Как изменилась школа за последние 15 лет

Содержание

Школьники в СССР и России: как изменилось молодое поколение за 50 лет

Как изменилась школа за последние 15 лет

Психологи назвали главные черты, отличающие школьников в СССР и в России.

Любой родитель, глядя на современных школьников, нет-нет да и вспомнит — а вот в мое время, эх… Подобные сравнения обычно получаются не в пользу нынешних детей. Вузы и школьные учителя подливают масла в огонь: мол, раньше дети бы умнее и учились лучше, а это поколение кроме интернета и соцсетей ни на что не пригодно.

Чем на самом деле отличаются нынешние школьники от советских, выяснили эксперты Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики.

На 50 лет назад

Просто опираться на память и впечатления в таких сравнениях недостаточно! Все же знают, что раньше и небо было чище, и трава зеленее. Поэтому психологи решили пойти другим путем и воспроизвели одно из классических советских исследований:

— Ровно 50 лет назад, в 1967 году известный профессор психологии Даниил Эльконин и его коллеги опубликовали исследование о школьниках, — рассказывает Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства.

— В течение двух лет они наблюдали за учениками одного класса (сперва это был 4-ый класс, затем 5-ый), и изучали «чувство взрослости» — то есть их желание быть, казаться и действовать, как взрослые.

Мы повторили это исследование, но уже по современным стандартам, и более строго фиксировали все, что видели.

Бунтари или паиньки

Как обнаружили исследователи, 50 лет назад школьники 11-12 лет на самом деле гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные.

— В 60-х годах пятиклассники хотели, чтобы с ними обращались, как со взрослыми — чтобы учитывали их мнение, относились к ним с уважением, — рассказывает Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства. — Современные дети скорее считают себя маленькими или «промежуточными», для них детство — гораздо более привлекательный период, чем взрослость, которую они видят как состоящую из множества обязанностей и отсутствия времени.

Проявляется такое чувство взрослости по-разному:

— Советские подростки показывали более осознанное отношение к учебе. С одной стороны, к учебе относились серьезно.

Но с другой стороны, были и бунтари, которые протестовали против этого и обесценивали школу, — перечисляет Катерина Николаевна.

— Сейчас же мы отмечаем довольно жесткое влияние родителей и школы, ориентированной на академические достижения. Современным детям обесценивать школу просто не позволяется! Поэтому они делают все задания аккуратно и вовремя.

Впрочем, дело не в том, что нынешние школьники более послушны. Они, так сказать, более ушлые: понимают, что им «дешевле» следовать правилам, чем бастовать и устраивать революции. А для поведения, которое не приветствуется дома и в школе, существует интернет.

Послушные или самостоятельные

Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов:

-Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, вертикальная иерархическая система: «взрослый — тот, кто рулит, я — тот, кто подчиняется», — отмечает Катерина Поливанова. — Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. Они к этой ситуации критически относятся.

С другой стороны, у наших бабушек и дедушек было в разы больше обязанностей по дому. В 60-е годы пятикласснику приходилось и уборкой заниматься, и обед себе если уж не приготовить, то как минимум разогреть. Нынешние дети от такого освобождены:

— Современные дети вообще мало бывают дома. Они более загружены учебой и дополнительным образованием, — поясняет Александра Бочавер.

— Но если раньше кружки основывались на желаниях ребенка — «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…

» (это стихотворение про выбор — в какой кружок идти), то сейчас за детей выбирают родители, ориентируясь на то, что, как им кажется, поможет выбрать востребованную или престижную профессию.

Одинаковые или разные

В чем еще часто упрекают нынешнюю школу, так это в том, что она подчеркивает социальное расслоение. Мол, раньше, все ходили в одинаковой форме и не выпендривались, а сейчас сплошное соревнование — у кого iPhone круче и кроссовки моднее.

— Социальное расслоение было и тогда, просто очень богатых людей было гораздо меньше, они реже встречались. Основная масса жила действительно на одном уровне, — считает Катерина Поливанова.

— Мое мнение, что социальное расслоение транслируется детям сверху, от родителей.

И если взрослые говорят: мы бедные или, наоборот: мы богатые, вчера разбогатели, сегодня будем это всем демонстрировать, — конечно, это будет на детях сказываться.

