Личный опыт: в защиту домашнего образования

Семейное образование – закрыть нельзя продолжать

Личный опыт: в защиту домашнего образования

Три года назад москвичка Екатерина Гущина забрала свою дочь из школы и перевела на семейное обучение. В России подобным образом получают образование, по разным оценкам, от 75 000 до 100 000 детей — их семьи предпочли обучение дома ежедневным походам в школу.

Новый закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, поставил судьбу семейного образования под вопрос. В Москве многие родители, чьи дети учатся дома, перестали получать за них компенсации. В ряде школ их заставляют писать заявления об отчислении и фактически принуждают вернуться к очной форме обучения.

В ситуации разбирался наш корреспондент.

Толкования

По сравнению с другими столичными родителями, Екатерине Гущиной повезло. Сначала ее дочь занималась на семейном обучении в московской школе, а затем Екатерина перевела ее на дистанционный экстернат в Петербург, и теперь всем довольна. В новом заведении система работы с экстернами отработана. Буря нового закона пока обходит ее стороной.

Московские же знакомые Екатерины, среди которых, по ее словам, число выбравших семейное образование растет с каждым годом, оказались на передовой баталий.

В Москве — в отличие от большинства регионов — семьи получали компенсацию за детей, обучающихся дома. После вступления в силу нового закона компенсации или выплачивают частично, или совсем приостановили выплаты.

Нередко в школах исключают детей и расторгают договора о семейном образовании.

Павел Парфентьев

«Все это — следствие непонимания нового закона региональными чиновниками и администрациями школ. А также отсутствия подзаконных нормативных актов, которые разъясняли бы сложные места в законе, — объясняет Павел Парфентьев, эксперт по семейному образованию и руководитель общественной организации «За права семьи»

Во-первых, новый закон устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат стал лишь формой аттестации. А формами обучения, при которой она используется, остались семейное образование и самообразование (для детей после девятого класса).

Впрочем, и раньше в школах, по словам Парфеньтева, понятия «экстернат» и «семейное образование» нередко путали. В старом законе действовали нормы аттестации для экстерната. Они регламентировали, как организуются аттестации, какие предметы надо сдавать.

При этом такие же критерии для семейного образования прописаны не были — за исключением того, что ребенку надлежало сдать ГИА и ЕГЭ.

Из-за этого школы нередко пытались контролировать процесс семейного обучения по своему усмотрению, что было незаконно, говорит Парфентьев.

Теперь же — с переводом экстерната лишь в форму аттестации — формулировки окончательно запутались. Школы избавляются от этой путаницы самым простым методом — исключая детей.

Родители по незнанию подписывают документы об исключении и, по настоянию школ, расторгают договоры о семейном образовании. В итоге — оставляют неясным статус своих детей и лишаются права на денежные компенсации.

В Москве годовой размер денежной компенсации колеблется от 84 тысяч рублей до 113 тысяч рублей для «пятидневки»- в зависимости от того, в младших или старших классах учится ребенок.

Школы, расторгая договора, мотивируют это поправкой в новом законе. Она гласит, что теперь семейное образование относится к формам обучения вне школ. Однако это следовало и из старого закона, отмечает Парфентьев: «Дети, обучающиеся в семье, естественно, не являются учениками школ.

Но, по закону, они входят в число обучающихся школы как экстерны. Родителям следует отказываться расторгать договоры, и тем более — писать незаконные заявления об исключении.

Это нарушает права и интересы ребенка! А такие требования со стороны школ не следуют из норм законов России и Москвы».

По новому закону, добавляет эксперт, за экстернами оставили право пользоваться школьными библиотеками и иметь консультации с учителями перед экзаменами. При этом теперь, если родитель хочет перевести ребенка на домашнюю форму обучения, он обязан уведомить об этом местный департамент образования.

В свою очередь, задержка и отказ в выплате компенсации со стороны школ противоречат законам, говорит Павел Парфентьев.

Речь идет о местном московском законе «О развитии образования» и подзаконном акте — постановлении правительства Москвы «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы».

Эти законы пока никто не отменял, они продолжают действовать. Согласно им, компенсации должны быть выплачены, говорит Парфентьев.

Московские родители, которые обсуждают проблему семейного образования, выяснили: директора ряда школ отказывают в компенсациях, ссылаясь на методические рекомендации Департамента образования Москвы. Они были разосланы в школы в сентябре. В пункте девять рекомендаций как раз и сказано об исключении ребенка, обучающегося по форме семейного образования.

Эти рекомендации не являются нормативным актом, никого не обязывают и не могут ставиться выше конкретных норм закона, говорит эксперт. «Помимо того, что там есть и настоящая „самодеятельность“, которая не вытекает из закона, в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо», — заключает Парфентьев.

Путь к дому

Если вкратце объяснить суть семейного образования, то она такова: ребенок занимается дома — с родителями или репетиторами. Как правило, дважды в год школа предлагает ему пройти промежуточную аттестацию и сдать экзамены по всем предметам. Самые главные отчетные испытания, как говорилось выше, — ГИА и ЕГЭ.

При семейном образовании родители могут по своему усмотрению добавлять предметы. Это происходит, например, в семьях с православным вероисповеданием. Помимо обычного курса в таких семьях ребенка нередко учат закону Божьему и истории православия, изучают агиографию — жития святых.

