Как приучить ребенка трудиться

Содержание

Как приучить ребенка к труду

Как приучить ребенка трудиться

Наверное, никто не будет спорить, что детей постепенно нужно приучать к труду. Иначе, они вырастут пассивными, неумелыми, будут бояться жизненных трудностей и бытовые проблемы покажутся им сверхсложными задачами. И неважно, кого вы воспитываете – сына или дочь, любовь к труду нужно создавать по кирпичику и у тех, и у других.

Неправы бывают те родители, которые стараются оберегать детей от жизненных ситуаций, думая, что тем самым они проявляют заботу, продлевают детство и защищают от невзгод. Взваливая все на себя или на других членов семьи, такие родители, на самом деле, приучают детей к эгоизму, чувству особенности и собственной важности. Эти качества — плохие помощники в будущей жизни.

Мужская и женская работа

Также неправильно разделять домашнюю работу на мужскую и женскую. Мальчиков нужно учить готовить, стирать, гладить и убирать точно так же, как и девочкам нужно поручать несложный ремонт, вынос мусора и пр.

Каждый человек должен уметь заботиться о себе сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Хорошо, если в жизни ему встретятся люди, готовые обеспечивать полный комфорт, ну а если вашему ребенку придется жить одному, то он не пропадет.

Этим правилом должны руководствоваться все по-настоящему любящие родители.

Посильная помощь

Естественно, что не нужно перекладывать на детей всю домашнюю работу. Но посильная помощь должна всячески поддерживаться. Что можно поручить малышам, спросите вы? Оказывается, очень многое. Убрать за собой игрушки могут малыши самого раннего возраста. Главное, превратить эту задачу в игру и проявить немного терпения.

Понятно, что вначале дети не будут делать все самостоятельно. Но именно те родители, которые не жалеют сил на правильное воспитание, потом могут гордиться своими умелыми детьми.

Конечно, можно все быстренько убрать самому, не тратя усилий на уговоры, это, безусловно, легче. Да только смысла в этом не будет.

Ребенок привыкнет, что вы и так все сами прекрасно сделаете, зачем же ему напрягаться.

Играть можно по-разному. Можно собирать кубики, представляя, что вы везете их на склад или на будущую стройку. Кукол и мишек можно укладывать спать, а машинки отправлять не в коробку, а в гараж. Тогда сама суть уборки превращается в любимое занятие, ведь именно в это время мама или папа соглашаются, наконец, поиграть с малышом.

Еще дети младшего возраста с удовольствием поливают цветы, протирают влажной тряпочкой любые поверхности, с радостью моют в тазике посуду и овощи с фруктами, стирают платочки и носочки, намыливая их и выкручивая, возятся с тестом и перемешивают салаты. А если устроить между детьми простое соревнование, то уборка в доме превратиться в веселую игру.

Помощь по дому

Но запомните: помощь по дому должна вызывать только положительные эмоции.

Известны случаи, когда чрезмерное усердие в приучении детей к труду, вызывало совершенное отвращение от всех домашних работ. Никогда не заставляйте ребенка помогать в виде наказания.

Если его поведение было плохим, накажите лучше запретом смотреть мультики или лишите сладкого. Не возлагайте на детей слишком сложных заданий с проверками.

Даже если работа по дому выполнена некачественно, укажите на это в мягкой форме, не упрекая и не высмеивая. Старайтесь распределять обязанности справедливо.

Если вы попросили ребенка убрать в квартире, а сами в это время отправились на развлекательную прогулку, то это вызовет обиду и протест против любых домашних работ. Лучше все делать вместе, либо справедливо распределять обязанности.

Например: «Давай сейчас вместе уберем, а потом будем вместе отдыхать» Либо так: «Ты моешь пол, а я готовлю ужин» В этом случае, ребенок будет чувствовать, что вы видите в нем равного помощника, а не подневольного работника.

Еще один секрет, как приучить ребенка к труду.

Учите детей заботиться о родителях, младших членах семьи или о домашних питомцах. Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что все изначально заботятся о самом малыше.

