Как научить ребенка контролировать эмоции

Содержание

Как научить детей контролировать свои эмоции

Как научить ребенка контролировать эмоции

Памятка предназначена для родителей, дети которых не способны самостоятельно контролировать свое чрезмерное эмоциональное поведение. В ней даны практические рекомендации по снятию психологического напряжения, приступов агрессии и гнева. а также советы по воспитанию таких детей.

С чего следует начать:

  • Обозначьте четкие стандарты поведения.

Ребенок должен иметь четкие критерии для оценки своих действий. Например, если его поведение наносит вред ему, другим людям или окружающей среде, то он обязан остановиться и подумать, что делает не так. Когда правила не установлены или трудны для понимания, детям очень сложно себя контролировать.

  • Постоянно будьте «на связи» с ребенком. Пристальное внимание к ребенку позволит вам вовремя его успокоить, и тем самым облегчит вашу педагогическую задачу.
  • Дайте ребенку возможность расслабиться.

Внутренне напряжение мешает продуктивному обучению. Очень важно дать ребенку расслабиться перед педагогическим воздействием. Создайте для него в доме «успокоительное пространство» из любимых книг, рисунков или других вещей, которые его радуют и, следовательно, успокаивают.

Если ваш ребенок слишком расстроен, чтобы успешно заниматься с вами – дайте ему время успокоиться.

Родители чаще всего забывают о завершающем, самом важном этапе эмоционального воспитания – регулярной «тренировке» полученных навыков «укрощения» сильных эмоций в повседневной жизни. Рекомендуется постоянно проводить со своим ребенок «разбор полетов» по каждому чрезмерному волнению и учить «наизусть» те слова, интонации и действия, которые помогли его преодолеть.

Стратегии для контроля над эмоциональным состоянием

  • Счет про себя. Скажите ребенку закрыть глаза и мысленно досчитать до 10 или 15. Это предоставит ему время, чтобы успокоиться, а также ему будет на чем сосредоточить мысли.
  • Обучайте хобби. Учите его навыкам досуга или хобби, которыми можно заняться, когда начинается нервное перенапряжение и «нужно взять перерыв». Возможные примеры: ведение дневника, решение кроссворда, раскладывание пасьянса, собирание пазла, нанизывание бусин на нитку или складывание одежды (успокаивает некоторых детей и очень полезный жизненный навык сам по себе).
  • Медитативное глубокое дыхание. Научите ребенка глубокому дыханию, когда он или она делает глубокий вдох, говоря «Спокойно», а потом очень медленно делает выдох, говоря «Злость прочь». Повторить.
  • Закрыть глаза и представить мирную сцену. Педагог или родитель описывают сцену спокойствия (или молчат, если ребенок это предпочитает). Например: «Мы на красивом пляже, смотрим на волны, которые набегают и убегают… набегают и убегают… Небо такое синее, солнце греет твое лицо».
  • Прогрессивная мышечная релаксация. Специальные упражнения, когда нужно на несколько секунд очень сильно напрягать, а потом на несколько секунд расслаблять различные группы мышцы, начиная от ступней и до головы. Напрягите группу мышц как можно сильнее и держитесь так секунды три, затем отпустите и расслабьте мышцы. Повторить.
  • Упражнения на медленную растяжку. Потянуть руки над головой, в стороны, достать до пола и досчитать до пяти. Повторить.
  • Физические упражнения. Прогуляться, сделать упражнения из йоги, побегать по беговой дорожке, десять раз прыгнуть через скакалку.
  • Переключение. Дайте ребенку несложное задание, которое требует простой физической активности, но никак не связано с речью (даже вербальные дети могут терять способность к устной речи от эмоционального напряжения). Возможные примеры: раскрашивание, надувание мыльных пузырей, сжатие предметов, сортировка предметов, раскладывание кубиков в коробку и так далее.
  • Написать или нарисовать, что ты чувствуешь. Поощряйте ребенка написать, как он себя чувствует, или изобразить это с помощью рисунка.
  • Быстро/медленно. Дайте ребенку задание выполнять простые движения очень быстро, а затем очень медленно. Например, потереть руки друг о друга, сжать ноги руками, сжимать и разжимать кулаки и так далее.
  • Только шепот. Сесть (или лечь) в темном помещении рядом с ребенком и говорить только шепотом. Возможно, ребенку лучше лечь на подушки на полу или на напольный мешок.
  • Ритмичные движения. Попрыгать на гимнастическом мяче, покачаться, походить туда-сюда, покачаться на качелях (очень важно проявлять осторожность и никогда не предлагать эти занятия после проблемного поведения, чтобы ребенок не начал демонстрировать его для того, чтобы получить доступ к ним).
  • Слушать музыку в наушниках. Позвольте ребенку послушать успокаивающую музыку в наушниках в затемненной комнате. Также может быть полезно разрешить ребенку надеть повязку для глаз во время прослушивания музыки.

