Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

Ушла из жизни режиссер Кира Муратова

Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

ShutterStock Разное | Опубликовал(а): Зинаида Рувелива 07 Июн. 2018 22:19

Сегодня стало известно, что 6 июня легендарная украинская работница культуры Кира Муратова скончалась. Она была известна, как режиссер и сценарист. Это случилось в Одессе и вызвало печаль у многих почитателей ее таланта, как в Украине, Беларуси, так и в нашей стране.

У нее остался сын и муж, дочь Марианна трагически погибла.

Как известно Муратова имела дом в «жемчужине у моря». Ей было уже 83 года и старость ее, как часто бывает, сопровождалась болезнями и немощами. Так и сценаристка последнее время сильно и долго болела. О ее кончине миру сообщил ее муж, а ныне вдовец Евгений Голубенко.

Кроме него о ее смерти в социальных сетях написал Минзянов Юрий.

Он отметил, что с ней ушла целая эпоха. Как известно, вот уже шесть лет, как Муратова объявила о конце своей кинематографической деятельности. Свои соболезнования семье выразил президент Украины Порошенко.

«Ушла Кира… с ней целая эпоха… Помню, как еще студентом ВГИКа плакал на «Долгих проводах»… Какие-то черные дни настали , кругом смерть…смерть…», — написал Минзянов в .

Кира Муратова википедия дочь: после гибели дочери она развелась с первым мужем

Брак с Александром Муратовым закончился разводом. Позднее в интервью он скажет:

«Почему развелись? Да просто молодые были, резкие — разругались и все. Но я скажу одно: Кире крупно повезло, что мы развелись. Ведь у нее своеобразный режиссерский почерк, который она не сразу осознала. Мы оба — ученики Герасимова.

Но если я составляю модель фильма из кирпичиков дословной реальности, то ей присуще составлять эту модель из кирпичиков нафантазированной реальности, она, пожалуй, единственный истинный сюрреалист в российском кино, пишет Therussiantimes.

Думаю, со мной она бы не стала той Кирой Муратовой, которую все знают».

От этого брака у Муратовой была дочь Марианна, которая трагически погибла. Подробности смерти не сообщаются, но известно, что благодаря дочке у Муратовой было двое внуков – Александр и Антон. Бабушка Кира снимала мальчишек в эпизодах своих фильмов.

Именно после смерти дочки супруги перестали общаться и развелись.

Кира Муратова (в девичестве Короткова) родилась 5 ноября 1934 года на территории Бессарабии в городке Сороки.

Ее отцом был секретарь уездного комитета компартии, впоследствии захваченный румынами и расстрелян.

Мать — также член компартии, врач по специальности, которая даже занимала должность замминистра охраны здравоохранения Румынии. С 1939 года семья Коротковых жила в Бухаресте, а с 1940 — в Кишиневе.

Кира Муратова википедия дочь: позиция сценаристки по Донбассу была неопределнной

В 1959 году молодая женщина окончила ВГИК, факультет режиссуры, где была студенткой знаменитых на весь СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Уже через два года после окончания ВУЗа, Муратова работает режиссером Одесской киностудии, а в 1962 году сняла свою первую короткометражную ленту «У крутого яра».

Общественная позиция Киры Муратовой была неоднозначной. Так, она высказывалась в поддержку Евромайдана в 2014 году, называя Виктора Януковича русским шовинистом. Тем не менее позже призывала властей Украины не препятствовать присоединению Крыма к Российской Федерации.

Нет, я не над схваткой, я принимаю сторону Украины. Мне не нравится, что она воюет, но я не знаю, как можно из этого выйти — в тех стандартах, в которых живёт человечество: „Надо защищать свою территорию, надо бороться!“. Но никакая территория не стоит того, чтобы за неё убивать, даже если эту территорию называют родиной.

Человечество очень любит воевать, оно усматривает в этом героизм, тех, кто не хочет воевать, оно осуждает. Но таких, к сожалению, очень мало. Мало пацифистов. Кому-то всё равно, а кому-то кажется — ну, а как иначе. Многие просто не верят, что мир без войны возможен.

Зачем трепыхаться, если ничего не изменишь, — заявила в интервью Муратова.

