Как увлечь юного гуманитария программированием?

Содержание

10 причин, по которым вам стоит пойти в IT, даже если вы — гуманитарий

Как увлечь юного гуманитария программированием?

«Верю в жизнь после смерти, крем после бритья и работу после гумфака» — не многие гуманитарии считают этот анекдот смешным. Трудоустройство для представителей гуманитарных специальностей — очень актуальная тема, поэтому мы решили составить список причин, по которым работа в IT — отличный выбор для выпускников гуманитарных специальностей.

1. IT — это всегда актуально

На самом деле этот пункт актуален не только для гуманитария, но и для любого человека, работающего в IT. В любом случае, если вы выберете эту сферу, то можете быть уверены, что без работы не останетесь!

2. Свобода выбора

Как бы парадоксально это ни прозвучало, но гуманитарий, пришедший в IT, может работать кем угодно. В отличие от тех же технарей. Подумайте, кем может работать выпускник факультета информационных технологий, пришедший в IT? Вероятнее всего, программистом. С чуть меньшей вероятностью — тестировщиком или менеджером проектов.

Кем станет выпускник художественной академии? Опять же, с большой вероятностью — дизайнером. В этом плане у гуманитария нет никаких рамок.

Менеджеры проектов, HR, PR и аккаунт-менеджеры, технические писатели, аналитики, преподаватели, контент-менеджеры, тестировщики и даже программисты — на всех перечисленных должностях в Noveo есть хотя бы один гуманитарий, а то и несколько!

3. Возможность применить свои знания на практике

Распространено мнение, что знания, полученные на гуманитарных специальностях, практически не имеют реальной практической ценности. Это имеет под собой реальные основания, но не надо отчаиваться. Сфера IT удивительно многогранна, и при желании практическое применение можно найти чему угодно.

Вы историк? Вас с руками оторвут в любой GameDev студии, производящей игры с исторической составляющей. Психология будет очень полезна HR, менеджеру проектов, проектировщику интерфейсов, начальнику отдела или тимлиду. Юристы также очень востребованы в IT-сфере.

Что же касается филологов и переводчиков, то умение работать с текстами и знание иностранных языков — крайне востребованный скилл! Мы ещё расскажем об этом подробнее.

4. Это не так страшно, как кажется

Многие считают, что любая работа в области IT требует недюжинных технических познаний и соответствующего образования. Как показывает практика, это не совсем так.

Разумеется, программисту или системному администратору такие знания просто необходимы, но вот в других специальностях они являются скорее плюсом, нежели обязательным требованием.

Менеджеру проектов, например, намного важнее коммуникабельность и умение договариваться, тестировщику — внимательность и дотошность, техническому писателю — умение добывать информацию и доходчиво излагать свои мысли.

5. Каждый день — что-то новое

А вот этот пункт довольно очевиден. Переход в новую сферу всегда сопряжён с большим количеством новой информации, и если раньше вы имели дело с Пушкиным и Достоевским, то внезапный переход на приложения и фичи может ввести в когнитивный диссонанс. Поначалу у вас голова будет идти кругом от обилия непонятных терминов, а из беседы коллег на кухне вы будете понимать каждое третье слово, напрочь упуская суть диалога. Хорошая новость в том, что это проходит довольно быстро: через неделю вы уже начинаете понимать, что происходит, а через пару месяцев чувствуете себя как рыба в воде. Проверено: каждый гуманитарий, пришедший в IT, со временем начинает понимать, что такое API, как работают багтрекеры и чем фреймворк отличается от среды разработки. В Noveo были случаи, когда гуманитарий так увлекался изучением всего этого, что сам становился разработчиком или начальником отдела системной аналитики

Источник: https://tproger.ru/articles/humanities-in-it/

Перезагрузка: как гуманитарию стать инженером

Как увлечь юного гуманитария программированием?

Некоторые считают, что мода на программирование зашла слишком далеко. У бывшего социолога, а ныне разработчика софта Кайла Уорнека — совсем другое мнение.

Подрывать основы — это в Кремниевой долине любят. Это касается и карьеры. Я усвоил этот урок в 2013 году. Оставался месяц до моего тридцатилетия, полтора месяца до моей свадьбы.

Я работал в прекрасной продуктовой команде в продвинутой софтверной компании. Передо мной стояли интересные проблемы, у меня были умные и приятные коллеги, а также масса бесплатной еды.

Кремниевая долина в лучшем виде.

Я пять лет пытался добиться успеха в Долине, и эта работа казалась моим большим прорывом. Но не прошло и года после моего устройства туда, как компания закрыла проект, продала относящиеся к нему активы и уволила меня.

Сначала меня не волновал поиск работы. У меня было хорошее резюме, собеседования всегда проходили удачно. Я решил, что легко найду работу по управлению продуктом в другой компании. Но шли месяцы, и мой оптимизм начал увядать. К осени я подал резюме на 104 вакансии и не получил ни одного предложения.