Взрослые привыкают опекать его, подавать и подносить. Они так вживаются в эту роль, что не могут опомниться и тогда, когда помощь давно нужна им самим.

Но у ребенка и не может возникнуть желания заботиться о ком-то, если он привык, что предмет заботы – он сам.

И не обязательно ждать, когда вы сляжете или заболеете по-настоящему. Прививайте малышу мысль, что он может вам что-то принести, подать, укрыть и накормить вас и пр. Для этого можно тоже поиграть. Скажите ребенку, что теперь вы будете ребенком, а он взрослым, и малыш с удовольствием включиться в эту роль.

Доверяйте ребенку несложное приготовление пищи, мытье посуды, самостоятельные покупки в магазине, общение с продавцами. Вначале, это будет происходить под вашим присмотром, а затем ребенок научится делать это самостоятельно.

Не бойтесь, что он что-то испортит или разольет. Будьте готовы к последующей уборке, к разбитой посуде и испорченной пище. Никогда не ругайте за это малыша, а мягко объясняйте, незаметно помогайте, направляйте.

Поверьте, эти затраты стоят того!

Источник: https://chudo-dieta.com/semiya-i-dom/roditeli-i-deti/2164-kak-priuchit-rebenka-k-trudu

Как приучить ребенка к труду?

Как приучить ребенка трудиться

Еще 30-40 лет назад мы не представляли, что домашняя работа может быть настолько облегчена бытовой техникой. Сегодня нашими незаменимыми помощниками стали стиральные и посудомоечные машины, мультиварки, роботы-пылесосы. При этом скучающий ребенок в семье не ведает, чем себя занять. В результате растет поколение избалованных детей, не уважающих труд. Как же быть?

«Вырастить трудолюбивого, ответственного ребенка можно и в современных условиях, – уверена Тимошевская Тамара, педагог со стажем и мать двоих детей. – Важно только не пропустить момент, когда ребенок сам начинает интересоваться домашней работой».

«Начиная с 2-3 лет, все малыши стремятся помогать, – пишет блогер Марина Сосновская (medbooking.com).– Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе.

Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше.

Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.

Первое.Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть малыш видит, как взрослые хлопочут по дому, наводят чистоту.

Второе.Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, как много микробов на грязном полу. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое.

Третье.Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь».

«Вот типичная ситуация, – продолжает Тамара Тимошевская.– Пятилетняя Ирочка решила помочь маме помыть посуду. Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, мокрое платье, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой…

Мама не выдерживает: «Ирочка, не надо, иди, поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать потом за тобой!»

И ребенок покорно идет, куда его послали. А так хотелось помочь, сделать что-то самой…

В этом возрасте дети рвутся к самостоятельности – так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо. Но, чтобы чему-нибудь научиться, нужно начать это делать!

Хвалите малыша, поощряйте!

Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место – оцените его работу, похвалите перед другими членами семьи.

Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, принимая бонусы в виде похвалы со стороны взрослых. Он же так получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?

Дальше – больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении. Причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух!

С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если раз за разом вырывать у малышки веник из рук, то не стоит удивляться, когда, подросшая, она не станет стремиться часть домашних дел взять на себя. И только ли домашних?

Никогда не отталкивайте ребенка фразами «Отойди. Ты все испортишь!», «Тебе не под силу», «Ты не справишься» или «Ты еще маленький, вырастешь — тогда будешь помогать».

Эти слова вселяют в растущего человека неуверенность в собственных силах — зачем ему браться, если итогом станет неудача? В лучшем случае ребенок перестанет проявлять инициативу, в худшем — у него появится отторжение к домашней работе.

И еще. Не пугайте ребенка сложностью домашнего труда. Не концентрируйте внимание на том, как тяжело вам приходится на работе. Подобные негативные мысли прививают отрицательное отношение к труду.

Золотая формула самодостаточности, которую используют родители — «Ты можешь. У тебя обязательно получится».

Следуйте ей, и у вас вырастет гармоничная личность, не боящаяся никаких трудностей и препятствий».

Библия олени и трудолюбии

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод».

(Прит. 19:15)

«Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего».