«Количество семей, выбравших домашнее образование потому, что оно позволяет передать ребенку семейные ценности — в том числе и религиозные — очень большое. Точных цифр на этот счет нет. Но по нашему опыту, вероисповедание — одна из основных причин выбора образования на дому», — говорит Матвей Матвеев, пресс-секретарь Центра Интенсивных технологий образования.

Другими причинами, почему родители забирают детей учиться домой, эксперты называют желание сохранить здоровье ребенка, оградить его от негативных проявлений среды и, наконец, академический мотив. Знание предметов, полученное дома, часто оказывается выше полученного в школе, отмечает Павел Парфентьев.

«Когда девочка еще ходила в обычную школу, у нее начались проблемы с поведением. Решать их школа оказалась не готова. Поэтому мы и ушли «домой», — рассказывает Екатерина Гущина.

Сегодня ее дочь занимается уроками в среднем час-полтора в день. Месяц она учит один предмет. Затем отчитывается по пройденному курсу и переходит к следующему. Экзамены сдает хорошо, поведение вошло в норму.

У девочки остается время на кружки и хобби.

Игорь Чапковский

«Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Он учитывает многообразие личных особенностей ученика и при этом сохраняет естественный для здорового ребенка интерес к познанию мира», — говорит Игорь Чапковский, педагог, который много лет изучает проблемы семейного образования.

Эти слова могли бы украсить двери любой школы. Тем не менее, часто внутри учебных заведений к ним относятся с подозрением.

Порт приписки

«У нас в школе с «семейниками» просто не работали. Им говорили: «Хотите учиться дома? Ищите другую школу! А у нас — только очная форма образования», — Анна несколько лет проработала в одной из столичных школ.

Она просит не называть ее фамилию. Хотя она уже и не педагог, но продолжает общаться с бывшими коллегами.

«Родителям ничего не оставалось, кроме как разворачиваться и идти искать другую школу для «приписки», — говорит она.

«В нашей школе по семейному образованию мы были первопроходцы, — вспоминает Екатерина Гущина. — Естественно, когда мы пришли писать заявление, в администрации были очень удивлены. Никто раньше там с „семейниками“ не работал, в школе плохо представляли, как это делается».

Школу № 26 на Университетском проспекте в Москве можно назвать продвинутой. Она давно работает с экстернами, а кроме того, здесь можно пройти курсы интенсивной подготовки по предметам общеобразовательного цикла. Но даже в этом учебном заведении склонны полагать: семейное образование подходит не всем.

«Бывают ситуации, когда отказаться от посещения школы необходимо. В первую очередь я имею в виду ситуации, связанные со здоровьем ребенка, — говорит Елена Орлова, директор школы.

— Но при этом любой ребенок должен пройти такие моменты, как социализация, общение со сверстниками, решение каких-то проблем. Если ему обеспечат этой в полной мере дома — это прекрасно.

Но вопрос в том, все ли родители в состоянии это обеспечить?»

Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые, сообщили в администрации, в связи с законом потеряли силу. Вопрос о выплате компенсаций также не стоит. Впрочем, объясняют в школе, он всегда был вне их компетенции и решался на уровне департаментов образования.

Что изменит новый закон для родителей «семейников» с точки зрения школы? Для тех семей, где ключевым пунктом было дать хорошее образование своему ребенку, не изменится ничего, полагает Елена Орлова.

Такие родители продолжат учить детей со всей ответственностью.

Те же, кто выбрал семейное образование из-за денежных компенсаций теперь — когда неясно в чью сторону решится этот вопрос — вероятно, вернут детей в школы.

Прогнозы

Даже в пределах одной Москвы ситуация с компенсациями сегодня решается различными путями.

В районах с большим количеством детей-«семейников» местные департаменты образования предпочитают, что называется, не поднимать волну. Они продолжают — пусть и частично — выплачивать компенсации.

В районах, где «семейников» немного, выплаты могут и приостановить, говорит Матвей Матвеев из Центра Интенсивных Технологий Образования.

Окончательно, по его словам, чаша весов качнется в ту или иную сторону, когда станет ясен предел возмущения родителей. Если они смогут собраться единым фронтом, призовут в помощь общественные и религиозные организации, выплаты компенсаций, скорее всего, возобновятся. Игнорировать их требования Городской департамент образования не сможет, полагает эксперт.

С этой оценкой согласен и Павел Парфентьев. «С юридической точки зрения решение о выплате компенсаций — право региона. Никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать, и номинально регион может отменить компенсацию, — говорит он. — В этой ситуации остаются два пути.

Первый — убедительно продемонстрировать городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже ранее существовавшую гарантию. Показать, что семьям это необходимо, и что этого требуют справедливость и интересы детей. Второй путь — добиваться изменений в федеральном законодательстве.

В частности, возвратить в него норму о компенсации при семейном образовании, которая действовала до 2004 года».

Парфентьев добавляет: перспективы у семейного образования в России есть. Всего за пять-шесть последних лет количество родителей, выбравших такую форму обучения для своих детей, выросло втрое. Это говорит о ее востребованности.

Родители, которые обсуждают проблему семейного образования на интернет-форумах, сообщают: департамент образования Москвы создал рабочую группу по решению вопроса о семейном образовании и выплате компенсаций. В состав группы планируют пригласить и родителей.

Получить комментарии в самом департаменте пока не удалось. В настоящее время редакция портала «Православие и мир» готовит официальный запрос в это ведомство.

