубрить

По способности к запоминанию мы — люди — проиграли компьютерам и роботам уже давно. Объём знаний, который теоретически можно вложить в голову школьника за 10 лет, не превышает 1 ГБ.

Считайте сами: средний учебник, содержащий 150 страниц по 2 400–2 500 символов на каждой, весит около 0,35 МБ. Пусть в год дети изучают 10 таких учебников.

Тогда объём полученной ими текстовой информации за 11 лет обучения составит менее 40 МБ.

Добавим сюда дополнительные внеклассные занятия и чтение, изображения и изучение других языков… Даже увеличив школьные 40 МБ в 25 раз, мы получим всего-навсего 1 ГБ информации.

А теперь сравним. Весь архив Великобритании, хранящий в себе полную историю государства за тысячелетие, равен примерно 70 ТБ. Что касается компьютеров, в этом году память отдельно взятого электронного вычислительного устройства уже достигла 160 ТБ.

А значит, если вы по-прежнему полагаете важным впихнуть в память чада годы правления Тутанхамона или, положим, нюансы абелева многообразия, ваш ребёнок проиграл машинам уже сейчас. Он потратил время и силы на зубрёжку ненужной информации, в то время как его сверстники-конкуренты приобретали другой, гораздо более важный навык.

2. Быть открытым для нового

«Модель, в которой люди ходят в школу в течение первых 20 лет жизни и далее следующие 40 или 50 лет работают по приобретённой профессии, нарушена, — говорит Сьюзен Ланд, эксперт по социальным взаимоотношениям и соавтор исследования McKinsey Global Institute. — Нам придётся думать о постоянном обучении на протяжении всей карьеры».

Это значит, что важнейший навык, который должен вынести ребёнок из школьных лет — умение и желание учиться.

А для этого важно организовать процесс обучения так, чтобы учёба не стала для школьника тяжким и оттого страшным грузом.

Не надо корпеть над математикой, «пока всё не сделаешь». Устал — отдохни. Переключись. Вернёшься к математике, когда вновь почувствуешь в себе силы и интерес. Ну или не вернёшься, если увлечёшься чем-то новым.

3. Делать упор на том, что по-настоящему интересно

«Этим денег не заработаешь», — нередко отмахиваются родители от каких-либо, как им кажется, бестолковых увлечений подрастающего поколения.

И упрямо подталкивают сына или дочь в юристы (а вдруг станет директором юридического департамента крупной корпорации?), программисты (а вдруг дорастёт до «сеньора»?), менеджеры (топ-менеджмент звучит солидно!), медики (непременно главврач!)… И, в общем-то, родителей можно понять: весь XX век готовил их к вертикальной карьере, когда из грязи — в князи, ступенька за ступенькой, из учеников — в работники, из работников — в начальники, из начальников — в big boss.

Но мир изменился, и сейчас на первый план выступает горизонтальная карьера. Это когда ты не рвёшься вверх, а просто делаешь то, что тебе нравится: ну, например, кукол из фарфора или оружие «под Средневековье».

При этом ты совершенствуешься, твои произведения день ото дня становятся всё круче. Пусть даже твоё хобби интересно всего 500 людям на планете, благодаря интернету эти люди находят тебя.

И вот уже твои самые крутые в мире куклы или кинжалы становятся востребованными, растут в цене, а ты приобретаешь статус мастера.

Ни один робот не сможет вложить душу в изделие так, как это сделает человек. А значит, именно то дело, к которому лежит сердце, в конечном итоге может оказаться для вашего ребёнка страховкой от потери места в жизни.

4. Видеть возможности

С большой вероятностью люди, которым сейчас менее 15 лет, проживут век-полтора. А это огромный срок. Сравните, например, себя и среднестатистического жителя Европы 120 лет назад.

Как вам общность интересов? Пригодился бы вам его опыт чинить повозку или чистить дымовую трубу? А две коровы (между прочим, большая ценность для сельского жителя 120 лет назад!) — как вам такой капитал, оцените?

То, что представляется ценным нам, сегодняшним, завтра может потерять смысл.

Уже не кажется столь важным хранить невинность до брака. Любовь до гробовой доски, о которой мечтали люди со средней продолжительностью жизни 50–60 лет, исчезнет как понятие при продолжительности в 150. Ну правда, с чего вы взяли, что человек, который был интересен вам в 20 лет, будет столь же интересен в 80? Вы представляете себе пенсионерку, влюблённую в Джастина Бибера?

Впереди у наших детей — огромный жизненный срок.

Стоит ли плакать над несчастливой первой любовью, если у тебя впереди ещё минимум 100 лет, в течение которых ты влюбишься десяток раз? Стоит ли расстраиваться из-за плохо написанной контрольной по химии, если химию — вдруг она понадобится — ты сможешь изучить ещё раз пять? Стоит ли считать себя неудачником, если не поступил в вуз или не получил работу мечты?