(Прит. 26:14-15)

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?»

(Прит. 6:6)

Советы родителям

1. Если ребенок постоянно уклоняется от домашних дел, попытайтесь понять: по силам ли ему ваши требования. Всякое поручение должно даваться с учетом возрастных возможностей и особенностей.

2. Никогда не забывайте благодарить и хвалить ребенка за сделанное.

3. Вырабатывайте в детях позитивное отношение к труду. Радуйтесь вместе с ними результатам, особенно когда малыши долго и упорно работали.

4. Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью станут испорченные отношения с «надсмотрщиком».

5. У ленивых родителей не бывает трудолюбивых детей. Будьте для детей примером человека, любящего трудиться.

6. Читайте вместе с детьми Притчи Соломона, в которых много говоритсяо лени и трудолюбии. Подчеркивайте, что лень, согласно Библии, есть глупость, а трудолюбие – мудрость.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

– А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.

– Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

Валентина Осеева

Источник: http://cgazeta.ru/2017/14/1427-kak-priuchit-rebenka-k-trudu.html

Главный помощник или как приучить ребенка к труду

Как приучить ребенка трудиться

В каждой семье свои правила, требования к жизни. Но поскольку любящие родители хотят успешного будущего для детей, поэтому и к воспитанию отпрыска подходят с умом, тщательно взвешивая поступки, сказанные слова, требования.

Иногда мы слишком много на себя берем, стремимся избежать дополнительной уборки после маленького «помощника», считаем, что все впереди, и он еще успеет проявиться в этой роли. Существуют уникумы, предлагающие оплату собственным детям.

Для меня это в корне неправильное решение — помощь только ради материальных благ провоцирует укоренение в человеке неискренних, нечистоплотных, алчных намерений.

Но вы ведь хотите вырастить успешную личность, которая пойдет высоко по карьерной лестнице, будет уверена в собственных силах и не бросит в беде близких людей? Тогда эта статья для вас.

В каком возрасте следует приучать ребенка к труду

Прошлое поколение не представляло свою жизнь без работы, потому что ежедневную рутину не облегчали бытовые гаджеты.

Сегодня же мы видим картину, как мама закидывает белье в машинку, продукты в мультиварку, робот пылесосит, посудомоечный агрегат моет, а скучающий ребенок не ведает, чем себя занять.

И вот оно! Поколение избалованных детей, не знающих, в какое русло направить бурлящую энергию, не уважающих родительский труд, требующих дорогие подарки. Как же быть?

Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе.

Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше.

Я бы сказала, уже с полугодовалого возраста. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.

1. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.

2. Обязательная теория. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, какой из него вырастет замечательный помощник. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое. Ведь грядущие школьные уроки — обязательный труд для растущего человека.

3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».

Отказывая двухлетним карапузам, вы допускаете самую большую ошибку — взращиваете семя сомнений в маленькой головке. Постепенно нерастраченный энтузиазм крохи угасает. И, уже повзрослевший, он не желает возлагать на себя домашние обязанности. Он запомнил, что ему раньше не доверяли!

4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое. Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку. Объясните, что сын (дочь) — главные помощники, и вы цените их усилия.

Как уговорить ребенка собрать игрушки

Поиграйте с ним. Поставьте посреди комнаты корзину и забивайте игрушками «голы». Во избежание порчи дорогих экземпляров подавайте ему только мягкие, резиновые изделия, пластиковые кубики и другие небьющиеся предметы. Каждое попадание встречайте бурными овациями.

Устройте соревнование наперегонки. Кто первый очистит часть территории, тому разрешат смотреть мультики, дополнительную прогулку на улице, визит к любимой бабушке и т.д. Заинтересуйте строптивца увлекательным сюжетом.

Предложите ему роль крана, большого медведя, быстрого Супермена, другого любимого мультипликационного героя.

Важно, чтобы дети старше 5 лет имели постоянные обязанности. Это повышает степень самоуважения, вырабатывает ответственность, ощущение нужности, взрослости во внутрисемейной ячейке. Самоуважение, в свою очередь, — неотъемлемая составляющая формирования гармоничной личности. Правильное поведение взрослых — залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде.