Михаил Боков

Источник: https://www.pravmir.ru/semejnoe-obrazovanie-est-li-budushhee-1/

Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья

Личный опыт: в защиту домашнего образования

Лейла Сазонтова

Как вы помните, периодически я прихожу к вам с постами о семейном образовании. Потому что мне кажется, что это прекрасная альтернатива школьному образованию. А еще потому, что мой сын не учится в школе. Нет, он ее еще не закончил, просто мы сделали выбор в пользу обучения дома.

Сегодня хочу рассказать вам о том, как прошел наш очередной учебный год.

Пять месяцев вместо девяти

На дворе февраль. Пару недель назад Лев сдал последний экзамен и закончил курс начальной школы. «Теперь у вас летние каникулы!» — шутит подруга.

На самом деле мне кажется, что наши каникулы перманентны. В том плане, что у нас никогда не наступает время, когда нужно учить домашнее задание, покупать школьную форму и поднимать ребенка к первому уроку.

Наши будни могут проходить так

Сначала Лев аттестовывался в той же школе, в которой учился очно. Но зачеты по всем предметам каждую четверть не давали особо разогнаться и почувствовать свободу. Поэтому мы решили, что если уж заходить в воду, то плавать на глубине, а не со страхом ходить у берега.

После третьего класса я забрала документы из школы и отправила их в питерский лицей, который на частной основе занимается обучением и аттестацией хоумскулеров.

В конце августа мы начали изучать программу четвертого класса. Предмет за предметом, урок за уроком — и к в середине февраля последний предмет был сдан. На самом деле можно было закончить и месяцем раньше, но после новогодних каникул мы уехали в отпуск, а сразу после — ушли на больничный, и прокрастинацию было не избежать.

Я не торопила ребенка. Просто в начале года мы грамотно распланировали, что за чем сдаём. В нашей школе очень удобно: мы сами выбираем удобный день и время и сдаём предмет сразу за курс (то есть, к примеру, математику надо сдавать только один раз за весь 4 класс). Нам есть, с чем сравнивать: до этого все предметы мы сдавали каждую четверть, и это было жутко неудобно и затратно по времени.

Сначала Лев сдал все простые предметы, которые не требовали от него особенной подготовки: окружающий мир, физкультуру, технологию и т.д. Примерно один предмет в две-три недели. Попутно проходилась программа по основным предметам. На закуску оставили русский, математику и английский. Их и сдали в самом конце, в декабре-феврале.

Так выглядит человек, которому не надо в школу

Пять выводов, которые я сделала за эти два года без школы

  1. Ко всему надо относиться проще. Здесь любые комментарии излишни. Это вообще, наверно, мой главный вывод как родителя на сегодняшний день.
  2. Оценки — сущий анахронизм. Хоть тройка, хоть пятерка — это никак не влияет на знания.

    Ребенок учится для себя и для жизни, а не для оценок.

  3. Важно не делать из дома вторую школу. Есть риск, взяв на себя ответственность за образование ребенка, превратиться из мамы в учительницу.
  4. Главное, чтобы ребенок научился мыслить.

    Будет ли он сопоставлять реакции в организме крысы и человека или сравнивать стратегии в компьютерных играх — дело второстепенное. Мозг работает в обоих случаях.

  5. У ребенка свой темп обучения. Замедляя, делаешь обучение нудным. Ускоряя — нервным.

    Задача родителя — искать золотую середину и подстраиваться под заданный ритм.

Пять выводов, которые сделал (я надеюсь на это!) за два года мой сын

  1. Ты сам ответственен за свои знания. Не понял, не усвоил — виноват не учитель (его же нет!), а ты сам.
  2. Не обязательно быть в школе, чтобы иметь хорошие знания, добрых друзей, много общения.
  3. Не надо сравнивать себя с кем-то.

    Круче не тот, у кого выше оценка.

  4. Уметь работать с информацией — добывать, обрабатывать, пользоваться ей — наиважнейший навык в современном мире.
  5. Шахматы, дзюдо, иностранные языки, музыка… Заниматься можно всем, что интересно.

    А распланировав свое время, можно найти и время на все это.

Что дальше?

Как я и говорила раньше, я не знаю, что будет дальше. Наше свободное образование все меньше становится похожим на эксперимент. Теперь кажется, что так было всегда.

Что никогда я не гладила школьную форму по вечерам, не отвечала учителю на звонки учителя, не клеила поделки до десяти вечера (каюсь, в первом классе фараона и октаэдр Лев делал вместе со мной!) и не будила в семь утра ребенка, который искренне не понимал, зачем вставать так рано.

Но в любой момент, я понимаю, это может прекратиться. Периодически я спрашиваю у сына, хочет ли он в школу. Пока он не воспылал чувствами к школьной парте, но если это случится, то я не буду препятствовать.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/02/22/bez-shkoly-lichnyj-opyt-semejnogo-obrazovaniya-chast-tretya/

Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении

Личный опыт: в защиту домашнего образования

Уроки по 45 минут пять дней в неделю в здании школы — не единственный вариант получения среднего образования. Елена Гидаспова из Москвы уже к моменту двухлетия своего сына Матвея знала: ее ребенку будет лучше учиться индивидуально, дома. О том, почему была выбрана такая форма обучения, чем она отличается от школьной, что это дает детям, а что — родителям, Елена рассказала «О!».

Елена Гидаспова

Как мы узнали о домашнем обучении

Еще до рождения сына мы покупали развивающие материалы, читали разную литературу, тогда же и узнали о домашнем обучении.

Когда в 2003 году родился Матвей, мы стали искать еще больше информации по этой теме.

Просмотрели огромное количество форумов, на некоторых из них зарегистрировались, стали общаться, узнавать что-то новое, занимались с ребенком музыкой, спортом по специальным методикам раннего развития.