СанПиН для школ на 2018 год останется без изменений

СанПиН — это основной документ, которым пользуются руководители, для организации учебного процесса. Последний раз вносились изменения в этот документ в 2016 году. С ноября 2015 года СанПиН для школ не претерпел никаких изменений, поэтому все более поздние версии его публикации являются действующими. Санитарно-эпидемиологические правила для…

Модель Анну Шапиро отравили в ресторане Солсбери

Российская модель Анна Шапиро, которая была госпитализирована вместе с мужем после обеда в ресторане Солсбери — фигура достаточно загадочная. Модель заявила:…

Вклады в Сбербанк России пользуются огромной популярностью

Сбербанк России активно расширяет диапазон своих услуг в различных направлениях, и среди приоритетных – программы социальной направленности. Большого внимания заслуживают…

4 августа 2018 года в Москве пройдет ночной велопарад

Ночной велопарад пройдет в Москве в четвертый раз. Состоится он 4 августа, в эту субботу. Участники велогонки проедут около 20…

В Германии покупателей Tesla заставят вернуть государству 4000 евро

Власти ФРГ попросили вернуть субсидии, выданные за покупку Tesla Model S до марта 2018 , отметив, что в дальнейшем действие…

Погиб основатель Weide Radio Тагир Вагапов

В Москве погиб ди-джей, основатель Weird Radio и журналист Тагир Вагапов. Новость поступила от его друга и человека с которым…

Источник: http://www.1rre.ru/112345-ushla-iz-zhizni-rezhisser-kira-muratova.html

Кира Муратова

Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

Кира Муратова вошла в историю кинематографа как автор «неправильного кино», фильмов-парадоксов и отличилась нелегкой творческой биографией.

Режиссер поднимала острые социальные темы, обращалась к сюжетам о жестокости, громко рассуждала о границах нравственности, а один из любимых мотивов – ад на земле.

Киру Георгиевну критики обвиняли в «чернухе», но подготовленный зритель с каждым новым фильмом все больше влюблялся в эту талантливую женщину, выбравшую поприще авторского кино.

Детство и юность

Кира Муратова родилась в непростой семье, проживающей в городке Сороки в Бессарабии (Румыния). Отец Юрий Александрович Коротков до войны с немцами работал секретарем подпольного обкома коммунистической партии Румынии, а в 1941 году в составе партизанского отряда погиб.

Режиссер Кира Муратова

Мама Наталья Исааковна, еврейка по национальности, с 1928 года входила в компартию Румынии. После войны женщина заняла кресло министра культуры республики, вошедшей в состав СССР.

В интервью Кира Георгиевна вспоминала, что часто бывала у мамы на работе. В министерстве было отведено отдельное помещение для просмотра иностранных фильмов, а особенно запомнился специальный пропуск, который девочка получила от родительницы.

Кира Муратова в молодости

Бумажка открывала двери любого кинотеатра Бухареста, и маленькая Кира часто после школы бегала на сеансы. В то время в перерывах в фойе кинотеатров публику развлекали номерами фокусники и певцы. Однажды девочка увидела «живую» знаменитость – Петра Лещенко и долго ходила под впечатлением.

После окончания школы юная Кира отправилась в столицу России, где поступила на филологический факультет в МГУ. Спустя некоторое время поняла, что ее манит кинематограф, и решила попытать счастье во ВГИКе. Девушка поступила на режиссерский, попав под крыло прославленных мастеров кино Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Фильмы

В 1961 году Кира Муратова как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром Муратовым, с которым соединила судьбу еще в институтское время. Парочка явила миру картины «У крутого яра» (1962) и «Наш честный хлеб» (1964).

Кадр из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи»

Сольно начинающий постановщик дебютировала в 1967 году. Зритель получил блестящую работу, которая никого не оставляет равнодушным, — «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами.

В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил легендарный Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые показавшись на советских экранах. Картина вышла ограниченным тиражом, полноценный показ случился только 20 лет спустя – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Долгие проводы»

Очередная картина «Долгие проводы» (1971) и вовсе оказалась несчастливой. Руководство студии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года, в итоге показ отодвинули вплоть до перестройки. Кира Муратова, снятая с режиссерства, не выдержала гнета и покинула Одессу.

Женщина обосновалась в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию ленты «Познавая белый свет», которая порадовала зрителей в 1978 году.

Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко.