После таких обескураживающих результатов я стал пересматривать доступные мне варианты. Было ясно, что я не соответствую рынку. Если бы я умел программировать… Тогда бы жизнь была проще. И я решил взяться за это.

Я и программирование

В Кремниевой долине уметь программировать — значит иметь влияние. На каждую позицию по управлению продуктом приходится примерно шесть позиций разработчиков. Компании часто жалуются на нехватку инженерных кадров и готовы таким людям хорошо платить.

Есть и другие плюсы. Я, гуманитарий, заметил, что инженеры сразу получают определенное уважение (совершенно незаслуженно). Незнакомые люди по определению считают, что программисты — умные люди.

Менеджеры и коллеги исходят из того, что время программистов более ценно. На совещаниях мнения разработчиков имеют больший вес.

Им сходят с рук недостойные шутки, опоздания на работу, отсутствие дресс-кода и взаимодействия с другими человеческими существами.

Но несмотря на все прелести такого отношения, я никогда не видел себя программистом. И мне казалось, что в городе разработчиков, готовых есть абы что и запускать миллиардные стартапы, я неуместен. У меня был диплом социолога, я не брал ни одного курса по компьютерным наукам.

Я не смотрел фантастические фильмы, не смеялся над гиковскими шутками. Эта культура ценит людей, которые повернуты на чем-то, а мне просто нравилось смотреть на птиц, читать книги, заниматься спортом.

Я работал в продажах и в политике и считал своей самой сильной стороной навыки коммуникации.

Но давление рынка вынуждало меня пересмотреть свою идентичность. Похоже, что в отсутствие изменений мои возможности были ограничены.

В каком-то смысле это было подходящее время. Помимо высокого спроса на программистов, появилась масса ресурсов, помогающих людям овладеть соответствующими навыками и получить работу в Долине — онлайн-курсы (от Udacity до Coursera и Codecademy),  бесплатные руководства и учебники.

И все больше программ, называющих себя учебными лагерями (boot camp) по программированию. Эти программы брали по $15-20 тысяч с человека и обещали, что их выпускники за три месяца получат востребованные на рынке навыки разработки.

У них была впечатляющая статистика: больше 90% получали работу, причем с высокой зарплатой, а остальным обещали вернуть деньги. Я как-то работал с выпускниками одной из этих программ.

И все-таки меня это пугало. Похоже было, что полностью погрузиться в атмосферу учебного лагеря — это мой лучший шанс научиться программировать, но я боялся, что потрачу массу денег, времени и энергии, но никак не продвинусь. Тем не менее, других вариантов не было, так что я записался в Hack Reactor — учебную программу в Сан-Франциско. 

Смириться с ошибками

Первое, что я понял: учиться программированию сложно. Это отнимает сотни часов. Большую часть этого времени вы проводите, разглядывая сообщения об ошибках.

Программа практически никогда не работает правильно в первый раз.

Казалось бы, человеку, который получил 104 отказа подряд, стоило привыкнуть к поражениям, но я нервничал — особенно когда я был совершенно не уверен, что смогу избавиться от этого сообщения об ошибке.

Мне помогло общение с другими участниками программы, которые тоже нервничали.

В моей группе было тридцать человек, в том числе юрист, нейробиолог, вертолетный механик и профессиональный игрок в видеоигры, возраст участников расходился от двадцати с небольшим до сорока с лишним.

У некоторых уже было образование в инженерной или сходной области, но они хотели освежить свои навыки. Другие вообще не учились в университете. Общим для нас было одно: мы хотели помочь друг другу выжить.

Мы собирались по шесть дней в неделю в течение трех месяцев. Официально учебный день продолжался с 9 утра до 8 вечера, но все сидели над заданиями до поздней ночи. И эта практика принесла результат: к концу программы мы все разработали полноценные веб-приложения.

Главный урок Hack Reactor — примириться с сообщениями об ошибках. Нас все время заставляли работать над проблемами, которые мы не знали, как решить. Нас обучили основам компьютерной науки, но основной акцент был на терпении, скромности и упорстве. Недостаток традиционного образования компенсировался настойчивостью.

Но чем дальше, тем больше нового передо мной открывалось: умопомрачительное количество языков программирования, библиотек и инструментов. К концу программы я задумывался: сколько же мне еще нужно узнать, прежде чем я могу назвать себя разработчиком?

Перезагрузка карьеры

На этот вопрос есть совершенно практический ответ: вы стали разработчиком, когда вы можете пройти собеседование для разработчиков. А это четырех-шестичасовая сессия, где кандидатов просят написать код для решения самых разных задачек. Зачастую это надо делать, стоя у доски: вы пишете решение, а интервьюеры его оценивают. У этого процесса масса вариаций, но основа примерно такова.