В целом, современные пятиклассники оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад. Среди них есть как более взрослые, так и совсем еще дети! Наши же бабушки и дедушки в этом возрасте были ближе друг к другу.

Изчезающие взрослые

На вопрос, почему школьники так изменились, исследователи отвечают просто — сама жизнь стала другой.

— Сегодня работать на конвейере, грубо говоря, нужно далеко не всем. А такая работа значит, что нужно прийти вовремя, точно выполнять свои трудовые функции, то есть делать все то, что требуется от взрослого, — подытоживает Катерина Николаевна.

— Сейчас же экономический рост происходит за счет другого, за счет творчества. А свежие идеи человек может производить и в 15 лет, и в 30, и в 60. Граница между возрастами размывается.

И взрослые — в том смысле, это те люди, которые несут ответственность, пунктуальны, которые делают что от них требуется — это, увы, уходящая натура.

Школьники тогда и сейчас.
 

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

А вам какая школа больше нравится — советская или нынешняя?

Сергей МАЛИНКОВИЧ, секретарь ЦК партии «Коммунисты России»:

— Мне нравится советская и не нравится нынешняя. Советская школа выпускала патриотов и тружеников, а сегодняшняя — бездельников и стяжателей.

Дмитрий ГУЩИН, «Учитель года России-2007»:

— В СССР школы занимались по единым программам, давали единый культурный код. Плюсом была апробация нововведений, они не делались в один день. Нынешняя школа больше учитывает индивидуальность ребенка и ориентирована на его выбор.

Андрей КОЛЯДИН, политолог:

— Мне больше всего нравится школа жизни. Она в отличие от советской менее идеологизирована. А в отличие от современной — менее религиозна.

Сергей ИВАШКИН, заместитель директора самарской вальдорфской школы:

— Советские школы были одинаковы за редким исключением. Сейчас школы разные с точки зрения философии образования.

Александр ШЕПЕЛЬ, доктор биологических наук:

— В советской школе было много бесплатных кружков, где можно было заниматься любимым делом. Сейчас все зависит от денег.

Сергей ЯЗЕВ, директор астрообсерватории ИГУ:

— Мне нравится нынешняя школа в той части, где она использует лучший советский опыт. Ведь методика и многие учителя остались еще из советской практики.

Роза МАКУЛОВА, учитель с 40-летним стажем:

— В советское время родители и дети жили для школы. Ответственнее подходили и к педагогам, и к учебе.

Анатолий БАРОНЕНКО, директор школы с 50-летним стажем:

— Двумя руками за советскую школу — она наследовала традиции царской гимназии. Знания давали фундаментальные, а сейчас «практические компетенции». Цельной картины у ученика нет.

Александр ЯКИМОВ, ветеран Великой Отечественной войны:

— Когда я учился, в школе было семь классов. После этого уже можно было в техникум поступать. Но мы успевали и алгебру выучить, и географию, и физику. А правнуки по любому вопросу в интернет лезут.

КСЕНИЯ КОНЮХОВА

Источник

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/shkolniki-v-sssr-i-rossii-kak-izmenilos-molodoe-pokolenie-za-50-let

Школа двадцать лет спустя: взгляд учителя, пришедшего в школу в 90-е годы

Как изменилась школа за последние 15 лет

Школа — это в первую очередь здание, классы, коридоры, спортивные залы, столовая, мебель, методические пособия и много других предметов и вещей, без которых невозможно себе представить школьное здание.

Если вернуться в прошлое и пройтись по классам и коридорам, одолеет тоска и уныние.

Чем я могла воспользоваться тогда, двадцать лет назад, проводя уроки русского языка и литературы? Мел, доска, старые портреты классиков, небольшие репродукции картин, самодельные карточки для индивидуальной работы — вот весь арсенал, доступный учителю тогда.

Перенесемся в наше время и совершим экскурсию по той же школе. Интерактивная доска, компьютер с доступом в интернет, принтер, диски, аудио- и видеозаписи теперь привычные атрибуты каждого урока.

Безусловно, это огромный плюс. Оснащение учебных кабинетов стало более современным.