Управление детским гневом: тонкая настройка вместо подавления

Естественная реакция ребенка, как и любого человека – противостоять любым формам контроля над своими чувствами. В это трудно поверить, но лучший способ справится с детским гневом – перестать пытаться управлять им.

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/kak_nauchit_detey_kontrolirovat_svoi_emocii.html

Как научить ребенка управлять своими эмоциями

Как научить ребенка контролировать эмоции

Большинство детей очень эмоционально реагируют на события, которые происходят вокруг них. Отобрали игрушку – слезы, а могут и кулаки пойти в ход, мама не дала конфету – истерика, услышал что-то смешное – громко смеется, увидел друга – бежит и сильно обнимает.

Чем меньше ребенок, тем свободнее он проявляет свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. В свою очередь, взрослым кажется, что такие бурные чувства неприемлемы. И мы то и дело норовим успокоить ребенка: тише, не шуми, не обнимай так сильно, прекрати реветь и т.

д.

Да и сами родители чаще всего не знают, как правильно реагировать на эмоции ребенка. Кто-то выплескивает раз за разом весь свой бурный поток на малыша, кто-то пытается скрыть свою злость и раздражение и обойтись тихими увещеваниями. Многие боятся открыто говорить ребенку о своем гневе, раздражении, сожалении, чтобы не травмировать его.

Психолог Катерина Мурашова уверена, что сдерживать свои чувства – тоже не лучший выход для родителей. Человек не может не испытывать эмоций, это заложено природой. Также нельзя пугаться отрицательных эмоций и считать их чем-то ужасным. Однако любые эмоции надо учиться распознавать и адекватно на них реагировать.

Управление гневом. 6 советов родителям и детям

Сейчас я практически не читаю научно-популярных книг по психологии и не знаю, что в них пишут. Таких книг очень-очень много, и наверняка среди них есть хорошие, средние и совсем плохие. Но при этом я по возрасту все-таки человек советского прошлого, и воспитана так, что всегда была уверена: уж совсем откровенную глупость в книжке не напечатают.

И вот теперь я в некоторой растерянности, потому что раз за разом ко мне приходят мамы и с совершенно уверенным видом рассказывают, что они в каких-то психологических книжках прочитали, будто родители не должны показывать ребенку свои отрицательные эмоции, чтобы, дескать, его не травмировать.

Статистически мало реально, чтобы все читали одну и ту же книжку. Значит, их таких по крайней мере несколько?

И вот она, данная конкретная мать, изо всех своих сил старается выполнить полезные рекомендации компетентных специалистов. И некоторое время у нее даже получается сдерживаться, и ребенок вроде как и не догадывается, что его мать сейчас раздражена, злится, печальна, в ярости и так далее. Хорошо, если мать, взявшая на себя такую странную задачу, флегматик. А если ближе к холерику?

Вот ребенок раз за разом нарушает какой-то запрет. Мать, памятуя о прочитанном и стараясь соблюсти все «психологические» рекомендации, спокойно говорит:

— Не следует тебе этого делать. Я тебе неоднократно запрещала. И говорила, что это опасно. Мне жаль, что ты не прислушался к моим словам…

Но, разумеется, в какой-то момент возможность сдерживать свои чувства исчерпывается у любой матери. Происходит взрыв.

И тогда бедному ребенку достается единомоментно и за сейчас, и за все предыдущие разы. И вот это его, конечно, по-настоящему шокирует и оставляет в растерянности.

Почему предыдущие двадцать раз она спокойно говорила положить эту вещь на место, а теперь орет как резаная?! Что изменилось?

Если этот цикл повторяется раз за разом, мир начинает казаться ребенку эмоционально и событийно непредсказуемым.

И у него закономерно нарастает тревожность, и либо снижается общая жизненная активность (ребенок боится пробовать), либо, наоборот, нарушения известных запретов становятся все более яркими и демонстративными, а поведение в целом — провокативным.

Зависит это в первую очередь от темперамента и силы нервной системы самого ребенка. Кому-то в ситуации непонимания происходящего легче и естественнее затаиться, а кто-то, не в силах терпеть неопределенность, нарочно «идет на грозу».