Через пару лет наших занятий стало ясно, что Матвей развивается «вне формата». Он опережает своих сверстников, и общаться с ними ему не очень неинтересно. Он по натуре своей созерцатель: любит досконально изучить процесс, до мельчайших деталей.

И если он владеет какой-то темой, то на очень высоком уровне, почти как специалист. А средняя школа дает средние знания, ориентируясь на средние способности человека.

Когда есть возможность заниматься с учетом индивидуальности ребенка, почему бы этим не воспользоваться?

Метод проб и ошибок

В начале пути мы столкнулись с проблемой: вокруг нас не было единомышленников, людей, с которыми можно было обсудить какие-то важные моменты, понять, туда ли мы идем. Это не значит, что у нас не было понимания в ближнем кругу: наши родные нас поддерживали и уж точно не мешали.

Но нам нужно было пространство творчества, пространство идей. А оно в те годы только начало формироваться. Очень важным для нас оказалось интервью одного из первых практиков российского семейного образования Игоря Чапковского.

Мы поняли, что его тезисы нам близки, узнали о том, как организован учебный процесс в его школе. Но по ряду причин она нам не подошла. И нам пришлось идти по этому пути самостоятельно, совершая ошибки и исправляя их. И этот путь был полон вызовов, на которые надо было отвечать.

У нас не было времени рефлексировать, правильно ли мы поступаем, в ту ли сторону двигаемся. Нам просто было нужно продолжать движение.

Другая философия обучения

Многие интересуются: справится ли родитель в роли учителя с поддержанием дисциплины в «классе». У нас этот вопрос никогда не стоял: мы не превращали дом в школу. Домашнее образование, в нашем понимании, не предполагает расписания, перемен и звонков.

Это совсем другая философия обучения. Понять окружающий мир можно в парке, в лесу, на прогулке, в деревне у бабушки, а математику — при покупках в магазине.

Еще Матвей ходил в математический кружок, играл в шахматы, занимался с репетитором иностранными языками, как и другие дети, которые ходят в обычную школу.

Есть такой стереотип, что у ребенка на домашнем обучении дефицит общения. Это не так: он и не сидит за партой в кругу своих ровесников, но это не значит, что у него неразвитые коммуникативные навыки и он ни с кем не общается.

Матвей учился в музыкальной и спортивной школах, участвовал в концертах, соревнованиях, занимался в научно-образовательном центре, где преподают химию, физику, информатику, автодело. А однажды сын даже дал интервью для телевидения.

И во всех перечисленных случаях у него не было никаких проблем с общением.

У такого типа обучения есть важное преимущество для всей семьи: нет привязки к месту, можешь уехать хоть на дачу, хоть в другую страну. Главное, чтобы был интернет. Можно самостоятельно регулировать нагрузку, где-то брать повышенную программу, а где-то довольствоваться базой.

У ребенка есть возможность развиваться по интересам и способностям. Минусы в том, что ты не можешь переложить ответственность на других людей, отправить ребенка в школу и… забыть. Мотивация ребенка — тоже отдельная, большая работа. Да и самому родителю тоже нужна мотивация.

Ведь иногда приходится погружаться в заведомо неинтересный тебе материал.

Юридические аспекты

Ребенок на домашнем обучении должен проходить регулярные аттестации. Сначала это было в районной школе: каждую четверть Матвей писал контрольные работы по основным предметам. Сложность была в том, что мы должны были синхронизировать свои занятия со школьными.

Нужно было заниматься по тем же учебникам, по той же методике, что и класс, к которому был прикреплен Матвей. Контрольные были адаптированы под эту программу.

Вот и получалось, что мы хотели развиваться в системе интересов, близких именно нашему ребенку, а приходилось подстраиваться под стандартизированную программу.

В какой-то момент школу обязали принимать экзамены у тех, кто находится на альтернативных формах обучения, по стандартам Московского центра качества образования. Это были некорректные тесты, представляющие собой причудливую смесь разных программ.

Подготовиться к ним было очень сложно, потому что мы не знали, что могло попасться на экзамене. Приходилось использовать в своей подготовки предэкзаменационные материалы. Занятия по ним отнимали много сил и времени и были больше похоже на натаскивание.

Именно поэтому нам пришлось отказаться от сотрудничества с районной школой и перейти к интернет-образованию, законом это разрешено.

При этом у нас не было никаких юридических проблем в связи с такой формой обучения. Никто в управлении образования нам не препятствовал, и лишних вопросов не возникало. Пару лет мы даже получали небольшую денежную компенсацию, которая шла на дополнительное образование. Потом компенсацию отменили, а мы вынуждены были сменить статус с семейного образования на очно-заочное.

Надеюсь, наш опыт окажется полезен родителям, которые интересуются домашним обучением. Этот вариант сложно назвать альтернативным, потому что он самостоятельный, у каждого свой путь и свои методики. И очень сложно сказать заранее, подойдет ли вашей семье такой способ получения образования. Но кто мешает попробовать и решить?

Источник: http://www.kanal-o.ru/parents/9443

Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы — Православный журнал

Личный опыт: в защиту домашнего образования
Не смогла пройти мимо вопроса домашнего образования, который поднял Андрей Рогозянский. Тема отличная, но очень уж индивидуальная. Я верю, что учить детей дома – здорово, полезно, а иногда и просто – единственный выход. Но мои дети учатся в школе, и школой мы пока что довольны. В нашем случае это, надеюсь, правильный выбор.