У этого метода есть масса проблем. Он не показывает, как инженер работает в команде, как он работает над сложным и большим проектом. Этот метод придает слишком много значения уверенности к себе и заставляет делать серьезные выводы о кандидате на основе маленького кусочка кода. Даже у отличного разработчика бывают плохие дни.

Но этот метод собеседований тесно связан с демократическим мифом Кремниевой долины. Это идея меритократии.

Компании могут игнорировать формальные достижения, прошлый опыт, одежду кандидата, форматирование резюме и все остальное.

Многие компании по-прежнему отбирают кандидатов по наличию диплома в компьютерных науках, по их онлайн-портфолио и предыдущему опыту, но все чаще они пробуют и «нетрадиционных» инженеров. Все, что нужно — пройти тест.

После шести месяцев подготовки и трех месяцев учебного лагеря я был готов попытаться. Началось все неудачно. На первое собеседование я пришел в огромную, известную компанию — и все провалил. Второе было не сильно лучше. Но к моему удивлению, дальше дела пошли на лад. Я успокоился и привык отвечать на вопросы в условиях серьезного давления.

Уже через несколько недель я получил хорошие предложения от нескольких компаний. Я, конечно, еще не чувствовал себя настоящим разработчиком, но тот факт, что мне были готовы платить за написание кода, подсказывал, что план сработал. И мое восприятие себя стало совпадать с реальностью только несколько месяцев спустя.

Дорогу гуманитариям

Теперь я знаю, что значительное число разработчиков софта не имеют соответствующего диплома. По одному опросу, их даже больше 50%. Сколько бы таких людей ни было, среди них мой прошлый начальник и многие отличные инженеры, с которыми я работал.

Учебные лагеря — тема спорная, но научиться программированию самостоятельно вполне реально. Многие стартапы из Долины считают, что если вы научились программировать без обучения в университете, это показывает, что вы человек мотивированный, устойчивый, любопытный и изобретательный. Именно такие навыки и нужны работодателям.

Кроме того, от инженеров все чаще ждут опыта в дизайне, понимания бизнеса и управления проектами. Это должны быть люди заинтересованные и способные сотрудничать с работниками из других областей.

По моему опыту, компании теперь ценят эти навыки не меньше, чем традиционное обучение в области компьютерных наук.

И тот факт, что инженеры вроде меня имеют опыт в какой-то другой области, теперь все чаще рассматривается как преимущество.

Прошло больше двух лет с тех пор, как я стал разработчиком. Мне все еще порой кажется, что я надел какую-то маскировку. Но я уже получил несколько продвижений по службе, мой уровень ответственности вырос, а потом я перешел работать в другую компанию.

Я редко рассказываю о своем учебном лагере коллегам, опасаясь, что они начнут оценивать меня с высоты своих университетских дипломов. Но когда я все-таки упоминаю Hack Reactor, мне приятно видеть удивление на лицах коллег: удивление, что я все-таки порой понимаю, что делаю. «Да, — думаю я. — Я тоже удивлен».

Думая о времени, которое я потратил на подготовку к этой работе, я поражаюсь, как мне повезло, когда я сделал этот шаг. У меня не было детей, практически не было долгов, меня поддерживала жена, и неподалеку находились крупнейшие технологические компании мира. И несмотря на все это, я колебался.

Главное, что я понял: Кремниевая долина постоянно меняется, со мной или без меня. Я мог держаться за то, что умел, и отстать, или попробовать что-то другое. В конечном счете я пришел к выводу, что быть разработчиком — это прежде всего практика. Для меня главным вызовом было дать самому себе разрешение на эту работу.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Источник: https://ideanomics.ru/articles/6598

Будущее уже здесь. Зачем ребенку программирование?

Как увлечь юного гуманитария программированием?

Татьяна Бурцева

Современные дети очень быстро развиваются. В два года они уже неплохо разбираются в родительских гаджетах, а к первому классу готовы сконструировать собственного двигающегося робота. Детей все больше увлекает интернет и программирование. Мы в МИФе видим этот интерес и выпускаем все больше книг по программированию для детей: к примеру, одна из последних — «Python для детей».

Сегодня мы решили поговорить с Виктором Буняком, который несколько лет был топ-менеджером массовых онлайн-порталов, а также образовательного IT-портала и преподавал детям информатику. Он рассказал, как помочь им в освоении мира онлайн и стоит ли показать, из чего он состоит.

Насколько сейчас актуально осваивать информационные технологии?

Уже сейчас всем, от мала до велика, стоит осваивать IT-основы. Нужно понимать, какой мир нас окружает. Он сильно изменился. Нужно понимать скорости передачи информации, скорости передачи новостей.

Конечно, хорошо бы освоить какую-то профессию, которая будет очень сильно коррелировать с развитием IT. Это может быть профессия, которая напрямую относится к IT. Например, программирование, интернет-маркетинг, дизайн, создание сайтов, написание тестов.