Для человека из прошлого, которому на карьерный взлёт было отведено всего-то 15–20 лет, год-два промедления — критический срок. Для человека из будущего те же год-два — это шанс оглядеться и увидеть другие перспективы. Не стоит упираться рогом в дело, которое не поддаётся. Лучше потратить время на поиск того, что окажется действительно твоим.

5. Уметь кооперироваться с другими людьми

Это один из важнейших навыков будущего, которому категорически не учит современная школа. Ведь что такое кооперация? Это когда, например, контрольную работу получает не один ребёнок, а группа детей с разным уровнем знаний и отношением к учёбе: «Вот вам, ребята, задача. У вас есть 20 минут, чтобы подумать и дать совместное решение».

Стандартная школа чаще всего такой подход не приемлет. Потому что учитель думает: «Да ну! А вдруг контрольную решит кто-то один, а остальные просто спишут?» И в чём-то он прав. С другой стороны, решение задач во взрослом мире — это всегда групповой проект.

В коммерческих организациях никто не ставит перед каждым сотрудником разные варианты одной и той же «контрольной».

Там создаются группы, которые получают некую общую задачу, а далее решают её по мере возможностей и способностей каждого.

Один придумал идею, другой её записал, третий раскритиковал, четвёртый воплотил, а пятый вроде бы ничего не сделал — просто чай вовремя принёс, создал атмосферу для творчества.

Эмоциональный интеллект станет одним из важнейших навыков, необходимых для успеха.

И пусть от реальной контрольной по старым правилам ребёнок пока не отвертится, разрабатывать навык кооперации можно на других, более групповых уроках. Например, на физкультуре, внушая школьнику: «Если с твоей эмоциональной поддержкой друг победил, это ваша общая победа».

Умение работать в команде — причём работать не только «решателем вопросов», но и создавать творческую атмосферу, давать коллегам эмоциональный отклик — уже к 2020 году станет одним из наиболее важных навыков при приёме на работу. И его пока не может имитировать ни один робот.

Источник: https://lifehacker.ru/chemu-uchit-rebenka/

Чему родителям следует поучиться у своих детей? | Образование | ДЕТИНФОРМ

Мой ребенок учился сам

13.07.2015 | Образование

Родители учат и воспитывают своих детей, но и дети тоже могут многому научить своих родителей. Еще Иисус Христос говорил «Будьте как дети!». Конечно, совсем впадать в детство взрослым людям не стоит, но мудрые родители всегда найдут чему поучиться у своих детей.

Уроки счастья от маленьких учителей

Учиться у детей можно на протяжении всей жизни. В каждом возрасте они преподают нам свои уроки.

В том числе, многому можно научиться и у маленьких детей 2-х-4-х лет, еще не испорченных образованием, неправильным воспитанием, многочисленными жизненными стереотипами и товарно-денежными отношениями.

Детей в этом возрасте отличает великая способность радоваться жизни, такой, какая она есть, и быть счастливыми в любых условиях. Они восхищаются любой мелочью, быстро забывают об обидах и живут исключительно сегодняшним днем.

Это именно то, чего порой так не хватает взрослым людям для того, чтобы сделать свою жизнь более счастливой и полноценной. Они когда-то это тоже знали, но потом почему-то забыли.

В повседневной суете и заботах о хлебе насущном, задавленные денежными проблемами, они разучились радоваться жизни безо всякой причины и быть счастливыми просто потому, что живут на этой замечательной, красивой планете (а не потому, что на их банковском счету несколько тысяч долларов, и им обещали повысить зарплату в следующем году). Просто жить на этой планете и быть здоровым – это, значит, быть счастливым. Вот какой мудрый урок (сами того не ведая) могут преподать нам малыши.

Как маленькие дети могут помочь найти интересную бизнес-идею

Умение воспринимать обыденные, повседневные вещи, как нечто необычное и удивительное –еще одно важное качество, которому взрослым людям стоит поучиться у маленьких детей, чтобы сделать свою жизнь более эмоционально насыщенной, счастливой и поэтичной, и добиться больших успехов в бизнесе и творчестве.

Большинство людей проходит мимо всего того, что видит каждый день, считая это скучным и недостойным пристального внимания.

Но если попробовать изменить свой взгляд на обыденные вещи, посмотреть на них, как на нечто удивительное и восхитительное, как это делают маленькие дети, то многое можно увидеть совершенно в ином свете.

Именно так рождаются великие творческие ибизнес-идеи. Учитесь видеть великие возможности в самом простом, обыденном и повседневном у своих детей!

Чему могут научить «почемучки»?

Когда у ребенка начинается возраст «почемучек», то это тоже может многому научить мудрых родителей. Благодаря вечным детским вопросам, они начинают задумываться об устройстве многих вещей, смысле мироздания и им поневоле приходится становиться экспертами в самых разных областях.