Мыслями о семейном обучении я вдохновлялась примерно до трехлетия своей старшей дочери. Позже поняла, что в моей конкретной ситуации это, скорей всего, утопия.

Однако я по-прежнему восхищаюсь родителями, решившимися на эксперимент, а мои собственные дети не ходят в садик и дошкольное образование (кроме отдельных направлений) все же получают дома.

Но, имея опыт дошкольного домашнего образования, на данный момент девятилетний (старшая уже в школе, средняя пойдет в сентябре, а младшему «образовываться» дома еще два года), я хочу немного рассказать о «подводных камнях», которые стоит учитывать, принимая решение о месте дальнейшего обучения ребенка.

Не сгореть в «домашнем очаге»

Первое, о чем хотелось бы сказать – это стратегия жизни семьи. «Несадовское» детство и домашнее обучение детей иногда можно совмещать с работой – иногда нет, все зависит от профессии родителей. Поэтому мать (а чаще остается «сидеть» с детьми именно она) должна хорошенько продумать: точно ли она готова оставить работу?

В моем случае все сложилось так, что без отрыва от рождения детей я сначала подрабатывала и закончила вуз, потом продолжила работать по любимой специальности. Но это не я такая «умная», а вуз и дальнейшая специализация позволяли.

И муж с самого начала был настроен на то, что работать мне надо – для поддержания «интереса к жизни».

То есть он был готов к тому, что «работа» временами совсем не приносила дохода – деньги шли на оплату визита няни раз в неделю, а часть домашних хлопот и занятий с детьми он и сейчас берет на себя, освобождая мне время.

Лишь однажды пришлось совсем туго – я сникла и отдала детей в детский сад… на целых два месяца.

После чего поняла, что лучше, случись что, посижу за компьютером ночью, чем буду снова слушать душераздирающий плач сына и скромные вздохи младшей дочери с ее еженедельными попытками спастись от садика в простуде. Потом быт наладился, дети немного подросли, и совмещать семейные дела с профессией вновь стало не слишком сложно.

Но вот у моей знакомой, студентки медицинского вуза, все сложилось иначе – доучиться по выбранной специальности с детьми не удалось, в их альма-матер такие вольности не предусмотрены. Другая знакомая отдала детей в детский сад, так как ее профессия не подразумевает фриланса, а жизнь вне профессии для нее и всей ее семьи – сродни каторге.

Собственно, об этом надо думать без ложного идеализма. Иначе может получиться так, что в пылу «православно-традиционного» вдохновения женщина ринется с головой в «домашний очаг»… А лет через десять обнаружит, что в этом очаге от нее остались одни головешки.

И – что еще хуже – ее самопожертвование окажется толком никому и не нужно.

Ведь муж все чаще будет с тоской вспоминать, что женился вроде не на «наседке», а на талантливом, например, музыканте, дети заразятся беспросветной депрессией мамы, а мама возненавидит всех и вся за свою «испорченную жизнь».

Если вы понимаете, что, как и в моем случае, «домашнее детство» можно совместить с любимой работой – тогда про садик можно забыть. Если уверены, что ваше призвание – именно учительство в кругу семьи, вам можно не ломать голову, в какую школу поступать. Если же дважды ответ «нет» – лучше еще раз оценить силы.

Да, достойное воспитание детей – одна из главных целей для родителя. Но не единственная. В конце концов, каждый из нас не только родитель, но и просто христианин, и супруг, который должен сохранять в себе искры радости и интереса к жизни и своей семье, а не только стиснув зубы «исполнять свой долг».

Да и воспитывать детей можно не только в режиме 24/7. Более того, если нет призвания к роли учителя, то воспитание и образование дома – вообще под угрозой.

Я знакома с одним взрослым мужчиной, который овладел греческим языком и неплохо выучил латынь – зато никак не может освоить хотя бы пять фраз на английском.

Просто в детстве его очень серьезно «натаскивал» на знание английского хорошо владеющий языком отец…

Кстати, я тоже тот еще «учитель английского». Могу наглядно и доходчиво объяснить математику (мне она сложновата, а потому – интересна), спокойно помогаю ребенку делать уроки по русскому (ну это же жуть как захватывает!), но английский… Мне кажется, что это просто, но скучно, и я начинаю вскипать, если дочь «тормозит» над домашним заданием.

Слава Богу, мои педагогические провалы в школе компенсирует учитель! А если бы не?

Эти трудности ждут не всех: есть женщины, чье призвание – именно педагогика, именно домашний уют и творческое налаживание быта. Для них семейное обучение – это воздух, радость и творчество! Так что почему бы не реализовать подобные таланты во всей полноте?

Базовые материнские и педагогические навыки мы все в себе можем раскопать, но вот серьезная, планомерная и многолетняя учительская деятельность – это все-таки отдельное призвание, мне кажется. А если его нет, не опасно ли «браться за гуж»?

Если мама – «авральщик»

Второй, но самый заметный камень преткновения для родителя, чьи дети всегда дома – это режим и самоорганизация. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка.

Базовые элементы режима очень важны (отбой в одно время, ежедневная прогулка), а вот чрезмерно регламентированный день – нет.

В свободном графике у дошкольника лучше развиваются творческие способности и умение занять самого себя (вариант «занять себя мультиками» у нас был исключен – смотрим их не чаще двух раз в неделю, игр на планшете не предусмотрено вовсе).