Также это может быть профессия, которая не относится напрямую к этому, но связанная с IT. Это может быть профессия техника, который умеет собирать компьютерные системы. Это системное администрирование, руководитель проектов.

IT сейчас с такой скоростью растет, что позволяет выбрать даже не из десятка профессий. Речь идет о не менее чем двадцати.

С чего стоит начать?

Нужно начать с основ компьютерной грамотности. Почерпнуть знания можно в разных местах. Первое, это уроки информатики в школах. Второе, это разного рода курсы. Например, поддерживаемые государством курсы по ликвидации цифрового неравенства.

Нужно понимать, что нас окружает. Нужно понимать, что такое компьютер. Не то, как он устроен, и чем отличается Mac от Intel, а какие возможности он дает.

Что такое интернет, где и как это влияет на нашу жизнь? Вот это с точки зрения обучения будет востребовано через 10-20 лет.

Задача ребенка с 6 до 12 лет — хорошо учиться, изучать информатику и параллельно осваивать то, что поможет развить не просто понимание IT, но и развить творчество в IT. Таких проектов в России немного. Возможно, курсы личностного роста для детей. Я сейчас тоже запускаю несколько таких проектов. Тут упор надо сделать на творчество.

Если речь идет о молодых людях, перед которыми стоит вопрос о перепрофилировании, стоит присмотреться к курсам, которые дают какое-то представление о новой профессии. Важен не навык, а понимание.

Здесь проектов много, это сейчас тренд. В России их не так много, как хотелось бы. Это проекты, которые дают попробовать себя в новой профессии и дают надежду, что в этой профессии можно себя проявить.

Третье направление — это люди, которые давно в этой сфере, но хотят что-то изменить. Они не понимают как развернуться, как выйти на новый уровень, как изменить мир и как сделать так, чтобы их доход перестал зависеть от работодателя.

Это третий срез проектов, в мире он представлен предпринимательскими коучингами. Кроме того, это различные большие мероприятия для индивидуальных предпринимателей, маркетологов, IT-специалистов. И это тоже сейчас набирает обороты.

В каком возрасте начинать изучать сферу IT?

Во-первых, никогда не поздно начать. Другое дело, как быстро после рождения ребенка стоит его погружать. Тут стоит отметить, что часть погружения происходит неосознанно.

Дети видят, как родители смотрят в телефоны и планшеты, как они заглядывают в ноутбуки, пока кормят малышей. И они уже мотают на ус. Начиная с года-полутора, они уже начинают активно использовать эти устройства.

Моему сыну три года, он смотрит какой код для разблокировки экрана я набираю. Ребенок не спрашивает какой код, он его просто заметит. И этого достаточно.

Дети погружаются в эту среду очень естественно. Вопрос: хотим ли мы их развивать в этой среде? Если да, то этим нужно заняться. Здесь есть определенная опасность. Как многодетный отец могу сказать, что развитие IT-технологий отрицательно влияет на развитие детей. Они позже начинают говорить: они сидят в планшетах, смотрят телевизоры. В это время они не нуждаются в общении.

Ребенка в раннем возрасте нужно развивать: с ним нужно играть, разговаривать, развивать его логику. По моему мнению, погружение должно начаться не ранее 4 лет. Это я могу сказать как профессиональный методист по работе с детьми, преподаватель информатики и психологии, рукопашного боя и физкультуры. Иначе будет задержка развития.

Дети быстро замыкаются, когда находят что-то интересное.

До 4 лет лучше водить ребенка в бассейн, чем играть с ним на планшете.

После 4 лет, когда ребенок разговаривает, когда есть коммуникация, можно выстраивать обучение IT. Можно показывать ему планшет, телефон, компьютер. Он быстро будет это впитывать.

Когда переходить к задачам по программированию и пробовать себя в IT?

Когда ребенок начинает читать и писать, лет с шести-семи, ребенку уже можно давать задачки на логику. Например, как собрать из нескольких частей нечто цельное. В этом направлении есть интересный проект, который позволяет пошагово выстраивать сайт, не занимаясь кодами.

Первые шаги ребенка должны быть связаны с конструированием. С пониманием того из каких компонентов состоит сайт, интернет, программа. А вот уже следующие шаги, начиная с 8-10 лет, стоит уделять уже кодированию.

Когда дети сами пробуют писать какие-то программы, из конструктора собирают роботов, для сайтов пишут дополнительные модули. В МИФе есть отличные книжки по языку Scratch: язык простой и позволяет быстро проверить гипотезы, работает-не работает, и погрузиться в кодирование.

Языки типа Scratch, Basic, JavaScript подходят для обучения логометрическому языку.

Разворот книги «Python для детей»

Что важно учитывать родителям в процессе обучения детей?

Детям в возрасте от 6 до 10 лет должны получать эмоциональный отклик от того, что делают. Задача родителей увидеть: если ребенок увлекается этим, то это нужно развивать. Если ребенку скучно, он не хочет писать код, ему не нравится собирать сайты, значит тут же надо его переключать. Это может быть все, что угодно: и в IT, и не в IT. Это может быть и дизайн, и написание текстов.