Это с одной стороны. Но есть и другая.

Приблизительно с такой же частотой, как и вышеописанные (а иногда это одни и те же люди) ко мне приходят мамы, папы и бабушки вот с каким вопросом:

— Вы знаете, везде говорят про эмоции и эмоциональный интеллект. Дескать, это очень важно, у современных детей с этим проблемы, и их этому обязательно надо учить. Да мы и сами видим, что он у нас чувств других людей совсем не понимает и не учитывает.

Может быть, это у него аутизм? Нет? Тогда синдром Аспергера? Тоже нет? Ну а тогда как же? Надо его учить? Так вот в этом и проблема: как именно учить, нигде толком не написано.

Мы вот купили какие-то картинки якобы для обучения эмоциональному интеллекту, так там какие-то неприятные физиономии нарисованы, он на них и смотреть не хочет, да и мы сами, если честно, тоже. Может быть, вы нам какие-нибудь специальные тренинги порекомендуете или кружок?

Две описанные мною ситуации — это две стороны одной и той же медали.

Эмоции у нас и у животных — это врожденная вещь. Мы не можем их не испытывать. А вот опознанию их и социально правильному с ними обращению надо учить.

И первым по времени и на многие годы главным тренажером в этом процессе для ребенка являются чувства его родителей и других членов семьи. Ребенок видит их, получает их названия, связывает с конкретными ситуациями и своим собственным поведением, учится их вовремя опознавать и адекватно на них реагировать.

Раньше, в больших иерархических семьях и общинах, это обучение происходило естественным образом, так как слишком многое в жизни маленького «низкорангового» ребенка напрямую зависело от эмоционального состояния окружающих его старших людей, и из своих собственных интересов и безопасности он учился их «читать». Теперь эта система по вполне понятным причинам начала давать сбои.

Что же делать? Разумеется, все равно учить. Как?

Тут в особенно сложной ситуации оказываются родители, которые честно признаются: «Да я и сам(а) социально неловкий(ая). Далеко не всегда могу опознать свои и чужие чувства.

И часто реагирую неправильно, попадаю в дурацкие ситуации. Собственную жену (мужа) понимаю через четыре раза на пятый, а уж тещу (свекровь) – так и вовсе никогда.

Мне все время кажется, что она (он) разводит черт те что на пустом месте…»

Что ж, в таком случае придется учиться вместе.

Пункт первый.

Есть эмоции. Их нужно знать. Составьте список известных вам эмоций. Если там окажется меньше 25 наименований — есть над чем поработать. Сорок и больше — хороший результат. Список можно повесить на стену как напоминалку.

Пункт второй.

Ловите эмоции из списка в себе и в мире (как покемонов, помните?) и называете вслух. Вот я злюсь. Вот в этом фильме она в полном отчаянии. Вот осенний лист летит через луч фонаря тихой ночью — восторг! И так далее. Старайтесь почаще делать это в присутствии ребенка.

Пункт третий.

Не врать чувствами! Если вы слегка раздражены, так и говорите: меня это слегка раздражает. Если вы в ярости, то и демонстрируете именно ярость, а не легкое раздражение. Если вы равнодушны к пятому за вечер рисунку, который принес ваш ребенок, то именно ваше равнодушие он и видит.

Пункт четвертый.

Эмоции существуют, это не обсуждается. Все проистекающие из них чувства приемлемы. Но дальше развилка — есть приемлемые и неприемлемые способы выражения этих самых чувств и эмоций.

Причем набор приемлемых и неприемлемых способов меняется в зависимости от эпохи, места, культуры, даже просто семьи. Ваша задача — описать, рассказать, показать ребенку, куда, собственно, он попал.

Какой набор тут принят, какой нет.

Пункт пятый.

Чем меньше ребенок, тем конкретнее должно быть обучение.

Отрицательные чувства, пример:

Когда ты злишься, ты можешь (приемлемые способы выражения злости):

  • заорать и затопать ногами,
  • убежать в другую комнату или ванную,
  • швырнуть свою игрушку,
  • сказать: я зол, не трогайте меня сейчас.

Ты не можешь (неприемлемые способы):

  • пнуть ногой собаку,
  • ударить младшую сестру,
  • швырять на пол вещи родителей.