В этом смысле домашнее образование сегодня особенно актуально: условно говоря, садик и школа – это как бы суровая кузница офисных кадров, а домашнее обучение дает хорошую базу для будущего фрилансера и «креативщика».

Но – это в теории. На практике многое в успешной учебе все же зависит от организованности родителей. Увы, я патологический «авральщик». Мне проще и приятнее с горящими глазами да под кофейный допинг «раскидать» за несколько ночей гору дел, чем ежедневно, рутинно и правильно делать все это в час по чайной ложке.

Да, можно мне возразить: займитесь, мол, мамаша, самовоспитанием, и проблема уйдет сама собой… Только вряд ли возможно из разгильдяя быстро стать сверхправильным педантом, оставшись при этом тем же самым человеком. Нет, многому я действительно учусь и продолжу учиться.

Осваиваю посильный «тайм-менеджмент», умение не покупать лишние вещи и не захламлять квартиру, навык организации пространства на родных сорока квадратах… Только у всякого самовоспитания есть потолок и разумные пределы – с некоторыми недостатками, если это не прямые грехи, проще смириться, чем заниматься сизифовым трудом.

С маленькими детьми отсутствие педантизма – это еще не очень страшно: им как раз пока не слишком нужно регулярное «корпение» над тетрадками, зато куда важнее активная деятельность (так формируется наглядно-действенное мышление – база для всех остальных форм мышления) и спонтанная игра. Полем для деятельности может стать любое домашнее дело: утром погонял пылесос, в обед немножко поколол посуду, изучая объемы и формы, пока мама варила суп, помог ей кромсать овощи, вечером с горем пополам помыл тарелки.

Для спонтанной игры дома тоже простор и раздолье.

Не надо тратить время на долгие сборы всей садовской группы на прогулку, не нужно несколько раз в день сидеть на стульчике, пока всех по очереди водят в туалет… Зато можно творить игровую реальность ежеминутно.

С утра ты парикмахер (и ничего, что сестра пищит, хватаясь за волосы), потом повар, воин и плотник. Затем минут двадцать – владелец пластилинового кошачьего приюта, потом ты в ванной адмирал резинового флота…

Из «серьезных» занятий для развития маленьких детей достаточно пару раз в неделю порисовать, полепить (частью дети лепят сами, частью под моим руководством, частью – опять же под руководством «творят» из теста, пока я «вдохновилась» печь ватрушки). Спорт и музыку не упоминаю – все-таки ими дети занимались с профессиональными педагогами вне дома.

Еще малышам нужно чтение – тут уж даже у самой ленивой мамы все равно получится читать вслух куда дольше, чем у воспитателя в детском саду. Обучение чтению и счету можно проводить «на ходу» (а математика на ходу, во время прогулки или готовки обеда особенно полезна – накрепко усваиваются основы не просто счета, но и пространственного мышления).

Но в более старшем возрасте пора вводить прописи и «лабиринты».

Еще нужны графические диктанты, но у моих детей с пространственным ориентированием все получилось «само» – в процессе бытового общения понятия «прямо», «направо» и «налево» используются часто и усваиваются накрепко, так что после обычных домашних игр задания первого класса вроде «отступи две клеточки вправо» – это для ребенка детский лепет.

А вот без прописей все же никуда. Современная школьная программа предполагает, что первоклассник приходит учиться с хорошо «поставленной» рукой. Если это не так, вскоре ему придется туго – уже в середине года нужно писать целые предложения, думая о заглавной букве, точке в конце и правописании «жи-ши»… А ты еще вынужден держать в голове наклон палочек!

Для меня это стало самым суровым испытанием: заниматься в прописях регулярно.

Это вам не ватрушки с детьми «замутить» по вдохновению и не в музей под настроение сходить! Обучение счету и чтению не рассматриваю – у нас оно прошло как-то походя, в процессе бытового общения, и прошло успешно. Но вот прописи – увы.

Я явно не дотянула эту область, и с почерком у старшей до сих пор проблемы. Равно как и вообще – с организованностью в мелочах. Учитель как-то с улыбкой поведала, что моя дочь после уроков собирает портфель на трех партах сразу…

Все эти прекрасные правильные вещи типа «достали тетрадочку – убрали на край парты – положили на полочку, закрыли пенал» прошли по моей вине немного мимо ребенка.

В садике этому специально учат. Учат этому и замечательные аккуратные и организованные матери, коих я знаю немало. У меня же пока с трудом получается «начать с себя». Да, у моих детей множество творческих идей, хороших кругозор и развитая речь – но недостаток педантизма налицо, а это часто служит плохую службу.

Так что если вы обдумываете будущую учебу, оцените беспристрастно: хватит ли лично у вас организаторской жилки и аккуратности для того, чтобы сделать домашнее образование процессом достаточно последовательным.

Ведь если в дошкольном обучении пара вдохновенных занятий в неделю все равно в разы эффективнее, чем групповые «развивающие занятия» в садике, то в начальной школе нужно будет организовывать хотя бы по два хорошо построенных урока в день.

И у вас не будет костылей, Дамоклова меча и «волшебного пинка» в виде домашнего задания – то есть рекомендаций учителя, как это теперь называется.

Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование

Источник: https://foma.ru/domashnee-obuchenie-podvodnyie-kamni-opyit-mamyi.html

Домашнее обучение: за и против

Личный опыт: в защиту домашнего образования

Я уверена, что мне повезло в жизни – я училась в советской школе. Последние несколько лет школы, правда, были уже в другом государстве, но на тот момент система образования еще не претерпела серьезных изменений. В мое время среднее школьное образование было обязательным для всех, никаких домашних обучений и в помине не было.