Если его тянет фантазировать — прекрасно! Если ему нравится плавать, бегать — замечательно, ему нужно развиваться в направлении физической культуры. Если ему нравится выступать в школе, устраивать КВН — очень хорошо, это задатки будущего специалиста по продажам и PR. В целом, время с 6 до 10 лет формирует в детях его будущую профориентацию.

Важно не сломать ребенка и увидеть куда он тянется.

Если ребенок тянется к IT-технологиям, как ему помочь развиваться?

У нас много вариантов развития ребенка в сфере IT. В первую очередь, нужно узнать, что именно в программировании ему нравится. Если ему нравится писать код, ему нравится творить, создавать что-то новое, то основная задача — обеспечить ему общение с ему подобными.

Нужно искать ближайшее сообщество, ребенку нужны единомышленники.

Но давайте представим, что вашему ребенку 10 лет и он уже научился создавать сайты. Кто возьмет его на работу? Думаю, никто.

И это следующая задача, которая перед нами стоит: нужно сообщество, которое бы прокачивало таких детей дальше. Его пока нет. Расти надо, развиваться надо.

Я подозреваю, что решения придут от каких-то крупных игроков типа Яндекса, Google, Mail. Возможно, появятся государственные заочные курсы.

Возможно ли обучение детей онлайн?

Я считаю, что лучшее обучение — личным примером. При этом родителям не обязательно разбираться в информатике. Важно, что вы показываете свой уровень вовлеченности в то, что нравится именно вам. Дети считывают то, как мы погружаемся.

Если ребенок хочет изучать IT, а рядом нет профессионала. Возможно, учитель информатики недостаточно разбирается в вопросе или не любит свою работу, тогда — да, спасение в онлайне. Можно получить советы от специалистов, которые сейчас на волне и понимают все, что происходит.

Плюсы этого обучения — ты получаешь все самое вкусное от лучших преподавателей, не уезжая в другой город. Минусы — отсутствие реального человеческого общения. Сейчас молодежь не считает это минусом. Да, можно в течение минуты выйти на связь из Америки, но нельзя пожать руку и сказать «Что-то у тебя сегодня грустные глаза».

Я подозреваю, что новые сообщества будут в основном виртуальными.

Какие тенденции вы видите в освоении молодых людей IT-технологий?

Сейчас дети и молодежь практически не замечают IT. Для них это естественно, как воздух. Нынешнее поколение погружено в виртуальную реальность изначально. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что для них это естественно. Плохо, потому что они не воспринимают это как повод изучать это лучше, разобраться и освоить новую профессию.

И вот здесь им надо помогать. Надо сказать: там есть куда копнуть, с этим нужно разбираться. То, что ты ходишь в , «», Instagram — это не весь интернет, люди живут не только этим. Они программируют телефоны, автомобили, умные дома, банковские карточки. Наша задача показать новому поколению, что IT — большой мир, что есть, что изучать.

От себя добавим, что изучать программирование можно в любом возрасте. И даже будучи взрослым. Новинка «Python для детей» — книга, с которой можно начать. Вы (или ваш ребенок) научитесь одному из самых популярных сегодня языков и сможете написать две игры. А затем и продолжить путешествие в увлекательный мир программирования.

Обложка поста: pexels

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2017/03/28/budushhee-uzhe-zdes-zachem-rebenku-programmirovanie/

Как увлечь детей программированием?

Как увлечь юного гуманитария программированием?

Поверьте, освоить его совсем не сложно. Это даже весело и увлекательно. Сегодняшняя новинка — книга «Программирование для детей» — подскажет как.

Как устроена эта книга

Книга «Программирование для детей» — уникальное руководство, которое научит создавать игры и анимацию с помощью двух компьютерных языков — Scratch и Python. Яркие иллюстрации и простые инструкции помогут ребенку понять азы программирования и создать первые игры и анимацию.

Эта книга создана специально для детей:

Каждая тема рассматривается подробно, с примерами из жизни и упражнениями.
Цветные рисунки поясняют различные понятия программирования.
Пиксельные человечки дают подсказки и советы.

Инструкции указывают, что надо нажать, перетащить или выделить.
Программный код и скрипты объясняются построчно.

Благодаря пошаговым инструкциям, во время чтения книги ребенок будет создавать свои первые программы.

А в конце ребенка ждет глава об устройстве компьютера, о том, как применяют программирование в реальной жизни, и, конечно, словарь терминов.

Начнем с нескольких уроков из книги.

Это весело!

Учиться программировать очень интересно, ведь можно придумывать собственные игры. Вот лишь несколько, которые сможет создать ваш ребенок во время чтения книги.

Убеги от дракона! Простая игра, которая поможет освоить азы и понять, как управлять спрайтами (персонажами). Задача маленького программиста — помочь спрайту кота увернуться от огнедышащего дракона.