Как поощрять инициативу ребенка

  1. Кроха рассыпал муку? Покажите, как из нее приготовить тесто. Дайте ребенку свой маленький кусочек, чтобы он его месил, рвал, катал. Это занятие развивает мелкую моторику.
  2. Схватил грязную тряпку и протирает зеркало? Объясните, что для этих целей имеются другие салфетки. Замените малышу орудие труда на правильное.

  3. Требует отдать в его руки пылесос, швабру? Предоставьте ему такую возможность. Пусть уборка затянется. Но даже полчаса потраченного на это времени принесут неоценимую пользу для правильного воспитания.

  4. Хочет готовить вместе с вами еду? Это не проблема! Детки отлично чистят лук и яйца от шелухи, нарезают игрушечным ножичком отварные овощи, закладывают продукты в электромясорубку под бдительным контролем мамы, выдавливают интересные фигурки из теста с помощью кулинарных формочек. Доверьте крохе сложить в тарелку нашинкованную для борща капусту.

    Разрешите посыпать пудрой сладкое печенье. Попросите выложить чистые яблоки в вазу для фруктов. Похвалите! И увидите переполненные гордостью, искрящиеся глазки.

Если в квартире (доме) выделена детская комната, то подскажите ее хозяину, как правильно поддерживать чистоту.

Малыш с интересом выслушает придуманную историю о том, как игрушки обиделись и ушли из неубранного жилья. С ребенком 5-7 лет разговаривайте как с равным. Объясните, что вредно дышать пыльным воздухом и почему совершать мини-рейды гораздо легче, чем разбирать завалы.

У меня не возникало проблем с уборкой игрушек в квартире.

Если даже сынок был не в духе, с протестом относился к просьбе, то я предлагала ему помощь. При этом, делая акцент, что это Я ему помогаю, а не наоборот. По мере взросления у него появлялись дополнительные обязанности. Молоть продукты мясорубкой было любимым занятием. Я же стояла рядом и следила за безопасностью процесса. Иногда я смешивала горсть круп.

Потом просила перебрать полученную смесь в разные посудины (это распространенное упражнение для стимуляции речи, поскольку развивается мелкая моторика). Бабушка доверяла внуку пылесос, поливать цветы. Папа купил игрушечные инструменты и ремонтировал текущие поломки в квартире с участием сына. Дедушка разрешал сажать растения на даче, и, конечно же, не ругал за нечаянно затоптанные грядки.

Источник: http://MedBooking.com/blog/post/glavnyj-pomoshhnik-ili-kak-priuchity-rebenka-k-trudu

Как приучить ребёнка к труду

Как приучить ребенка трудиться

Как приучить ребёнка к труду. Как знакомить детей с трудом взрослых

Памятка для родителей. «Как приучить ребёнка к труду»

Все родители хотели бы, чтобы дети помогали по дому, имели несложные домашние обязанности. Но для этого чаще всего приходится повышать голос и даже ссориться. Любая трудовая деятельность скучна и требует большой силы воли, которой у ребёнка ещё нет.

Как же привлечь ребёнка к труду, как сделать этот процесс более интересным? И тут на выручку опять приходит игра. Дети любят, чтобы с ними играли. Следовательно, надо только найти способ, который позволит соединить ваши интересы и желания ребёнка.

Например: ваша дочь вдруг превратилась в Золушку, а вы — в злую мачеху. Она должна выполнить поручения (расставить игрушки, убрать в комнате), а вы будете её проверять и, как подобает злой мачехе, придираться к недоделкам. Вполне может быть, что Золушка прекрасно справится с работой, и тогда «мачеха» останется с носом.

Придумать свои варианты игры несложно, да и сам ребёнок наверняка предложит что-то интересное. Важно, чтобы он привык легко и радостно помогать вам.

Консультация для родителей. Тема: «Как знакомить детей с трудом взрослых»

Труд является основой развития нашего общества, поэтому воспитание подрастающего поколения немыслимо без воспитания бережного отношения к труду, умения трудиться в коллективе.