После просмотра становится ясно, откуда Рената Литвинова, верная поклонница Киры, черпала вдохновение для первых шагов в режиссуре.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Среди белых камней»

Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» (1983), откуда нещадно вырезали неугодные вещи. Да так, что Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.

Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».

Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»

Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей – и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи (одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную).

Кроме того, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике.

Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова – признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Настройщик»

Следующая заметная работа родилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Муратова рассказывала о первом впечатлении об актрисе:

«Мы познакомились на фестивале «Арсенал» в Риге. Мне сразу показалось, что ее надо снимать, у нее замечательные и внешность, и манера говорить».

Эту картину – спокойную, светлую, но неоднозначную, отметили премией «Ника».

Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы срывали те или иные награды и премии.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение»

В 2012 году Кира Муратова презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание.

Кира Муратова работала также в качестве актрисы с другими режиссерами. Женщина появилась в роли революционерки в картине «Опасные гастроли» постановщика Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В 1986 году ее пригласил в драму «Сад желаний» Али Хамраев, где Кира перевоплотилась в колдунью.

Личная жизнь

Кира Георгиевна побывала замужем дважды. С первым мужем, режиссером и сценаристом Александром Муратовым, познакомилась в студенческие годы, однако в 70-х брак распался. Пара вырастила дочь Марианну, которая трагически погибла. Режиссерская чета развелась после дебютного фильма Киры.

Кира Муратова и ее муж Евгений Голубенко

Второй муж, с которым Муратова жила до последних дней, тоже из творческой среды – питерский художник и сценарист Евгений Голубенко.

Бескомпромиссная и невыносимая на съемочной площадке, Кира Георгиевна в жизни была спокойным, уравновешенным человеком, способным ужиться с кем угодно. Женщина любила вкусно поесть, но пищу выбирала простую. С годами Муратова стала глядеть в сторону вегетарианства, однако примкнуть в ряды веганов так и не решилась.

Смерть

Последние годы Кира Георгиевна жила в Одессе и почти не выходила в свет.

«Я много где была, и теперь мне не хочется никуда. Я не хочу лететь самолетом, да и поездом тоже», — признавалась она.

Журналисты, побывавшие в гостях у режиссера, отмечают, что ее квартира удивительна – напоминает музей, в котором нашлось место мастерской супруга-художника. Муратова редко соглашалась на интервью, мемуары женщина писать тоже отказалась.

Кира Муратова в 2018 году

Летом 2017 года киношный мир облетала новость, что Кира Георгиевна стала членом американской киноакадемии, получившей право выбирать, кто достоин престижной награды «Оскар-2018».

6 июня 2018 года Киры Муратовой не стало. Об этом в соцсетях сообщил продюсер Юрий Минзянов.

Фильмография

  • 1967 — «Короткие встречи»
  • 1971 — «Долгие проводы»
  • 1979 — «Познавая белый свет»
  • 1983 — «Среди серых камней»
  • 1987 — «Перемена участи»
  • 1989 — «Астенический синдром»
  • 1992 — «Чувствительный милиционер»
  • 1994 — «Увлеченья»
  • 1997 — «Три истории»
  • 2001 — «Второстепенные люди»
  • 2002 — «Чеховские мотивы»
  • 2004 — «Настройщик»
  • 2007 — «Два в одном»
  • 2009 — «Мелодия для шарманки»
  • 2012 — «Вечное возвращение»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/9771-kira-muratova.html

«Короткие встречи»: Кира Муратова и Владимир Высоцкий

Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

Судьба фильма далеко не всегда зависит от того, хороший он или плохой. Именно так и получилось с «Короткими встречами» режиссера Киры Муратовой.

Эту провинциальную, по определению самой Муратовой, мелодраму она сняла, когда безуспешные попытки куда-то устроиться после ВГИКа привели ее в Одессу. «Я увидела город, живущий без воды.

Ее постоянно отключают, поэтому запасают в ведрах и тазах… И мне захотелось сделать историю про молодую решительную женщину, которая заведует всей водой в городе. Причем воды все равно нет, и в жизни не ладится: приезжает и уезжает мужчина, у него своя жизнь…».

В соавторстве с журналистом Леонидом Жуховицким она написала сценарий про двух женщин, любящих одного мужчину, — классический любовный треугольник. Классический, да не совсем: в фильме нет сцен ревности с заламыванием рук.