Положительные чувства, пример:

Когда тебе очень нравится незнакомый ребенок или взрослый, ты можешь (приемлемые способы выражения симпатии):

  • сказать ему комплимент,
  • предложить поиграть (и не настаивать, если он откажется),
  • угостить чем-нибудь, если это возможно по обстоятельствам,
  • предложить свою помощь (и не настаивать, если помощь будет отвергнута).

Ты не можешь (неприемлемые способы):

  • начать душить его в объятиях или лезть к нему на колени,
  • требовать, чтобы его внимание принадлежало только тебе или чтобы он играл только с тобой,
  • заставлять, уговаривать его есть или делать то или другое.

Пункт шестой.

Обязательное положительное подкрепление с вашей стороны на любое адекватное действие ребенка в рамках пункта четыре.

«О, я видела, что тете очень понравился твой комплимент по поводу ее действительно чудесной шляпки».

«Ты убежал от конфликта с младшей сестрой, и я уверена, что в данном случае это было отличным выходом. Нам с отцом понравилось, как быстро и четко ты среагировал».

Обязательное отрицательное подкрепление неверных, с точки зрения вышеописанного алгоритма, действий.

«Тетя просто не знала, куда деваться от твоих поцелуев, а мне было ужасно стыдно».

«Я просто в шоке — мой сын пнул Жучку, любящее его и ни в чем не повинное существо, потому что ему, видите ли, не дали вторую конфету. Иди ко мне скорей, Жученька, я буду тебя жалеть. А вот тебя, сын, я сейчас, после такого, видеть не хочу».

Никакие кружки или тренинги этого не заменят, поверьте.

Катерина Мурашова

www.snob.ru

Источник: https://ihappymama.ru/kak-nauchit-rebenka-upravlyat-svoimi-emotsiyami/

Как научить ребенка контролировать свои эмоции?

Как научить ребенка контролировать эмоции

Многие дети эмоциональны, но если чадо выражает эмоции слишком бурно и делает это на людях, то это может стать настоящей проблемой для родителей. Но решить её вполне возможно.

Варианты нормы

Прежде всего, стоит понимать, что для ребёнка любые необычные или новые вещи – это нечто удивительное. А эмоции – это всего лишь реакция на всё неизвестное или радостное. И подавлять их полностью точно не стоит, в противном случае ребёнок станет равнодушным ко всему и просто упустит множество весёлых моментов детства, которое и без того проходит быстро.

Поэтому негромкие возгласы, восторженные высказывания или похлопывания в ладоши допустимы, уместны и полезны. Но если чадо прыгает до потолка, громко кричит или выдаёт страшные звуки, делая всё это на людях, то это может быть неприятно, причём не только для родителей, но и для всех окружающих, в том числе и для незнакомых людей.

Почему важно научить ребёнка контролировать себя?

Зачем, вообще, контролировать эмоции? В детстве бурное их выражение допустимо и простительно, но во взрослой жизни чрезмерная эмоциональность может сильно помешать. И если вы хотите, чтобы ребёнок вырос адекватным и сдержанным человеком и  добился успехов, то с ранних лет учите его контролировать себя и соблюдать границы дозволенного.

Что делать родителям?

Как научить ребёнка контролировать эмоции?

Полезные советы родителям чрезмерно эмоциональных детей:

  • Прежде всего, следует чётко определить и обозначить границы дозволенного, то есть объяснить, что можно делать, а чего не стоит, особенно публично. Если чадо будет понимать, что хорошо, а что плохо, то скоро он усвоит простые истины и будет вспоминать о них в ситуациях, в которых эмоции обычно просятся наружу. Конечно, маленькому ребёнку поначалу будет сложно, но если вы будете периодически напоминать ему о рамках и ласково объяснять, что он делает не так, то проблема решится, хотя далеко не сразу.
  • При каждом удобном случае объясняйте ребёнку его чувства, чтобы он научился переживать их более спокойно. Например, если у него что-то не получается, то можно сделать упор на то, что и у вас тоже такое бывает, и это нормально. Также расскажите, что если малыш успокоится, наберётся терпения, немного потренируется и попробует всё начать сначала, то всё задуманное удастся. И обязательно объясните, что эмоции свойственны всем людям и являются вполне нормальными, но человек отличается от животных именно тем, что может мыслить и контролировать себя.
  • Научите чадо выражать свои эмоции словами. И это намного интереснее, нежели кричать и топать ногами. Так, если ребёнок чему-то очень рад, то он может сказать или негромко воскликнуть что-то типа: «Как я рад!», «Я в восторге!» или «Это здорово!». Если же эмоции негативные, то и для них можно подобрать подходящие фразы, например: «Какая досада!», «Как мне не повезло!» или «Это очень печально!». Но сначала родители должны каждый раз напоминать о словесном выражении, чтобы малыш постепенно его освоил. Так, когда ребёнок начнёт кричать или топать ногами, остановите его и спросите, что он чувствует в данный момент. Он начнёт рассказывать и отвлечётся от бурной радости или, наоборот, гнева.
  • Всегда поддерживайте ребёнка, уважайте его чувства и эмоции. Больше с ним разговаривайте, чтобы он рассказывал о том, что его тревожит. Если он будет периодически выговариваться и делиться с мамой или папой, то потребность в бурном выражении эмоций отпадёт, он научится их переживать, пусть пока с посторонней помощью.
  • Начните с себя и показывайте положительный пример. Если мама или папа будут бурно реагировать на некоторые ситуации, то ребёнок сделает вывод, что это нормально, и такое его мнение будет вполне закономерным. Так что следите за собой и не допускайте чрезмерно бурного выражения своих эмоций, тогда чадо будет брать пример с вас и тоже научится быть сдержанным.
  • Обязательно давайте выход эмоциям чада, ему просто необходимо их выплёскивать, ведь сдерживать всё в себе – крайне вредно, особенно для не до конца сформированной и неокрепшей детской психики. Самый простой, очевидный и лучший способ выплеска – это игры. Можно выбирать практически любые, но всё же лучше предпочитать такие, в которых не нужно определять победителя, ведь соревновательные моменты могут усугубить ситуацию и сделать эмоционального ребёнка агрессивным. Можно просто бросать друг другу мяч, прыгать на батуте, играть в «догонялки» и так далее.
  • Закрепляйте достигнутое, поощряйте успехи. Например, если ребёнок смог сдержаться и вместо криков сказал фразу, описывающую эмоции, то сделайте акцент на том, что он всё сделал правильно, значит, может считаться умным и взрослым человеком. Также вы можете дополнить сказанные слова своими, чтобы кроха понял, что всё сделал правильно, и его чувства дошли до вас и были оценены.
  • Если ребёнок не просто чрезмерно эмоциональный и темпераментный, а нервный и агрессивный, причём как дома, так и в садике или в школе и в любых общественных местах, то есть смысл показать его детскому психологу или неврологу. Специалист проведёт осмотр и обследование и при необходимости назначит седативное (успокоительное) средство.

И помните, что только работа и терпение родителей помогут ребёнку научиться сдерживать эмоции.

Источник: https://brjunetka.ru/kak-mozhno-nauchit-rebenka-kontrolirovat-emotsii/

Также смотрите:

Как можно улучшить эмоциональную регуляцию ребенка с аутизмом?

Профилактика истерик: как перехитрить взрывное поведение у человека с аутизмом

Проверочный список для определения причин агрессивного поведения

Как преодолеть повышенную тревожность и панику при аутизме?

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

АВА-терапия и поведение, Воспитание детей с аутизмом, Методики и лечение

Источник: http://outfund.ru/kak-nauchit-rebenka-kontrolirovat-svoi-emocii/

Учим ребёнка управлять своими эмоциями

Как научить ребенка контролировать эмоции
Иногда возникают ситуации, когда ребенку следует тихонько себя вести, не бегать, не прыгать, не кричать. Но у него не всегда получается выполнять все эти требования. Родителям важно научить своих крошек управлять эмоциями.
Слишком эмоциональным людям очень тяжело жить в обществе.

Что уж говорить про маленьких детишек, когда некоторым взрослым тяжело сдержать себя. Случаются иногда такие моменты, что ребенок начинает слишком капризничать от того, что ему что-то не купили, он становится неуправляемым от невыполненных желаний.

Поэтому еще с малых лет ребятам необходимо учиться контролировать свои эмоции.

Не запрещайте, а направляйте

Когда ребенок еще совсем маленький, ему очень сложно справиться со своими эмоциями, которые накрывают его как будто морские волны. родительская задача – помочь малышу овладеть эмоциями. Самых больших трудностей родителям доставляют негативные эмоции карапуза, которые проявляются криками, слезами или физической агрессией.

Когда возникают такие истерики, мамы и папы просят своих малышей успокоиться и не капризничать. Но такой подход к решению проблемы совсем не дает результатов. Ведь подумайте сами, что даже взрослые люди не могут мгновенно успокоиться по чьей-то просьбе.