Большое значение в трудовом воспитании детей имеет ознакомление с трудом взрослых.

Знакомство с трудом взрослых расширяет кругозор детей, развивает интерес к окружающему, воспитывает уважение к труду всех людей. Окружающая вас и ваших детей действительность представляет для этого большие возможности.

Гуляя с ребенком, научите его бросать мусор только в урну, обратите внимание на то, как чисто выметены улицы. Объясните, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица — результат его труда. Дворник встает раньше всех, и когда ребята идут в детский сад, уже заканчивает свою работу.

Покупая хлеб, обратите внимание на то, какой он свежий, мягкий. Чтобы к утру был готов, рабочие хлебозавода работали всю ночь, когда дети еще спали, а шофер рано утром успел привезти его в магазин, грузчики сгрузили хлеб, продавец аккуратно разложил его по полкам.

Большое воспитательное действие в трудовом воспитании ребенка имеет и ознакомление с трудом своих родителей. Раскройте детям содержание своего труда, подчеркните его значимость. Расскажите им, где вы работаете, как трудитесь, какую пользу приносите людям.

Например, мама работает в ателье. Расскажите детям, что вы шьете для людей много нарядных платьев, костюмов, пальто. Папа работает на стройке. Вместе со своими товарищами он строит удобные, красивые дома. Своим трудом папа и мама приносят людям радость.

Рассказывая детям о своем труде на производстве, расскажите им какие еще есть профессии на вашем производстве, расскажите о тех, кто трудится вместе с Вами, о своих успехах, о достижениях своих коллег, успехах всего коллектива.

Рассказывая обо всем этом, интонацией голоса, соответствующими словами подчеркните ваше положительное отношение к своим коллегам по работе, расскажите коллективного труда, покажите ребятам восхищение своим производством, восхищение успехами и достижениями своих коллег, подчеркните важность, значимость труда каждого человека, влияние его труда на успехи в труде всего коллектива.

Покажите детям «Почетные грамоты», значки, медали, объясните за что они получены. Бывая на прогулках, покажите детям «Доску почета», расскажите о тех, чьи портреты помещены на ней. Дети гордятся своим сходством с родителями, общностью характеров, склонностей.

Помните, уважаемые папы и мамы! Дети очень чутко воспринимают характер ваших отношений ко всему окружающему. И от того, как вы познакомите детей с трудом окружающих взрослых, как вы относитесь сами к своему труду, к результатам труда ваших коллег по работе, к достижениям трудовых коллективов, во многом будет зависеть воспитание будущего труженика нашей Родины, будущего строителя.

Автоматизация звуков

Артикуляционная гимнастика

Дисграфия

Дифференциация звуков

Доска объявлений

Графомоторика

Игры

Конспекты групповые

Конспекты индивидуальные

Литература по дефектологии

Логопед

Логопедические тетради

Логопедический массаж

Мелкая моторика

Нарушение письма

Развитие речи

Работа с родителями

Сказки

Советы родителям

Словарь

Статьи логопедов

Сценарии детских праздников

При копировании материалов с сайта, ссылка на сайт logoped18.ru обязательна © 2010-2016 Школьный логопед

Посетителям* Консультации специалистов на форуме* Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы.

Специалистам

* Возможность создания личных страниц

* Публикация материалов с получением электронного свидетельства

Больше информации по теме: http://logoped18.ru

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/66697-kak-priuchit-rebjonka-k-trudu

Что делать, если ребенок ленивый? Как приучить ребенка к труду?

Как приучить ребенка трудиться

«Он у меня способный, но ленивый ребенок, что делать…» — достаточно часто мы слышим от мам такие слова, когда речь заходит об успеваемости ребенка в школе или на развивающих занятиях.

Лень присуща каждому человеку, и если взрослые еще в состоянии побороть ее, просто потому что в их лексиконе уже достаточно прочно прижилось слово «надо», то дети еще не понимают, почему они, собственно, должны делать то, чего им совершенно не хочется.