Любят друг друга хорошие люди, только очень разные: Валентина Ивановна, ответственный работник горисполкома и «вольная птица» геолог Максим. Она пытается его переделать, обуздать, он не желает подчиняться. «Останься со мной».

— «Поедем со мной!»

Останься — поедем — останься… Из этих коротких встреч, долгих разлук, воспоминаний, ожиданий и получается запутанный роман. «Уши, волосы и нос — это все я знаю. А вот тебя я не знаю совсем», — говорит героиня. Он улыбается: ты, мол книжная женщина.

Валентина Ивановна не столько книжная, сколько привыкшая к оседлой, упорядоченной жизни — «пятнадцать лет на одном месте и за одним столом». Вся в работе, потому что дом — пустой до звона в ушах — пугает. Деловые звонки и совещания — иллюзия жизни.

 И нет сил ни любить до самозабвения, ни разлюбить.

А он в придорожной чайной встречает хорошую девушку — простенькое платье, прямые русые волосы, угловатые движения, мрачноватый взгляд. Надя для него — короткая встреча, от которой вряд ли останется даже воспоминание.

Максим для нее — словно звезда, упавшая с неба: геолог поет под гитару, с ней, обычной деревенской девчонкой, ласков.

И она под видом домработницы придет к Валентине, будет жить с ней под одной крышей («у вас в городе вода трубой пахнет»), ничем не выдав своей такой прекрасной — и напрасной — любви.

Там она поймет очень важную вещь: это дом, где живут два человека. И потому перед возвращением Максима из экспедиции накроет стол на двоих, положит восемь апельсинов — по четыре каждому — и вернется в деревню.

Но прежде разрушит ею же выстроенную гармонию — один апельсин заберет с собой. Потому что семь — счастливое число.

И будет в этом жесте такое самоотречение, что один критик свою рецензию назовет «Повесть о восьмом апельсине».

Звезда Таганки

На съемочной площадке Кире Муратовой помогал бывший муж, режиссер Александр Муратов. Именно он уговорил ее сыграть Валентину Ивановну, когда выяснилось, что утвержденная актриса с ролью не справляется.

Но на этом неурядицы не закончились: неожиданно от роли Максима отказался Станислав Любшин. Муратова мечтала с ним работать, ей нравились его психологическая тонкость и интеллигентная манера игры.

Но актер прислал телеграмму: «Кира, я не буду сниматься — мне предложили роль в картине «Щит и меч», четыре серии. У тебя я заработаю мало, а деньги нужны».

Что делать? И тут вспомнили о Владимире Высоцком, чьи пробы были неудачными. Снимавшийся тут же, на Одесской киностудии у Станислава Говорухина в «Вертикали», актер в позу вставать не стал — сценарий ему нравился. К счастью, он не знал, какие баталии разыгрались вокруг его имени.

«За» было большинство членов съемочной группы, но Муратова сомневалась, считая Высоцкого излишне грубым. Уговорил все тот же Александр Муратов: «Кира, Любшин — киногеолог, а Высоцкий, пусть и не такой тонкий актер, зато больше похож на настоящего геолога. К тому же он на гитаре играет, поет хорошо». Годы спустя Кира Георгиевна признается: «Произошла наша встреча.

Мысли становились общими, зажигались новым огнем. Может быть, это была любовь. На экране точно была. Видно».

Высоцкий — а он был уже звездой — поразил всех скромностью и невероятным профессионализмом, удивительно чувствовал камеру, знал, какие ракурсы наиболее выигрышны.

Нередко предлагал свое решение той или иной сцены и возражения выслушивал спокойно. Охотно и талантливо импровизировал. Кстати, многие кадры Муратова снимала с прямой записью звука.

А однажды актер чуть не сорвал съемку, неожиданно запев: «В Ватикане прошел мелкий дождичек, римский Папа пошел по грибы…».

Чтобы не расхохотаться, присутствующие вынуждены были зажимать рты руками. А эпизод вошел в фильм. На улице Высоцкого не узнавали — он носил фальшивую бороду. Свою отрастить не мог: условие театра. Он очень любил эту роль: «Судьба этого человека немного напоминает актерскую. Мне тоже все говорят: «Ты все время ездишь! Что ты там делаешь? Сиди дома…»

Тайная мечта Нины Руслановой

Второкурсница Театрального училища имени Щукина шла на занятия, когда на пороге института ее остановила незнакомая женщина: «Хотите сниматься в кино?» Студентам это было запрещено.