Начиная с пятого класса, мы сдавали переходящие экзамены, учили билеты, кто-то писал шпаргалки, но было здорово, кто бы там, что не говорил о советском периоде. Прошу заметить, что мы сдавали настоящие нормальные экзамены, а не тестирование, рассчитанное на умственно отсталых детей. Говорю так жестко, потому что именно так думаю.

В 11 классе, когда мы собирались сдавать выпускные экзамены, нам сообщили, что четыре экзамена будут проходить в виде тестов: алгебра, геометрия, русский язык и литература, история.

А два с билетами – физика и английский язык.

Так вот, к четырем экзаменам, по которым были тесты, у нас не готовился ни один человек в классе! И сдали все! Даже те, кто учился слабо, тесты сдали на 4 (по пятибалльной системе). Вот так вот.

Советское образование признавалось лучшим во всем мире, нет же, надо было перенять американскую систему тестирования. Где экзамен не сдаст только полный идиот. Потому что если ты хоть что-то в школе читал и учил, то по предложенным вариантам ответов, просто обязан сдать такой экзамен.

Кроме хорошего багажа знаний, мы выходили из школы во взрослую жизнь с нормальными представлениями о дисциплине, субординации и со способностью социализироваться в обществе.

Но в 1992 году законодательно было введено такое понятие, как «образование на дому» или «семейное образование» (хоумскулинг). И родители встали перед выбором: отдавать ребенка в массовую школу или оставить получать образование дома?

Разговоров и споров по поводу домашнего образования ведется очень много, начиная с того самого 1992 года. И родители, и учителя так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Давайте попробуем разобраться в преимуществах и недостатках такого образования. Но сначала пару слов о том, какие формы домашнего обучения существуют.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – абсолютный отказ от посещения школы и вообще школьной программы. Сторонники анскулинга уверены, что вполне самостоятельно могут определить как, сколько и чему учить своего ребенка.

Уверены в том, что общепринятое среднее образование никому не нужно, а также государственное тестирование и прочие экзамены.

Самое печальное последствие анскулинга, что к 16 годам ребенок уже никак не сможет наверстать упущенное и изучить необходимый минимум знаний, требующийся для поступления в ВУЗ, а значит, не сможет приобрести никакую профессию. К моей огромной радости, анскулинг в России категорически запрещен.

Домашнее обучение – персональные занятия со школьными преподавателями на дому, написание контрольных, сдача экзаменов и пр. Оформляется при отсутствии возможности ребенку самостоятельно посещать школу, основанием служит заключение врача о наличии медицинских противопоказаний.

Частичное домашнее обучение – посещение школы на несколько занятий в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Также можно оформить только по заключению медицинских работников.

Экстернат – автономное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Можно оформить у руководства школы, исключительно по договоренности с администрацией учебного заведения. Надо сказать, что не многие школы на это соглашаются.

Дистанционное образование – обучение через интернет, общение с преподавателями по скайпу или на форуме, выполнение домашних заданий, контрольных и экзаменов в режиме онлайн. Также согласовывается и оформляется у администрации учебного заведения.

Плюсы домашнего обучения

У домашнего обучения, как и у любого другого мероприятия, есть свои плюсы и минусы. Для начала разберемся с плюсами.

Плюсы называли родители-сторонники домашнего обучения, итак:

  • Ребенок занимается, когда хочет и как ему удобно.
  • Отсутствует давление со стороны сверстников, старшеклассников и учителей.
  • Отсутствует необходимость соблюдать ненужные (???) школьные правила.
  • Контроль развития моральных и этических норм у ребенка.
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам.
  • Выбор в изучении особых предметов: искусство, иностранные языки (какие хочется, а ни какие предоставлены в школе), архитектуру и пр. с детства.
  • Обучение в домашней обстановке существенно снижает риск получения школьных трав, проблем с осанкой и зрением.
  • Индивидуальный подход к обучению помогает воспитать личность.
  • Сохранение тесного контакта ребенка с родителями, исключено чужое влияние.
  • Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.
  • Отсутствие обязательных прививок.

Большинство плюсов достаточно спорные. Например, о снижении риска проблем с осанкой и зрением. Можно подумать, что в домашней обстановке ребенок не может их испортить. Или что касается чужого влияния. Дети сейчас так много времени проводят в соц.сетях, что попасть под чужое влияние еще проще, чем в школе.

Кто сказал, что школьные правила ненужные? Что плохого в их соблюдении? Я лично не понимаю. У ребенка отвалятся ноги, если он будет вставать, когда входит учитель? Или на ребенка негативно повлияет участие в новогоднем утреннике? Мне кажется, эти плюсы – полная ерунда. Что касается прививок – это вообще отдельная тема, но я ей все-таки уделю пару слов.

Я сторонник другой точки зрения и уверена, что прививки важны и нужны. Аргументирую. Те, кто считают, что прививки не нужны, утверждают, что они наносят вред здоровью ребенка, а обязательная вакцинация вообще нарушает его права.

Одна моя знакомая – противник прививок – сказала: «Где ты видела оспу или краснуху? Я вот своему ребенку прививки не делаю и все нормально». Отчасти да, пока все нормально.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – с научной.

Когда таких вот «грамотных» мамочек станет много, эпидемиологическая ситуация начнет меняться и «побежденные» болезни, такие как оспа или та же краснуха, снова вернуться.

Только вакцинация населения более 70% сможет гарантировать здоровье основной массе людей, и особенно детей.