Конечно, и среди взрослых homo sapiens встречаются патологические ленивцы, но все же большинство из нас способны выполнять какие-то дела «через не могу».

Если вы видите задатки лентяя в своем любимом чаде, то сможете приобщить ребенка к труду и учебе, используя некоторые не сложные приемы и правила, о которых мы сегодня с вами поговорим. И начнем мы, как обычно с главного…

Как приучить ребенка к труду: знакомство детей с трудом взрослых

Личный пример или как приучить ребенка к труду… Не удивляйтесь, именно ваш личный пример является главной мотивацией для ребенка трудиться, что называется, с «огоньком». Ведь именно знакомство детей с трудом взрослых закладывает в ребенке задатки трудолюбия или лени.

Если ваш кроха, с самых ранних лет видит, что родители не в восторге от своей работы и обязанностей по дому, то он будет копировать вашу модель поведения в дальнейшем.

Нельзя показывать вашему чаду недовольство своей работой или обязанностями, иначе у вас не получится приучить ребенка к труду и избавить от лени.

Приобщение детей к труду

Не переусердствуйте с опекой. Опыт многих родителей показывает, что чрезмерная опека над крохой также не самым лучшим образом влияет на формирование в нем задатков самостоятельности и инициативности, что однозначно мешает воспитать в ребенке трудолюбие и перебороть лень. Приобщение детей к труду должно проходить в рамках следующих правил.

Не надо стремиться делать все за своего малыша, позвольте ему выполнять кое-что и самому. Маленькие детки испытывают огромное удовольствие, когда у них что-то получается впервые и это отлично мотивирует их в дальнейшем.

Если вы работаете над тем, как приучить ребенка к труду, вам надо поощрять любую инициативу вашего малыша, связанную с желанием вам помочь.

Очень часто родители отмахиваются от ребенка, когда он предлагает свою помощь, поскольку знают, что сами они справятся со своей задачей гораздо быстрее.

Такое поведение вполне оправдано, но более чем ошибочно, поскольку, сами того не замечая, вы демонстрируете ребенку собственную лень.

Ленивый ребенок: что делать?

У вас ленивый ребенок, что делать с этим пороком? Не переусердствуйте с критикой.

Если вы постоянно критикуете малыша, твердите ему о том, что у него ничего не получается, вы не только не приобщите ребенка к труду, а попросту отобьете у него всяческое желание делать ту или иную работу.

Ваше чадо заранее будет думать о том, что любое поручение ему не по плечу и ему просто не захочется лишний раз напрягаться. Беседа о труде с детьми просто необходима, а критика должна быть разумной.

Лучше поинтересуйтесь у малыша, почему он не может справиться, дайте ему совет, что сделать для того, чтобы у него все получилось. Не навешивайте на вашего кроху ярлыки «лентяй» и «неуч», такие вещи не способствуют мотивации ребенка к труду, а напротив, негативным образом сказываются на его жизни.

Беседа о труде с детьми

Ленивый ребенок – это незаинтересованный ребенок. Прежде чем задумываться о том, как приучить ребенка к труду, необходимо вспомнить о том, а как вы сами выполняете ту работу, которая вам совершенно не интересна и кажется вам скучным набором действий.

Наверняка, не каждая мама в восторге от ежедневного мытья посуды, стирки и уборки, однако она выполняет эту работу, поскольку знает, что результат в любом случае оправдает средства. Тоже самое происходит и с детьми. Ленивый ребенок – это малыш, лишенный какой либо мотивации.

Для детей очень важен результат, и его можно использовать, как побуждение к действию.

Безусловно, важен и сам ход выполнения тех или иных поручений, не нужно, чтобы тот или иной труд превращался в рутину для ребенка. Здесь как никогда необходима беседа о труде с детьми.

Ко всему, что вы предлагаете малышу, надо подходить творчески и с фантазией.

Превратите такое скучное занятие, как уборка в комнате в забавную игру или перемойте вместе с ребенком посуду «на скорость», вот увидите, ваш кроха подойдет к этому вопросу с энтузиазмом и результат не заставить себя долго ждать.