Но надо знать Муратову: отпрашивать Русланову она пошла вместе с педагогами.

В 20-летней Нине режиссер увидела Надю – ту самую, что среди ночи может прийти в дом любимого мужчины, даже не удосужившись поинтересоваться, не женат ли он.

Дебютантке поначалу пришлось несладко — опыта никакого, представления о том, как снимают кино, тоже. А снимали странно: то финал, то начало, снова финал, потом вдруг середину.

Полгода Нина ездила на съемки независимо от того, играла она в сцене или нет. Начинающей актрисе мешало все: камеры, актеры, гримеры… Муратова отозвала ее в сторону: забудь обо всем, играй как хочешь.

«Она шла от меня, а не навязывала свою волю», — вспоминает актриса.

Чтобы образ Нади заиграл ярче, режиссер придумала Подругу. На небольшую роль Муратова взяла непрофессиональную актрису. Она вообще любит снимать людей, не имеющих отношения к актерской профессии. Как пошутил кто-то из критиков, у вокзального бомжа шансов сняться у Муратовой больше, чем у Де Ниро. «Непрофессионалы вносят какую-то шероховатость и одновременно живость», — объясняет Муратова.

По признанию Нины Руслановой, она мечтала с этой ролью прославиться. Вот идет она по Москве, а люди вслед смотрят, пальцем показывают: «Она снималась в «Коротких встречах»! Потрясающая актриса!» Все сбылось. Но первая роль большой русской актрисы станет для зрителей открытием лишь через много лет.

Удостоверение № 2138.67

В 1967 году картина получила разрешительное удостоверение за вышеуказанным номером, но прокатной судьбы не имела: режиссера обвинили в очернении действительности. Чиновники ничего не поняли, их раздражало нарушение хронологии — текущая жизнь героев постоянно прерывалась воспоминаниями.

Смущал бородатый геолог — человек без корней, без руля и ветрил. Любит одну, заигрывает с другой. Вот он снял с Надиных плеч свой пиджак, а что они потом делали — целовались, обнимались… или? «Если так и есть, — сказали Муратовой, — мы запретим фильм».

А сомнительного содержания песенки «Из рук вон плохо шли дела у меня…» — о чем это? За что такого типа любит советская женщина?

Кстати, вы в своем уме: почему ответственный работник горисполкома у вас в ночнушке разгуливает? Почему у нее в квартире бардак? Зачем она произносит странные слова: «Вот такое интересное совещание, я должна уговаривать людей ехать в деревню. Они не хотят, а я должна уговаривать»? Что за аморалку вы тут нам показываете, товарищ Муратова? Фильм положили на полку на 20 лет. И только в 1987 году он вышел на экраны, собрав аудиторию в 4 миллиона зрителей.

Факты фильма «Короткие встречи»

Отец Киры Муратовой, секретарь подпольного уездного комитета Коммунистической партии Румынии, погиб во время войны в Кишиневе. Семья переехала в Бухарест, где мать Киры Георгиевны некоторое время занимала пост министра культуры. Вплоть до 1970-х у Муратовой было румынское гражданство.

Музыка к фильму ленинградского гения Олега Каравайчука поначалу режиссеру не понравилась.

В 1988 году Нина Русланова была удостоена национальной премии «Ника» за роль Нади.

Говорят, что именно после съемок в «Коротких встречах» Владимир Высоцкий научился «хрипеть» — до этого он пел обычным голосом.

Источник: Жизнь звезд

Источник: http://www.matrony.ru/korotkie-vstrechi-kira-muratova-i-vladimir-vyisotskiy/

5 фильмов Киры Муратовой, которые всё изменили

Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

Кира Муратова всегда хотела, чтобы после нее остались только ее фильмы, — не нужно ни документальных картин, ни публикаций дневников, ни воспоминаний друзей и коллег. «Сноб» публикует подборку из фильмов режиссера, благодаря которому мир вокруг стал другим, да и мы сами навсегда изменились

Кадр из фильма «Короткие встречи»

Эта фраза на всех новостных сайтах: «На 84-м году жизни умерла Кира Муратова» — кажется какой-то дикой, словно написанной про другого человека.