Они начинают чаще задавать «почемучки» поисковым системам в Интернете, и потом пытаются рассказать своим маленьким детям о функционировании сложных систем и смысле жизни самыми простыми словами, так, чтобы они все поняли.

Умение говорить просто о самом сложном чрезвычайно важно в современном мире, перенасыщенном разнообразной информацией. Прорваться сквозь оглушительный информационный шум в творчестве, рекламе и бизнесе очень часто можно только за счет умения представлять самое сложное простым и доступным. Если то, что вы хотите сказать миру, поймет пятилетний ребенок, это поймут и все остальные.

Кроме того, детские вопросы учат родителей еще одной важной вещи. Зачастую самые простые вопросы оказываются самыми мудрыми и важными. Маленькие дети учат нас тому, что все гораздо проще, чем кажется, и истину совсем не обязательно искать в каких-то сложных вещах. Если почаще задавать себе и миру детские «почемучки», можно очень многое понять об устройстве этого мира.

Уроки естественности и искренности

Искусству быть естественным и искренним лучше всего учиться не на уроках актерского мастерства, а у своих маленьких детей. Очень часто они ведут себя гораздо более естественно, чем взрослые люди.

Через несколько лет эта естественность и искренность у детей пропадет, и они, так же, как и взрослые, начнут лицемерить, врать, и слишком много заботиться о том, что подумают об их поведении и словах окружающие люди.

Но в возрасте 2-3 лет на их поведение еще не влияют шаблоны, стереотипы и законы взрослого мира, а также товарно-денежные отношения. Их абсолютно не волнует мнение других людей.

К сожалению, взрослые теряют этот талант, и слишком много заботятся о том, что могут подумать об их поведении окружающие люди.

Если вы хотите снова приобрести утраченную естественность и искренность – поучитесь этому у своих детей.

Маленькие дети учат нас тому, что движение – это жизнь

Научившись свободно передвигаться по поверхности планеты, дети учат мудрых родителей еще одной важной вещи. Они очень много двигаются, бегают по улицам, играют с мячом и со всем подряд. Взрослые же люди зачастую этого стесняются.

Они не могут позволить себе пробежаться по улице, полагая, что другие люди это неправильно поймут. Наши маленькие учителя напоминают нам, что движение – это жизнь, и нам порой нужно забыть про все условности, и просто пробежаться и попрыгать в свое удовольствие, не заботясь о том, как это будет выглядеть со стороны.

Кроме того, появление детей меняет образ жизни, привычки и характер родителей, но это уже отдельная тема для разговора.

Чему можно поучиться у подростков

У подростков в возрасте 11-15 лет тоже есть чему поучиться, хотя, с психологической точки зрения они уже становятся больше похожими на взрослых людей, с их жизненными стереотипами и шаблонами поведения. Поэтому учиться у них нужно не психологии счастья, как у маленьких детей, а умению взаимодействовать с современным миром и технологиями.

Современные подростки порой гораздо лучше разбираются в компьютерах, Интернете, электронных устройствах и прочих технических достижениях человечества, чем их родители.

Они более пристально следят за современной музыкой и новыми фильмами.

Именно этому искусству идти в ногу со временем и разбираться во всем актуальном и можно поучитьсяу них родителям, которые с возрастом нередко становятся слишком консервативными.

Чему можно поучиться у юношей бледных со взором горящим

У юношей бледных со взором горящим, делающих свои первые шаги во взрослой жизни, тоже есть чему поучиться.

Прежде всего — свежему, «незамыленному» взгляду на жизнь, способности смело нарушать правила, идти против стереотипов и шаблонов, бунтарству, и юношескому максимализму.

Конечно, слишком сильно увлекаться юношеским максимализмом не стоит, но в синтезе с обширным жизненным опытом, он вполне может помочь достичь больших высот в бизнесе, творчестве и науке.

Способность идти против стереотипов и шаблонов, свойственная юношеству – очень полезное качество для всех, кто пытается создать что-то по-настоящему новое и инновационное. Консервативность мышления не может этого сделать. Поэтому, либо вспоминайте, какими вы были в 18 лет, либо учитесь смелости мышления у своих детей в этом возрасте.

Чему можно учиться дальше

Есть и немало других вещей, которым можно поучиться у своих детей в любом возрасте. Многое зависит от их индивидуальных особенностей, выбора профессии, жизненных навыков и приоритетов.

Если они становятся приличными, успешными и интересными людьми, то учиться у них можно на протяжении всей жизни.

Наверняка, найдется немало сфер, в которых они будут с возрастом разбираться гораздо лучше вас.

Зачем обращаться к кому-то еще, когда у вас есть такие прекрасные учителя, которые зачастую могут научить вас гораздо большему, чем все психологи и философы вместе взятые? Просто присмотритесь к ним повнимательнее.

Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Источник: http://detinform.ru/articles/chemu_roditelyam_sleduet_pouchitsya_u_svoikh_detei

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.