Бешеные обезьяны. Поможет проверить на практике все возможности языка программирования Scratch. Задача программиста — сбить летучую мышь бананом.

Дом с привидениями. Научит программировать на языке Python. Это увлекательная игра-квест, задача разработчика — создать код, который поможет спастись из дома с привидениями.

Охотник за пузырями. Сложная в создании, но очень захватывающая игра. Поможет закрепить навыки программирования на языке Python. Задача маленького программиста — создать алгоритм, который поможет подводной лодке лопать пузыри на скорость.

Думай как компьютер

Программист должен научиться думать как компьютер. Все задачи стоит разбивать на небольшие подзадачи, которым легко следовать и которые невозможно понять неправильно.

Представьте себе кафе с официантом-роботом. Поскольку у робота бесхитростный компьютерный мозг, ему нужно объяснить, как доставлять блюда с кухни посетителям, ожидающим в обеденном зале.

Сперва эту проблему нужно разбить на простые, понятные компьютеру подзадачи.

То есть придумать алгоритм действий (по-другому — компьютерную программу) — это набор простых инструкций, объясняющих, как выполнить задачу.

Программируем при помощи картинок

Scratch — это визуальный язык, программировать на котором очень просто. С его помощью можно создавать самые разные веселые и интересные программы, например игры и анимацию.

Для него есть целые библиотеки картинок и звуков, с которыми можно позабавиться.

Scratch почти не требует ввода текста с клавиатуры. При этом в программу можно добавлять объекты: людей, автомобили, животных. Такие объекты называются спрайтами. Попросту спрайты — это фигурки-персонажи.

С чего начать?

Вот пример Scratch-программы. Действие происходит на экране с картинками. На компьютерном языке он называется сценой. На сцену можно добавлять фоновые картинки и спрайты, «оживляя» их с помощью скриптов. Сцена находится слева, а справа можно создавать программы.

Как стать знатоком программирования

Навыки программирования улучшаются с опытом — как при игре на пианино или занятиях спортом. На то, чтобы стать экспертом, можно потратить годы, но дорога будет легкой, если она в радость. Вот несколько советов, как стать знатоком программирования.

Программируй больше. Говорят, что повторение — мать учения, и это правда. Чем больше кодов ты пишешь, тем выше твое мастерство. Не останавливайся, и скоро ты станешь экспертом.

Больше любопытства. Изучай сайты и книги по программированию, читай чужой код. Так ты узнаешь приемы и трюки, доходить до которых самостоятельно пришлось бы годами.

Заимствуй идеи. Встретив хорошую программу, подумай, какие идеи и приемы из нее можно использовать в своем коде. Даже лучшие программисты занимаются копированием чужих идей и их усовершенствованием.

Научи друга. Научив кого-нибудь программировать, ты тоже многому научишься. Объяснять, как работает код, — хороший способ проверить свои знания.

Построй армию роботов. Ты можешь подключать свой компьютер к различным устройствам, от светодиодов до роботов. Выясняя, как завоевать мир, ты узнаешь много нового и интересного.

Программирование похоже на разгадывание головоломок. Это сложно, увлекательно и очень полезно. Научите вашего ребенка экспериментировать и идти против правил, доверяя собственному любопытству. И тогда он обязательно станет гуру программирования и цифровой мир будет открыт для него!

По материалам книги «Программирование для детей» К. Вордермана, Дж. Вудкока, Ш. Макамануса и др. программирование, детские книги, обучение, учеба

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/72773/

8 способов заинтересовать ребёнка программированием

Как увлечь юного гуманитария программированием?

Проблема отцов и детей.

17 марта 20173 минуты8019

Каждый родитель, глядя на то, как растет и развивается его ребенок, желает не только дать ему всё самое лучшее, но и привить ему правильные интересы. Программирование — это одно из тех увлечений, в котором очень трудно найти отрицательные стороны.

Ваш ребенок развивает логическое мышление, творческое, обучается организации времени и своих дел, ставит перед собой цели и добивается их.

В программировании он найдет себе друзей и единомышленников, а стереотип о том, что вся его жизнь пройдет перед монитором, пора давно выкинуть из головы.

Но одно дело желать, чтобы ребенок увлекся программированием, а другое дело — попробовать завлечь в этот мир, вырвав из лап бесконечных развлечений.

Личный пример

Если вы и сами профессионально занимаетесь программированием, то указанная проблема для вас не актуальна. Дети имеют свойство перенимать у родителей их привычки, следить за поведением. Поэтому если вы нередко работаете дома, не ограждаясь от семьи, при этом получаете удовольствие от работы, то заинтересованность вашего чада программированием — дело времени.

Игры

Одной из главных бед современных детей является тотальная зависимость от гаджетов. И ладно, если бы это была зависимость от телефона, приложений, вроде «Калькулятор» и «Календарь». Нет, они зависимы от игр, мессенджеров и социальных сетей.