Не забывайте хвалить ребенка, когда он впервые правильно выведет букву в тетради, получит хорошую отметку, или когда проявит инициативу и сам поможет вам в каком-либо деле. Ведь родительская похвала является одним из главных стимулов для приобщения детей к труду.

Источник: http://love-mother.ru/chto-delat-esli-rebenok-lenivyiy-kak-priuchit-rebenka-k-trudu.html

От обратного

Пример подобного поведения родителей очевиден. В возрасте трех лет малыш начинает осознавать себя как личность, со своими желаниями и потребностями. Именно в этот период он активно познает мир и старается взаимодействовать с ним.

Одним из проявлений такого взаимодействия является подражание поведению окружающих людей. Так, помимо прочего, ребенок может проявлять стремление сделать какую-либо работу по дому, подражая действиям родителей.

Это может быть желание вымыть пол или помочь на кухне в приготовлении обеда.

К сожалению, многие взрослые, понимая, что такая помощь малыша (пусть ребенок и будет делать лишь что-то несложное) доставит больше хлопот, чем подмоги, совершают самую распространенную ошибку.

Фраза «ты еще слишком мал, подрасти немного», повторяемая на протяжении нескольких лет, способна напрочь лишить малыша мотивации к действию.

Стоит ли в таком случае родителям удивляться, когда, подрастая, на все просьбы о помощи по дому ребенок, вероятнее всего, ответит «не могу» или «не хочу»!? Конечно, даже в четыре-пять лет малыш будет выполнять самую простую работу далеко не идеально.

Ее необходимо будет переделать, и на это потребуется время.

Однако прежде всего следует задуматься, что для вас важнее: сам факт выполненной работы или же очередное вложение в развитие у ребенка привычки к труду? Если честно ответить себе на этот вопрос, то появятся и терпение, и снисходительность к неумелым инициативам вашего сына или дочери. Не пропустите эти первые зачатки трудолюбия, а уж уделить внимание качеству выполняемой работы можно будет и попозже.

Немного науки

По словам психолога Ларисы Сидоровой, корневая идея приучения детей к труду лежит в понимании того, что основным видом деятельности взрослого человека является именно труд.

Системы образования и воспитания нацелены на обслуживание общей системы устройства общества, которое в последнее время предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Труд при этом подразумевает обязательную ответственность за него.

А благодаря разным заданиям, которые ребенок получает от взрослых, растет и крепнет его личное чувство ответственности за исполнение порученного.

Родителям важно  понимать, для чего они прививают  ребенку тот или иной навык.

И  чего именно они ждут от ребенка: хотят, чтобы он подчинялся и слушался их, или все же стремятся развить в нем инициативность и самостоятельность.

От ответа на этот вопрос напрямую зависит будущее ребенка и то, каким он станет: послушным исполнителем чужой воли или лидером, не прячущимся от ответственности за спины других людей.

Ответственность ребенка — это его путь к свободе выбора. При этом ведущей деятельностью, на которой основывается развитие навыков трудолюбия, является сначала игра, затем учеба и общение со сверстниками.

По сути, все это в определенной степени тоже труд.

Ну а мера ответственности за порученное дело должна расти вместе с ребенком — давать самые первые поручения, то есть начинать постепенно приучать малыша к труду можно уже с трех лет.

Простой пример

Конечно, для  начала эти поручения должны быть элементарными, например, собрать свои личные вещи, что-то принести, поставить на стол тарелки, полить цветы. Еще проще начинать с самого понятного для ребенка вида деятельности — игры. Хорошими помощниками в этом деле будут игрушки и… ваша фантазия.

Например, чтобы ребенок захотел убрать игрушки, можно сказать ему, что вот-вот начнется дождь, солдатики или куклы могут промокнуть, и лучше уж скорее спрятать их на свои места и уберечь от такой напасти. С этой же целью  можно использовать и игрушечные бытовые приборы.

Поверьте, малыш охотно согласится поиграть в уборку или приготовление «игрушечного» обеда.