Кроме этого, запрет на проявление негативных эмоций также отрицательно влияет на ребенка. Позднее свою агрессию он может выплеснуть на животное или другого человека. Еще хуже, если она выплеснется на самого ребенка в виде депрессий или психосоматических заболеваний.

По этим причинам не следует запрещать ребенку проявлять свои негативные эмоции, а лучше учите его направлять их на мирные цели.

Реакция родителей на детский плач

Как действовать мамам и папам у которых ребята злятся или плачут от обиды? Родителям просто необходимо признать право малышей на проявление этих чувств. Несмотря на то, что причинами для плача послужили совсем глупые и незначительные ситуации.

Ведь такие ситуации, как потерянная самая любимая игрушка, ссора с друзьями или неудачная попытка что-то сделать самому, являются пустяковыми для родителей, а для малышей – это самое большое горе. Никогда не следует говорить своему ребенку, что хорошие детки не вредничают или мальчишки никогда не плачут.

Такие фразы только прививают ребенку стыд к проявлению своих чувств, и он начинает скрывать их от взрослых.

Сочувствуйте

Даже если ваш ребенок злится или грустит, он должен знать, что его любят и он не одинок. Сделайте так, чтобы малыш понял, что вы всегда рядом.
Обязательно эмоции ребенка необходимо называть словами.

Тогда он не будет кричать и лить слезы, а просто скажет, что он расстроен или чем-то рассержен. Если же ваш малыш уже бурно проявляет свои эмоции, не стоит спрашивать причины возникновения такой ситуации. Пусть он «проревется» и «побушует».

Когда ребенок успокоится, с ним можно будет уже поговорить о случившемся.

Учитесь просить прощения

Самым лучшим примером в этом будут близкие и родные люди – мама и папа. Для того чтобы ребенок научился правильно проявлять свои эмоции, он должен видеть хороший пример своих родителей.

Для ребенка очень важно знать, что его отрицательные эмоции не будут вызывать негативных реакций у мамы и папы. Если родители достойно переносят бурные эмоции своего чада, он начинает понимать, что негативные эмоции не несут вреда ни ему, ни окружающим людям.

Такое поведение помогает ребенку быть более уверенным в своих силах.
Но взрослые люди не железные. Родители также могут взорваться эмоциями. Если вы немного прикрикнули на ребенка, немедленно попросите у него прощения за это.

Таким примером вы научите его справляться со своими эмоциями, а если он не прав, просить прощения у тех, кого обидел.

Эти упражнения помогут снизить тревожность и научат ребенка управлять своими эмоциями:

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК» Есть хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Эта игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к.

они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца.

«Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела.

«Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

УПРАЖНЕНИЕ «АПЕЛЬСИН»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает…». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

УПРАЖНЕНИЕ «СДВИНЬ КАМЕНЬ»

Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая… мягкая… отдыхает…». То же самое проделывается с левой ногой.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. В нашей группе «Штаны на лямках» мы публиковали и другие упражнения для расслабления — посмотрите. Желательно такие упражнения выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется). Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

—-

То, насколько мы умеем контролировать свое эмоциональное состояние, влияет и на наше самочувствие, и на взаимоотношения с окружающими. Не секрет, что вспыльчивому, не сдерживающему свой гнев человеку гораздо сложнее обрести близких друзей, создать семью и вообще найти свое место в социуме.

Это, конечно же, не значит, что детей с малых лет нужно учить скрывать свои негативные переживания. Нет, любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом, и на физическом уровне. Задача родителей – научить ребенка управлять своими эмоциями, научить его выражать свои переживания в социально приемлемой форме.

Так, накопившуюся злость и гнев можно выразить, например, в игре, в результате чего вред никому не будет нанесен, а польза для освободившегося от негативных переживаний будет огромной.

Ниже приводятся игры, которые помогут ребенку научиться управлять своими эмоциями, как позитивными, так и негативными. Играть в них можно в семейном кругу или с друзьями ребенка. В таких играх очень важно, чтобы ребенок не ощущал запрета на выражение своих отрицательных переживаний, не ожидал, что это будет осуждено или осмеяно.

Учим управлять эмоциями с помощью игр:

ИГРА «ПРИНЦЕССА НЕСМЕЯНА»

Среди играющих выбирается один водящий. Он будет принцессой Несмеяной. В соответствии с ролью его задача – постараться не засмеяться ни при каких условиях. Остальные игроки – клоуны. Они стараются всеми возможными способами рассмешить принцессу Несмеяну. Единственное условие: до Несмеяны нельзя дотрагиваться, т.е. щекотать водящего запрещено.