Как такого ребенка заставить заниматься делом? Правильно, увлечь его игрой в программирование. В помощь графические языки, вроде Scratch и Snap!, а также масса очень интересных онлайн-игр любой сложности, в основе которых лежит программирование.

О некоторых из них мы уже писали.

Робототехника и умный дом

Все дети играют в конструкторы. Кто-то только в раннем возрасте исключительно для развития, у кого-то это увлечение продолжается вплоть до подросткового периода.

Если ваш ребенок из второй категории, а благодаря разнообразию игрушек и давлению маркетологов, это совсем не редкость, то заинтересовать его «эффективным» инженерным делом, а затем и программированием, можно с помощью робототехники и создания умного дома.

Причем с финансовой точки зрения это будет даже выгоднее, ведь стоимость комплекта Arduino в среднем составляет около 3 тысяч рублей, а аналоги из Поднебесной — в разы дешевле и не сильно хуже. В то время, как хороший пластмассовый конструктор популярной марки обойдется вам в 4-5 тысяч, а любой дешевый аналог вызовет в ребенке лишь обиду.

Разработка приложений/игр

Если вам самому хватит знаний, то практически беспроигрышным вариантом будет создание игры, подобной той, в которой постоянно зависает ваше чадо, или создание для нее плагинов и модов.

Да, это достаточно сложно, потребует от вас не столько навыков программирования, сколько времени на изучение специализированных средств разработки, но эффект того стоит.

Ни один даже самый упертый ребенок не устоит перед возможностью обладать чем-то абсолютно уникальным в своей любимой игре или стать первым покорителем «нового мирового бестселлера». В конце концов, даже просто взглянув на то, сколько его родитель вложил труда, он не сможет не оказать вам ответную услугу.

Взломать что-нибудь

А теперь настало время рубрики «Вредные советы». Чтобы заинтересовать ребенка возможностями программирования, вам надо взломать чей-нибудь пароль, видоизменить популярный веб-сайт, обнаружить заветный алгоритм в коде любимой игры. Конечно, нарушать для этого закон не надо.

Взламывать пароли можно поучиться в специальных браузерных играх или в своей операционной системе, касательно членов семьи. Манипуляции с веб-сайтом можно производить с локальной копией. А игры для взлома можно использовать или элементарные, или из тех времён, когда мыслей о защите информации ни у кого не возникало.

Главное, не забудьте объяснить ребенку, что за манипуляции с реальными паролями, сайтами и современными играми, он получит не награду, а реальные проблемы с законом.

Форумы и выставки

Если вы живете в мегаполисе или около него, любите путешествовать по миру всей семьей, то программированием можно увлечь, посещая крупные интересные форумы.

Это могут быть финальные стадии хакатонов, это могут быть конференции, даже простые выставки технологий. Главное, чтобы там было интересно, шумно и весело, тогда ребенок просто не сможет не пропитаться этой темой.

Кстати, совсем скоро GeekDay#2: Evolution — как раз такое мероприятие.

Записать на курсы

Самое очевидное решение, которое может заставить вашего ребёнка полюбить программирование — строгая воля его родителей.

20 лет назад детей отправляли на фортепиано и заставляли минимум по часу каждый день музицировать, а сегодня вы можете провернуть такой же трюк с очными или онлайн-курсами.

Как и в случае с музыкальной школой, здесь важно найти подходящие именно вашему ребенку курсы, с нужным языком и нужной подачей. И, конечно, в какой-то момент несколько ослабить хватку, позволив чаду самостоятельно продолжить или завершить свое обучение.

Оставить ребенка в покое

Самое простое решение — хватит давить на родного человека. Пускай он занимается тем, чем хочет. Ну то есть, пусть так думает. А вы пока собственным интересом, незатейливыми намеками и подарками будете подталкивать его туда, куда угодно именно вам. И да, пусть это бесчеловечно, но разве кто-то из читающих опровергнет теорию, что программирование — это круто?

Источник: https://geekbrains.ru/posts/ways_to_hack_child

Вот несколько советов, которые помогут ему понять, что это такое:

1. Найдите то, что заинтересует ребёнка (онлайн-платформы, курсы, книжки)

Если ваш ребёнок мечтает программировать и сам разрабатывать игры — не бойтесь, что это занудно и может испортить безупречную осанку и зрение. На самом деле это дико интересно: умные дома, беспилотные автомобили, интернет-стартапы, роботы в космосе. А ещё это самые стремительно развивающиеся сферы! «Мел» и 1С дают советы родителям, чей ребёнок хочет стать программистом.

2. Никогда не говорите «Ты не потянешь»

Чтобы хорошо программировать, необязательно разбираться в точных науках и иметь математический склад ума.