Придраться хочется ко всему, начиная с этого 84-го года: авторам некрологов, как всегда, хочется еще хоть немного продлить уже закончившуюся жизнь, но нет ли в этом какой-то бессмысленной жестокости? Почему бы просто не написать, что ей было 83 года? Или вот это соседство слов «жизни» и «умерла» — это ведь так странно. И отчего всегда «умерла Кира Муратова», а не «Кира Муратова умерла»? Как будто смерть главнее, как будто смерть должна быть на первом месте.

Дело не только в нежелании принять эту смерть: в конце концов, Кире Георгиевне действительно было 83, и в последние годы она болела и не снимала кино — сложно сказать, что здесь было причиной, а что следствием.

Просто Муратова сбила что-то в нашем восприятии мира, заставив нас видеть и слышать по-другому.

Слова от многократного повторения лишаются своего смысла, потом приобретают новый, чтобы через некоторое время вернуться к первоначальному значению — только уже чуть-чуть другому, едва заметно сдвинутому и оттого режущему слух.

Изображение распадается на фрагменты, превращается в мозаику, элементы которой продолжают перемещаться, складываясь в новые узоры. Время замыкается в кольцо, склеивается в ленту Мебиуса, дробится на фрагменты, собирается в одну точку. Люди кажутся уродами и идиотами, вызывая раздражение, неприязнь, ненависть, — только для того, чтобы через мгновение мы поняли, что такое любовь.

Учитывая, что работать в кино Кира Муратова начала 60 лет назад, фильмов у нее совсем немного — едва наберется два десятка, включая короткометражные и снятые в соавторстве. Каждый из них что-то изменял в нашем восприятии, но без некоторых уже просто невозможно представить ни нас самих, ни кинематограф, ни вообще этот мир.

«Короткие встречи» (1967)

Первый полнометражный фильм, который Муратова сняла самостоятельно, сыграв заодно главную роль. Формально — любовный треугольник, состоящий из геолога, чиновницы и ее домработницы, а на деле — пример абсолютно неевклидовой геометрии, где прямые, может быть, и пересекаются, но непонятно, где и когда.

Помимо Высоцкого и совсем еще юной Руслановой, в «Коротких встречах» появляются непрофессиональные актеры — все эти чудаковатые старики и деревенские девицы, которых будет так много в будущих фильмах режиссера.

Странности происходящему добавляет музыка Каравайчука, который сам всегда выглядел как один из муратовских персонажей.

«Астенический синдром» (1989)

Фильм, состоящий из двух частей, черно-белой и цветной: в первой женщина, похоронившая мужа, то и дело набрасывается на окружающих, словно пытаясь расшатать окружающую действительность, а во второй — мир уже истеричен и раздерган, так что главный герой не в состоянии привести его в порядок и в самых неподходящих местах проваливается в глубокий сон.

В 1989 году «Астенический синдром» шокировал матом, едва ли не впервые отчетливо прозвучавшим с экрана.

Сейчас этим никого уже не удивишь, но менее тяжелой картина не становится: сумасшедший дом, собаки на живодерне, дикие дети за решеткой, поезд, уносящий героя во тьму, — кругом уродство и истерика, так что мир, похоже, никогда не соберется обратно из того мусора, на который рассыпался.

«Чувствительный милиционер» (1992)

После «Астенического синдрома» было вообще не очень понятно, как можно снимать какое-то кино, однако Кира Муратова неожиданно представила публике «Чувствительного милиционера» — историю нежного стража порядка по имени Толя и младенца Наташи, которую он нашел в капусте. Сказку, снятую почти в духе соцреализма, по-прежнему населяют странные и не всегда приятные люди, однако мир становится удивительным и ярким, словно мы видим его глазами новорожденного — еще не различая добра и зла, но застывая в восхищении от , запахов и красок.

«Второстепенные люди» (2001)

Самая смешная картина Муратовой, где главная героиня бродит по городу с чемоданом, где лежит труп случайно убитого сожителя, и встречается с такими же второстепенными и бессмысленными, но в целом очень милыми людьми.

Персонажи время от времени начинают петь и танцевать, мертвые воскресают, а приговоренные к смерти умирают сами, чтобы палач не брал грех на душу.