Эта игра не только полезна для того, кто играет роль Несмеяны, так как учит его управлять эмоциями, но и для остальных игроков, так как дает неограниченные возможности для проявления их фантазии и нестандартного мышления. Также в этой игре дети учатся уходить от стереотипов в общении (если Несмеяна не реагирует на «смешные» рожицы, значит, нужно придумать что-то еще).

ИГРА «СЕРДИТЫЕ ТИГРА И ВЕСЁЛЫЕ МЕДВЕЖАТА»

Перед началом игры нужно выделить место, которое будет обозначать логово тигра. Для этого можно использовать обруч или простую веревку, сложенную на полу в форме круга. Если игроков несколько, то для каждого нужно приготовить «логово» или сделать его достаточно большим для того, чтобы туда поместились несколько детей.

По команде ведущего игроки превращаются в сердитых тигров (при этом они должны находиться в своем логове). Тигры изображаются так, как их представляют себе играющие. При затруднениях можно показать, что у тигров есть острые когти (напряженные согнутые пальцы), острые зубы, а еще когда они сердятся, то у них напряжены все мышцы и они громко рычат.

По следующей команде ведущего игроки превращаются в добрых и веселых медвежат. Они выходят из логова тигра и «оказываются» на лесной поляне, где можно отдыхать, играть и веселиться. Такие превращения из тигров в медвежат и обратно можно повторить несколько раз.
—- Подобные игры очень хорошо учат детей контролировать свое поведение и управлять эмоциями.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/413885970-32216313/

Как научить ребёнка контролировать эмоции ?

Как научить ребенка контролировать эмоции

Эти и многие другие вопросы с завидной периодичностью возникают у родителей.

Хотелось бы отметить, что в последнее время тема эмоционального развития одна из самых обсуждаемых в родительских кругах. И нынешнее поколение имеет гораздо меньше запретов на проявление чувств.

Например, мальчикам уже можно проживать утрату так, как оно задумано природой, то есть плакать. И это замечательно.

Однако, большая нагрузка здесь ложится на родителей, которые порой вынуждены лавировать между решением разрешать ребёнку эмоции и своими внутренними установками, усвоенными в детстве. Вот и получается борьба между “плакать – хорошо…” и “пацан не должен плакать…”

Настроение ребёнка

Тема эмоций очень близка к теме настроения. Однако, это не одно и тоже. Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс, который проявляется не очень ярко, но создаёт   эмоциональный фон. И то того, какое настроение ребенка сейчас проявляется во многом будет зависеть и его поведение.

Создавать ли настроение ребенка какие бывают способыегоформирования?

Влиять на настроение мы можем, и стоит это делать, потому что на положительном эмоциональном фоне даже негативные эмоции будут проявляться менее ярко и интенсивно.

Способы поднятия настроения детей

  1. Превратите обычное дело в игру – избитый совет, но о нём забывать не стоит. Например, капризному малышу, который не хочет одеваться, куртка, конечно с помощью мамы или папы, может говорить: «Я не хочу на тебя залезать вообще, оставь меня в шкафу». Скорее всего, ребёнок включится в игру, и захочет «заставить» противную куртку одеться на себя.

  2. Создайте предвкушение чего – то интересного. Выходя из дома в школу по пути можно зайти в магазин, или найти интересный предмет, или сыграть с мамой в снежки. Выбирайте, что будет привлекательным конкретно для вашего ребёнка.
  3. Пойте вместе песни. Забавно, но факт. Это поднимает настроение как детей, так и взрослых.

    Не зря на праздниках много поют!

  4. Отличный вариант —  рассказать детям настроении человека – что это такое, откуда он берётся и как ребёнок сам может на него влиять. Преподнесите рассказ в виде сказки о плохом настроении. Вот пример такой сказки.

    Сюжет может быть разным, дети часто сами включаются в игру и начинают придумывать продолжение истории.

Жила – была девочка, и у нее звалось плохое настроение. Она капризничала, и плохое настояние росло. И уже совсем не знали, что с ним делать.

Потому что оно стало таким большим, что заняло почти всю квартиру! Много способов испробовали (сюда стоит включить варианты, которыми вы обычно пробуйте улучшить настроение ребёнка), а победить его смогли только улыбкой, смехом и добрыми делами.»

Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста характеризуется тем, что они ещё не могут управлять возникающими чувствами. В дошкольном периоде как раз идёт освоение социальных норм их проявления.