Это дает возможность учителю качественно и эффективно проводить уроки, делая занятия содержательнее, интереснее, нагляднее.

Какими стали наши дети

Школа — это еще и ученики. Приглядимся к ним повнимательнее. Вместо пестрой, разноцветной толпы подростков, заполняющих коридоры в девяностые годы, мы увидим одетых в форму детей.

Введение обязательной формы одежды значительно облегчило жизнь родителей, избавило многих детей от комплекса неполноценности из-за низкого материального состояния семьи, сделала их собраннее и дисциплинированнее. Современные ученики мало интересуются внешним видом своих одноклассников.

Их внимание приковано к телефону, планшету, плееру. Они не расстаются с наушниками, не выпускают из рук мобильники ни вовремя уроков, ни на перемене.

Наши «продвинутые» дети прекрасно разбираются в компьютере, но с большим трудом формулируют свои мысли. Устные и письменные высказывания, чтение классиков, увлечение поэзией — все осталось там, в двадцатом столетии.

Но я в корне несогласна с теми скептиками, которые с горечью утверждают, что нынешнее поколение деградировало. Мой учительский опыт дает право утверждать: ученики не стали хуже, они просто стали другими.

В каждом классе по-прежнему встречаются слабые и ленивые, талантливые и трудолюбивые.

Среди подростков есть наркоманы, алкоголики, хулиганы, но основная масса детей ведет здоровый образ жизни, отказывается от курения и употребления алкоголя, занимается спортом, мечтает об успешной карьере.

Без родителей никуда

Ну как не вспомнить о родителях. Их роль в формировании личности ребенка по-прежнему остается значительной. Ведь именно в семье закладываются основы нравственности, прививаются навыки, воспитывается характер.

Педагог дает знания, помогает советом и корректирует действия пап и мам. Изменились ли родители сегодня? Несомненно! Ускорение темпа жизни, кризис, материальные проблемы влияют на отношения внутри семьи. Не остается времени на общение, возникает непонимание, конфликтные ситуации.

Многие родители обвиняют школу, перекладывая на нее всю ответственность за промахи и ошибки своих детей. Преподавательская деятельность в глазах общественности принимает статус сферы обслуживания, теряет уважение и авторитет.

Хотя объективности ради надо отметить, что родители в наше время встречаются разные — так же, как и двадцать лет назад.

Что произошло с учителем

Ни для кого не секрет, что школа держится на учителе. Как же изменения в обществе повлияли на облик педагога? Активное внедрение в образовательный процесс новых технологий, инновационные программы, современные формы и методы обучения заставляют учителей постоянно учиться, перестраивать свои уроки, повышать профессиональный уровень.

Сегодня невозможно работать в школе без знания компьютера, умения заполнять электронные журналы и дневники. Современный учитель вырос профессионально, но при этом, на мой взгляд, утратил что-то важное и необходимое. Несколько десятилетий назад мы были внимательнее и добрее.

У преподавателя хватало времени на личное общение с каждым ребенком, была возможность проводить бесплатные дополнительные занятия с отстающими учениками. Теперь все иначе.

Чтобы справиться с потоком новой информации, вовремя сдать бесконечные отчеты, разобраться в постоянно меняющейся форме аттестации, педагог сутками проводит время за компьютером, откладывая беседы по душам на потом. Чтобы выжить и прокормить семью, нагружает себя часами, отказываясь от безвозмездных внеурочных занятий.

Претерпел значительные изменения и возрастной состав педагогического коллектива. Маленькая зарплата и большой объем работы делают специальность учителя непривлекательной для выпускников. Школа держится на старых кадрах, молодой учитель — большая редкость.

Прогресс не остановить. Не стоит с ностальгией оглядываться в прошлое. Надо брать из него все хорошее и двигаться вперед.

Об авторе: Беляева Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы в школе 30 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/67-1-0-6102

Что сейчас сдают выпускники российских школ? За 15 лет своего существования ЕГЭ изменился до неузнаваемости

Как изменилась школа за последние 15 лет

Система поступления в высшие учебные заведения до появления ЕГЭ выглядела так. Сначала выпускники должны были сдать экзамены в школе, через несколько недель — в вузы, причем, как правило, сразу в несколько.