Критики, которые раньше были уверены, что собак и канареек Муратова любит гораздо больше, чем людей, внезапно обнаружили, что Кира Георгиевна с нежностью относится ко всем идиотам и недотыкомкам, населяющим ее картины.

«Вечное возвращение» (2012)

Для Киры Муратовой этот фильм стал последним — о том, что снимать она больше не будет, режиссер объявила сразу после премьеры.

Манера муратовских персонажей повторять реплики здесь становится основой сценария: несколько пар актеров раз за разом разыгрывают одну и ту же сцену, то заставляя зрителей смеяться и плакать, то бессовестно и безобразно фальшивя.

«Вечное возвращение» — чистая музыка и шаманская поэзия — погружает в транс, то ли отрицая возможность вырваться из этого круга, то ли предлагая утешиться тем, кто боится конца и яркого света после заключительных титров.

Новости партнеров

Источник: https://snob.ru/entry/161791

Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

Муратова не хотела чему-то «научить» зрителя. И не очень думала о зрителе — её фильмы часто лежали «на полке». Она размышляла вслух, картинками на экране, и мысли её завораживали.


Лилит Мазикина,
журналистка

Поход в кино — любимое развлечение послевоенной детворы. Но Кира в кино не «ходила», она из него не вылезала. После войны семья переехала в Бухарест: мать Киры была назначена на должность в министерстве культуры Румынии. Пользуясь служебным положением, она доставала дочери билеты буквально на все киноновинки.

«Семья» — это громко сказано. К возвращению в Бухарест Кира с мамой остались вдвоём. Когда началась Великая Отечественная, их эвакуировали в Ташкент, а отец остался на подпольной работе. Его схватили и расстреляли.

Выбор делать карьеру именно в СССР был сознательным. Могла Кира пойти учиться и в румынский университет. Но выбрала она Москву. Сначала учила филологию в МГУ, потом училась на режиссёрском факультете ВГИКа у Сергея Герасимова и Татьяны Макаровой.

Выпуск пришёлся на время хрущёвской оттепель. В искусство проникли полутона, лиричность, задумчивость и поиск нового языка.

В конечном итоге, творчество Киры можно было бы назвать концентратом этих оттепелевских исканий, словно она воплотила все мечты юности своих коллег-ровесников.

Всего десять лет

Режиссер Кира Муратова на съемках фильма “Перемена участи” по рассказу С. Моэма “Записка”.

Когда вспоминают первого мужа Киры, Александра Муратова, часто пишут, что счастье их было недолгим — всего десять лет прожили. Всего десять лет — это целых десять лет! За это время Кира успела снять два фильма с ним и два — самостоятельно. Родить дочку Марианну.

Разругаться с Одесской киностудией, на которой эти десять лет проработала, на которой начала как режиссёр, которую любила — но которая была к тебе не готова. Именно так, не готова. Кира Георгиевна всегда высоко себя ценила, без шуток сообщала, что у неё — мания величия.

Очевидно, не та, которой страдают, а та, которой наслаждаются.

Оба «своих» фильма периода первого брака, кстати, лежали на полке до самой Перестройке. А ведь в первом из них, «Короткие встречи», снимался популярнейший и в СССР, и после певец, поэт и актёр — Владимир Высоцкий, которому разрешали очень, очень многое.

Кира долго искала ему партнёршу по сценам. Выбрала, наконец, одну актрису; репетиции с ней прошли замечательно, Кире нравилось, попадание казалось стопроцентным. Но первые же дубли пришлось забраковать.

На экране актриса с Высоцким никак не монтировались…

В конце концов, вместе с Высоцким Муратова снялась сама, с подачи своего оператора Геннадия Карюка и мужа Александра. Так что у потомства теперь есть фильм, где две легенды советского периода — в одном кадре.

Она потом с ним ещё раз снимется в одной картине, «Опасные гастроли», снятой по воспоминаниям самой Александры Коллонтай. Этот фильм тоже чудом не ушёл на полку: не нравилось советским чиновникам сочетание святого дела революции и балаганщины с канканом.

Но режиссёр, Юнгвальд-Хилькевич, сумел его отстоять.