Эмоциональные переживания детей как правило проходят очень ярко, можно даже сказать бурно, и далеко не каждый родитель может их вынести. Замечательно то, что эта бурность, как правило сглаживается их непродолжительностью.

То есть, эмоции дошколят можно охарактеризовать двумя словами : быстро и сильно.

Зная эту особенность, общаться с ребёнком станет проще. Помните, на сколько сильно сейчас ребёнок страдает и плачет, на столько ярко будет смеяться и радоваться.

Как переключить ребёнка с одной эмоции на другую?

  1. Отвлеките, заинтересуйте его чем- то, используйте эффект неожиданности: смотри, а что это такое?!!!
  2. Предложите заняться любимым делом – посмотреть мультик, сыграть в интересную игру, сходить в магазин.

    Но будете внимательны – используйте разные варианты, чтобы малыш не научится манипулировать вами с помощью капризов.

  3. Ещё один действенный способ – предоставить выбор без выбора.

    То есть спросите плачущего по поводу мультика ребёнка что он хочет есть на ужин – творог или блинчики.

Социальные эмоции – что это?

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста – тема отдельного разговора.Основная задача здесь – научить ребёнка выражать эмоции социально приемлемыми способами. Если это не удалось сделать до школы, ничего страшного – научиться этому можно и позже.

Наверное, ни для кого не будет сюрпризом, что возникновение эмоций мы контролировать не можем. А вот выбор форм их проявления контролю поддаётся, хотя не всегда просто.

Здесь основной эмоциональный репертуар в малыша закладывают родители, в соответствии со своим представлением о том, что хорошо, а что нет. Можно плакать или нет, как и где проявлять агрессию и вообще быть эмоциональным или сдержанным.

Как ни странно, вся гамма чувств, которую мы испытываем, сводится к нескольким словам, их образно объединяют в две группы.

  1. Негативные эмоции детей: страх, гнев, печаль и их оттенки.
  2. Позитивные эмоции детей: радость и её оттенки.

Как правило, научить выжать социально приемлемо стараются негативные эмоции. Но не забывайте, что негативная – не значит плохая! Все эмоции естественны и нормальны. Не создавайте запрета на них!

Как родителям научить ребёнка правильно проявлять эмоции

Дайте ребёнку понять, какую эмоцию он сейчас испытывает, проговорите это. Если он сам не может подобрать описание своих ощущений, помогите ему. Задайте вопрос: «Ты сейчас злишься?» «Тебе страшно?». Подберите правильное описание состояния

Учите ребенка проговаривать, что именно ему не нравится или не устраивает.

Спросите, что ему сейчас хочется сделать. Ударить кого-то, заплакать, убежать. Покажите, как можно заменить социально неприемлемое действие на нормальное. То есть ударить человека нельзя, а вот стукнуть подушку – пожалуйста.

Не ругайте за проявление эмоций! Поверьте, зажатая внутри злость причинит гораздо больше вреда в будущем, чем разбитый стакан или крик.

Предложите помощь и уточните у ребёнка, нужна она или нет. Порой мы пытаемся навязать что-то детям, а это ведёт к ещё большему раздражению.

Пожалейте или оставьте в покое. А иногда достаточно просто побыть рядом.

Не поддерживайте истерики – если крики и слёзы приводят к получению желаемого результата они закрепляют подобное поведение.

Сами проговаривайте свои эмоции и выражайте их социально приемлемо. Помните, дети берут пример с родителей.

Как мы в центре развития детей и молодёжи К.О.Т. работаем с эмоциями?

Развитие эмоций у детей одно из направлений наших базовых тренингов.

В группе на тренинге «Властелин Эмоций» ребята учатся понимать себя, выражать свои чувства и говорить о них, понимать причину возникновения.

Интересно, что у злости, грусти, радости, страха есть свой «домик» в теле, то есть место, где мы можем физически ощутить эмоцию. Важно об этом знать и уметь правильно отслеживать своё состояние.

Чувства и эмоции у ребенка – важная тема. Осознанные родители уделают этой сфере развития личности большое внимание, и не зря. Ведь эмоциональное развитие тесно связано с уверенностью в себе, здоровьем человека, да и вообще с тем, на сколько счастлив он будет по жизни.

С заботой о вас, психолог центра развития детей и молодёжи К.О.Т. Денис Визер

Источник: http://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/kak-nauchit-rebenka-kontrolirovat-emotsii/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.