У некоторых вузов существовали «потоки» — можно было сдать экзамены в один институт, провалиться и после этого попробовать себя в другом месте или на другом факультете того же института. Иными словами, абитуриентам приходилось жить в постоянном экзаменационном стрессе по два месяца и порой сдавать за это время более десяти разных экзаменов.

Итоговые оценки выпускных экзаменов можно было сразу же выкидывать — в институтской жизни на них никто не обращал внимания (если, конечно, ученик не получал золотой медали).

Такая система не могла обеспечить всем школьникам равные возможности: выпускникам из регионов приходилось ехать на экзамены в Москву или другой крупный город — и они выбирали не те места, где по-настоящему хотели бы учиться, а те, которые ближе находятся. Москвичи имели возможность готовиться к поступлению с преподавателем из желаемого вуза, и нередко «репетиторство» было завуалированной формой взятки: вместо знаний дети получали «протекцию» на вступительных экзаменах.

Единый госэкзамен задумывался как решение проблемы с доступностью высшего образования для школьников во всех регионах страны и как способ победить коррупцию в вузах. Для этого было решено изменить форму выпускных экзаменов и сделать их заменой вступительным испытаниям.

Первый — экспериментальный — ЕГЭ провели в 2001 году. Тогда же были сформированы базовые принципы единого госэкзамена.

В отличие от традиционных выпускных экзаменов ЕГЭ учащиеся должны были сдавать в помещении незнакомой школы, а работы отдавали на проверку незнакомым с детьми учителям. Сам экзамен в большой степени состоял из тестов с несколькими вариантами ответов.

Результаты ЕГЭ выпускники могли направить в разные вузы, избежав поездок в незнакомый город и длительных вступительных испытаний.

Почему ЕГЭ критиковали?

Мало какая реформа подверглась такой сильной критике, как реформа выпускных экзаменов.

Больше всего противников реформы раздражала «угадайка» в новом экзамене — по их мнению, с помощью тестов невозможно проверить реальные знания школьников, не говоря уже об их способности «мыслить нестандартно» и творчески подходить к решению проблем.

Критики ЕГЭ упирали еще и на то, что учителям придется заняться натаскиванием детей на тесты и из-за этого упадет общий уровень образования. «Схематичность подготовки ведет к схематичности знаний.

А такие знания не нужны ни родителям, ни самим школьникам, ни вузам, ни работодателям, ни стране», — говорил, например, в 2013 году вице-спикер Госдумы и профессор МГУ Иван Мельников (КПРФ, от которой он избрался, еще при обсуждении реформы заняла нетерпимую позицию по отношению к ЕГЭ). 

Родители жаловались еще и на то, что экзамен теперь больше похож на военную операцию и оборачивается для детей жутким стрессом. В регионах недоумевали, почему ЕГЭ можно сдать только на русском, а не на национальном языке.

Одна из таких жалоб в 2009 году дошла до Верховного суда: жительница Татарстана Аида Камалова посчитала, что запрет сдавать экзамен на татарском языке нарушает права ее дочери, а также ставит ее в неравное положение по сравнению с теми, кто в школе учится на русском.

Суд посчитал, что проводить ЕГЭ только на русском языке законно.

Среди безусловных сторонников единого госэкзамена не оказалось даже президента России Владимира Путина (именно он подписал закон о введении единого госэкзамена).

В 2014 году Путин обещал подумать об отмене ЕГЭ для тех, кто не собирается в вузы; в 2015-м признавал, что экзамен все еще не идеален, а в 2016-м и вовсе заявил, что если бы ему пришлось сейчас сдавать экзамен, он бы предпочел тянуть билет, а не проходить через ЕГЭ.

Не добавили популярности ЕГЭ и скандалы, которые теперь ежегодно сопровождают экзаменационный период. В 2009 году СМИ сообщали о нашествии «100-балльников» из Чечни, Дагестана и Ингушетии.

Утверждалось, что они поступали сразу в несколько вузов и при этом не могли написать без ошибок даже формальное заявление (Любовь Глебова, которая тогда возглавляла Рособрнадзор, называла эти сообщения «мифом»).