Александр о разводе говорил: Кире повезло. «Со мной она бы не стала той Кирой Муратовой, которую все знают…» У неё был свой стиль, которого она не осознавала, а Александр, более опытный, мог на неё давить и — задавить.

… И вся жизнь

Из Одессы Муратова переехала в Ленинград, на «Ленфильм». Там, на севере (поверьте, для уроженки Румынии, жительницы Одессы это был север) нашла вторую свою любовь, художника Голубенко.

Их роман удивлял очевидцев: что молодой, талантливый, симпатичный мужчина мог найти в женщине на двадцать два года старше, в киномире получившей славу скандалистки из-за истории с Одесской киностудией? Злые языки говорили: сейчас ещё Муратова в соку, но через пять лет уже кому она будет интересна, бабий век недолог, уйдёт её Женечка к молодой.

Не могли понять того, что полюбил в ней «Женечка» и женщину, и человека замечательного таланта. Не возраст, а суть её. Он был рядом с ней до конца, это он сообщил о её смерти прессе.

Голубенко стал верным соратником Киры, поддерживал её начинания, был соавтором её сценариев и художником на её фильмах — её самый, наверное, преданный поклонник.

«С ней легко работать… Она не начнёт биться в истерике и кричать», рассказывал Евгений журналистам.

Не все с ним согласны. Язвительная, бескомпромиссная, сверхтребовательная — как только не определяли режиссёра Муратова те, кому довелось с ней работать. И все сходятся в одном: гениальная.

Вместе с Евгением Кира сняла фильмы «Последнее возвращение» (премии «Ника» и «Белый слон»), «Мелодия для шарманки» (премии «Золотая лоза» и «Ника»), «Настройщик» (три премии «Ника», три на «Евразии», «Золотая лилия», «Золотой орёл»), «Три истории» (»Золотой медведь», «Хрустальное зеркало» и две «Ники») и некоторые другие. Этот союз благословляли музы.

Чёрная и белая

Свой особенный роман — роман талантов — у Киры Муратовой всегда был с Ренатой Литвиновой. Вместе они смотрелись странно — вычурно-изящная блондинка Литвинова и аскетичная, строгая брюнетка Муратова, но на съёмочной площадке работали, как единое целое.

Их знакомство началось со сценария. Рената его написала, Кира — прочла, и он ей понравился. Позже на кинофестивале встретились и вживую, и Литвинова поразила Муратову своими манерами. «Надо её снимать,» подумала Кира Георгиевна. И сняла — в нескольких фильмах.

Литвинова и Муратова всегда отзывались друг о друге с огромным уважением, но на вопрос журналистов о дружбе Кира резко отвечала: ни с кем я не дружу. Уважаю. Контактирую. Могу поддерживать. Всё.

Семья — да, стирка — нет

Кира никогда не говорила, почему не общалась с повзрослевшей дочерью и как та умерла. Но ползли упорные слухи, что Марьяна страдала наркоманией. Выносила из дома всё, вплоть до паркета. И умерла, наверное, тоже от наркотиков.

Про человека, который не на виду, в конце концов, могут ходить любые слухи. Правда или нет, но Кира Георгиевна на эти слухи никогда не реагировала. Журналистам на любые вопросы о дочери отвечать отказывалась: спрашивайте о творчестве.

От Марьяны у Киры осталось двое внуков, Александр и Антон. Бабушка с детства снимала их в эпизодических ролях в своих картинах. После смерти матери забрала себе; когда повзрослели — всячески поддерживала. Почему бы ни произошла размолвка с дочерью — точно не потому, что ради карьеры Кира полностью забывала родных.

Скорее, наоборот, для человека кино, для создательницы того типа кино, которое считают фестивальным, а не зрительским, она была удивительно семейным человеком. Быт, правда, ненавидела: удивлялась, как можно вообще любить готовку, стирку. Это не то же, что дети и собственно семейная жизнь.

Это тяжёлый и почти невидимый труд.

Что же касается фестивальности… Так уж выглядит талант Муратовой. Никакого кокетства. Никакого эпатажа как самоцели. В своём сложном, порой шокирующем, со странным юмором иногда кино она всегда была искрення. Потому, наверное, и смогла стать легендой ещё при жизни.

Лилит Мазикина

Источник

Источник: https://krasunja.ru/kira-muratova-roman-na-rabochem-meste-dlinoj-v-polovinu-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.