Подобные игровые техники легко разнообразить, стоит только приложить творческое усилие и фантазию. Впрочем, эти  качества родителей еще больше будут  востребованы, когда дело коснется серьезных поручений. Главное — помнить одно непреложное правило — любая поставленная вами задача должна радовать ребенка, приносить ему удовольствие.

 Сыну  Светланы, Игорю, семь лет. Он вполне самостоятелен. Игорь знает, что  порядок в его  комнате и периодическая уборка в квартире является его сферой ответственности. С радостью помогает родителям и в других делах.

При этом Светлана и ее муж всегда не только поощряли инициативу сына, но и старались найти такое занятие, которое было бы ему интересно.

«Когда Игорю было всего три с половиной года, — рассказывает Светлана, — лето мы проводили в нашем загородном доме. Муж всегда брал его с собой мыть машину. Это занятие сыну нравилось невероятно.

Надо было видеть его личико, когда он старательно тер своей маленькой тряпочкой дверцу или фары. Потом вместе с мужем они обходили автомобиль, придирчиво осматривали — все ли сделано хорошо. Если где-то оставалась грязь, супруг указывал на это Игорю. Он тут же еще раз протирал это место.

В результате мы обязательно хвалили его, а Игорь, не скрывая, гордился проделанной работой».

Хвалить или не хвалить?

Кстати, о поощрении. Психологи не советуют задаривать ребенка подарками за хорошо выполненную работу.

Конечно, трудно порой удержаться от этого, если речь идет о любимом ребенке, однако правильнее просто похвалить малыша, давая ему тем самым почувствовать значимость своих действий.

Ребенок со временем должен начать понимать, что достигнутый результат уже сам по себе является «наградой». Например, порядок в доме — это нормальное положение вещей, и он должен поддерживаться регулярно, а не по причине выгоды для ребенка таких действий.

Хвалить ребенка  нужно даже тогда, когда работа выполнена  не так, как того хотелось бы родителям. Само собой, на строгий взгляд взрослого  человека чашка, может быть, помыта и не очень тщательно, да вещи сложены кое-как.

Но не забывайте, что и сами мы в свое время всему этому учились постепенно.И еще о чашке! Когда вы будете перемывать ее самостоятельно, ни в коем случае не делайте это  при ребенке.

Так вы легко убедите его в том, что нет нужды стараться делать работу хорошо, ведь после тебя ее все равно переделают!

Если вы знаете, что малыш может справиться с каким-либо делом лучше, чем он это продемонстрировал, поговорите с ним. Объясните, как следует поступать в следующий раз. Ребенок должен самостоятельно понять, как исправить свою ошибку, без эмоционального давления или негативного отношения со стороны родителей.

Будьте  прощеСледует помнить  и о том, что чрезмерная требовательность и постоянное стремление заставлять ребенка во всем добиваться идеального результата, может вызвать у него стойкое отвращение к труду.

Поэтому даже в случае, когда родителям необходима помощь малыша, не следует навязывать ему те или иные действия, лучше дать возможность выбора ему самому — чем именно он может помочь.

Так ребенок не только разберется в своих предпочтениях, но и почувствует самостоятельность.

Категорически не рекомендуется заставлять ребенка  делать что-то силой, давить на него.

Таким  образом родители добьются лишь стойкого обратного результата — негативные эмоции, испытываемые малышом, будут спроецированы на выполняемое им дело. Конечно, в определенных ситуациях строгость необходима.

Однако следует понимать, что нежелание ребенка что-либо делать, может быть банальным результатом неумения родителей увлечь малыша. Значит, нужно учиться!

Родом из детства

Конечно, эти  и подобные им советы — лишь малая  толика тех знаний, которые необходимы родителям в непростом деле воспитания ребенка.

Главное помнить, что в этом процессе не бывает мелочей, а само приучение ребенка к труду не просто необходимость, а один из важнейших этапов становления его личности.

И если задача психологов докопаться до сути проблем, корни большинства из которых лежат в детстве, то цель любящих родителей — сделать так, чтобы этих проблем было как можно меньше!

Источник: http://zoj.kz/populiarnie/rebenok/1184-kak-priuchit-rebenka-k-trudu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.