Но эти мамочки об этом не знают, а точнее не хотят знать, им проще отказаться и «спасти» своего ребенка от вредной прививки, а о последствиях пусть думает кто-то другой.

Согласно заключению специалистов Всемирной организации здравоохранения, основная масса доводов тех, кто отказывается от прививания своих детей, не подтверждены научно и характеризуются как «опасное и тревожное заблуждение».

Поэтому говорить об отсутствии прививок, как об одном из плюсов домашнего обучения, считаю крайне неправильным.

Минусы домашнего обучения

Минусов, надо сказать, немало и, на мой взгляд, они существенные, судите сами:

  • Ребенок не получает опыта социализации и взаимодействия с коллективом.
  • Требуется постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Отсутствие дисциплины и необходимости работать в определенный период времени «от звонка до звонка».
  • Отсутствие опыта конфликтов и выхода из них со сверстниками и старшеклассниками.
  • Родители не всегда могут правильно обучить точным предметам, системному мышлению.
  • Гиперопека родителей в конечном итоге приведет к инфантилизму или эгоизму ребенка.
  • Ребенок привыкнет к образу «не такого как все», ему будет гораздо труднее во взрослой жизни.
  • Житейская неопытность и недостаток общения в школе скажется при начале самостоятельной жизни.
  • Навязывание родителями нетрадиционных взглядов и жизненных ценностей ограничивают развитие ребенка.
  • Трудности при поступлении в ВУЗ и при обучении в нем.

Мне кажется, что вопрос домашнего обучения должен подниматься в том случае, если ребенок по состоянию здоровья действительно не может посещать школу.

Либо если семья часто переезжает из города в город (уж не знаю, по какой причине), в последнем случае оптимальным будет, конечно, дистанционное образование.

Либо семья проживает в небольшом поселке, а до приличной школы слишком далеко и нет возможности ежедневно возить туда ребенка.

Персональные занятия или частичное посещение школы необходимы тяжелобольному ребенку, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленному ребенку с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – на период восстановления и реабилитации после перенесенных тяжелых травм, серьезных заболеваний и т.д.

В отдельных случаях на экстернат имеет смысл перевести одаренного ребенка с аутичными чертами личности.

Индивидуальное обучение точно не подойдет общительному и активному ребенку, а также ленивому и неспособному к самодисциплине.

Необходимость домашнего обучения должна обуславливаться несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями развития (здоровья) ребенка.

Если, например, семья проживает в городе, а мама с папой ходят ежедневно на работу, то какой смысл переводить ребенка на такую форму обучения? Нанимать педагогов по всем предметам – вопрос: зачем тогда маме работать, если все деньги будут уходить на оплату таких услуг? Для самостоятельной формы обучения все равно нужен кто-то взрослый, кто будет проводить по несколько часов с ребенком, заниматься с ним, контролировать ход выполнения самостоятельных заданий. Сомневаюсь, что этим будут в состоянии заниматься родители, отработавшие весь день в офисе.

На домашнее обучение, на мой взгляд, можно перевести ребенка, который подает серьезные надежды в спорте, например.

То есть ребенок будет заниматься спортом и параллельно получать среднее образование, больше тратить времени на тренировки и подготовку к соревнованиям.

Отлично, если в такой семье мама не работает, и может тратить свое время на развитие своего ребенка в полной мере.

Подведем итог

Убеждена, что домашнее обучение подходит не всем детям и родителям. Неоднократно посещала форумы и читала аргументы сторонников такого образования. То, что пишут эти взрослые мамы и папы, у меня лично в голове не укладывается.

Приведу несколько особо ярких примеров: «Хочу спасти своего сына от перемалывающей личность школьной системы», «Как вспомню школьные экскурсии, сразу плохо становится. Кому это вообще нужно?», «Кому нужны эти таблицы умножения и Менделеева, они, что в жизни пригодились?». Читала, и плакать хотелось.

Чему могут научить такие родители своего ребенка на домашнем обучении? Мне искренне жаль детей этих родителей.

А еще вспомнила слова из биографии Ломоносова: «Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения». В голове только одна мысль: «Хорошо, что у Ломоносова не было таких родителей, как участники форумов за домашнее обучение».

Я была шокирована такими аргументами, ну не те это доводы, чтобы ребенка переводить на такую форму образования. Мне кажется, разумные взрослые люди в принципе не могут оперировать такими «доводами».

А ведь родители, переведшие своего ребенка на домашнее обучение должны быть мудрыми, образованными и ответственными, умеющими правильно организовать не только свое время, но и время, и обучение своего ребенка.

А много ли среди нас таких, а среди таких вот сторонников?

И еще. Школа дает не только знания, школа воспитывает, приобщает детей к культуре, дисциплинирует, приучает к регулярным усилиям по самоорганизации.

Вы уверены, что прочитав дома гору книг, ваш ребенок научиться тому же, чему его ровесники в школе? А также задумайтесь, как ваш ребенок будет проходить социализацию, сидя на диване с пряником в одной руке и хорошо, если с книгой в другой, а может и с планшетом, или смартфоном.

Хорошее, качественное домашнее образование — это большой труд и большая ответственность родителей. Если вы можете это сделать – дерзайте! Если нет – не мучайте собственного ребенка, и не усложняйте ему и без того не простую жизнь.

Елена Белоконова

Оцените автора
Загрузка…

Источник: http://www.OdnaDama.ru/deti/domashnee-obuchenie-za-i-protiv/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.