Программирование — это в первую очередь логика и далеко не всегда математика. Кроме того, в IT есть полно направлений, где как раз нужны навыки гуманитариев: та же веб-разработка, веб-дизайн, UX/UI (создание интерфейсов, удобных для пользователей).

Да и точно ли вы уверены, что ваш ребёнок не увлечётся точными науками? Или сделали такой вывод из-за того, что ему скучно на математике и физике в школе?

Пусть он попробует что-то поинтереснее: например, научит машинку самостоятельно передвигаться по квартире, используя инфракрасные датчики, или нарисует анимацию для собственной компьютерной игры.

Есть и ещё один важный плюс для гуманитариев. Когда ребёнок будет программировать, он подтянет английский. Чтобы быть в курсе всего нового (попросту говоря, качественно гуглить, когда написанный код не работает), без английского никуда.

3. IT-курсы ничуть не помешают сдать ЕГЭ по информатике

Если школьник собирается сдавать выпускной экзамен по информатике, то скучное натаскивание на типовые задачи (например, в обычной школе) может отбить у него желание развиваться в IT.

Выберите место, где он может готовиться к ЕГЭ в компании таких же энтузиастов, как он сам. Разбирать задачи с преподавателем, свободно обсуждать их и задавать любые вопросы. Выбор прост: либо талантливый (и дорогой) репетитор, либо хорошие курсы.

А если талантливому ребёнку захочется выйти за пределы школьной программы, можно поставить цель и готовиться к олимпиадам (для начала к школьным, а потом — как пойдёт).

Спортивное программирование — это решение необычных задач на скорость, высший пилотаж кодинга. За победителями всероссийских и международных турниров гоняются IT-гиганты и лучшие университеты России и мира.

Курс олимпиадного программирования подойдёт тем, кто хочет научиться решать задачи на лету, нестандартно мыслить и соревноваться с лучшими из лучших.

В «Клубе программистов» есть стартовый модуль даже для семиклассников, своего рода введение в спортивный кодинг, а начиная с девятого класса школьники смогут тренироваться и всерьёз конкурировать.

4. Никакого «ты ещё маленький» — классно программировать можно и в 10 лет

Если ребёнок хочет работать ещё до того, как поступил в вуз, не спешите кидать в него камнями. IT-сфера тем и хороша, что в ней меньше эйджизма и карьерных предрассудков, чем во многих других.

Если у программиста светлая голова, он ответственный и хорошо справляется с задачами — работодателю не важно, 16 ему лет или 46. За год старшеклассник может приобрести навыки того же системного администратора.

Это специалист, который может самостоятельно собрать компьютер, подключить и настроить всё, что нужно для полноценной работы в корпоративной сети, установить программное обеспечение и удалить все вирусы — как на одном ноутбуке, так и на всех девайсах в небольшой фирме.

5. Отбросьте гендерные предрассудки (о том, что программист — «мужская профессия»)

К счастью, нынешние школьники уже не настолько подвержены стереотипам, как их сверстники 10-15 лет назад. И если не ставить искусственных рамок, доли женщин и мужчин в программировании очень скоро будут равными.

Программирование и компьютерные науки уже не считаются исключительно мужскими профессиями.

Да, пожалуй, никогда и не были: стоит вспомнить хотя бы изобретательницу двоичного кода Аду Лавлейс или создательницу одного из первых высокоуровневых языков программирования Грейс Хоппер.

Если вашей дочери хочется программировать, но не хватает уверенности в себе, покажите ей для вдохновения статью про женщин-кодеров в России и мире, расскажите про проект Дженнифер Девальт, которая написала 180 сайтов за 180 дней и посмотрите вместе фильм «Скрытые фигуры» — про женщин-программисток и математиков, которые работали в НАСА на заре космической эры вопреки расизму и сексизму.

А на курсы она и сама запишется: там, конечно, нет никаких ограничений ни для девочек, ни для мальчиков.

6. Не жалейте времени на дорогу

Простецкий кружок по программированию можно найти и в соседнем доме, но не факт, что там проверенные (а, главное, эффективные) методики.

Другое дело, когда с детьми работают профессиональные преподаватели и авторы учебных программ, настоящие гуру, даже если на дорогу придётся тратить лишние полчаса.

Клубы можно найти не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Туле, Рязани, Вологде, Ижевске, Сургуте — всего в 137 городах России и СНГ.

Если в вашем городе ещё нет такого клуба для подростков-программистов, но вам нравится идея, можно открыть свой собственный клуб рядом — например, на базе школы или колледжа.

Это не так уж сложно: технологии крупнейшего учебного центра могут попасть в ваш регион, стать центром притяжения будущих программистов. Да и для талантливых преподавателей будет место, где можно себя реализовать. Было бы желание.

Елена Шмараева

Дополнительно по теме:

Школы юных — знакомство с профессиями в ВУЗах

В России будут созданы школы для одаренных детей

Источник: https://obrmos.ru/go/go_scool/Articles/go_school_programmer.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.