Аномально высокие баллы за экзамен в некоторых регионах привели к появлению «ЕГЭ-туризма», когда школьники за несколько месяцев до выпускных экзаменов переводились в школы других субъектов федерации. В 2011 году задания к ЕГЭ по математике утекли в интернет, а за деньги можно было получить и ответы к экзамену.

В 2013 году произошел скандал вокруг экзамена в Ставрополье: на досрочном ЕГЭ в регионе было семь 100-балльных работ, причем право на досрочный экзамен было выдано одним и тем же врачом. Среди досрочников оказались дети чиновников.

Скандалы вокруг выпускных экзаменов стали появляться в том числе потому, что новая система дала возможность отслеживать результаты. ЕГЭ так и не стал действенным средством от коррупции, но дал возможность ее заметить и поймать за руку тех, кто получает школьные аттестаты обманным путем.

Как менялся ЕГЭ?

Изменения в ЕГЭ вносились на протяжении всего времени его существования. Большинство из них скорее напоминали косметические правки, однако за 15-летний срок изменений накопилось столько, что ЕГЭ в его сегодняшнем виде стал мало похож на тот экспериментальный экзамен, который впервые проводился в 2001 году.

Ученики санкт-петербургской гимназии № 168 во время репетиции ЕГЭ по русскому языку

Сергей Куликов / Интерпресс / PhotoXPress

Из ЕГЭ постепенно исчезает тестовая часть. В этом году задания с несколькими вариантами ответов были лишь по 7 предметам из 14; эта часть исключена из экзаменов по русскому языку, математике, литературе, истории, географии, обществознанию и информатике. Со следующего года тестов не увидят и те, кто сдает физику, химию и биологию.

По словам министра образования Дмитрия Ливанова, со временем от тестов в экзамене откажутся совсем. «Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена всех вариантов по всем предметам», — говорил он в 2014 году газете «Известия».

В итоге в ЕГЭ останется только часть B, которая требует простых ответов и проверяется компьютером, и часть С, где школьникам нужно дать развернутый ответ (его проверяют два независимых эксперта).

Ливанов также рассказывал, что в ЕГЭ по гуманитарным предметам в будущем появится устная часть, что сделает экзамены очень похожими на те, что сдавали 15 лет назад по билетам. 

Наконец, претерпела изменения и идея ЕГЭ как единственного экзамена, который придется сдавать школьникам. Одиннадцатиклассникам все равно приходится писать выпускное сочинение — теперь уже для того, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Некоторым выпускникам приходится еще и сдавать вступительные экзамены.

Права проводить собственные испытания добились пять учебных заведений: Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, МГЛУ, МГЮА имени Кутафина и Нижегородский лингвистический госуниверситет имени Добролюбова.

Вместе с этим правом в вузы вернулись коррупционные риски, а выпускники из регионов снова должны ехать в незнакомые города и сдавать там экзамены.

Источник: https://meduza.io/feature/2016/06/02/chto-seychas-sdayut-vypuskniki-rossiyskih-shkol

Как изменились подростки за последние 100 лет?

Как изменилась школа за последние 15 лет

«Перемены – основа жизни», – заметил Анатоль Франс. Нравится нам или нет, а все на свете меняется, и дальновидные ученые фиксируют масштабы перемен. Вот и подростковый возраст не остался без внимания. Мы решили приглядеться к подросткам прошедшего столетия: кто знает, может быть эта картина изменений заставит нас задуматься о связи событий.

Какой ум в здоровом теле?

Несколько лет назад Medical News Today познакомили своих читателей с результатами исследования форм тела и размеров подростков. Основой эксперимента стало сравнение последних данных Британского института стандартов от 1978 года и современных замеров с использованием 3D-сканнера.

Выяснилось, что современные дети в среднем на 5 см выше своих сверстников из прошлого. Кроме того, значительно увеличился средний вес детей: объемы тела стали больше почти на 10 см. Сегодня очень рано происходят половые изменения формы тела: уже в семилетнем возрасте видны существенные отличия в строении тела мальчиков и девочек.

Тимоти Хаттон, профессор Эссекского университета, считает увеличение роста положительной тенденцией, поскольку это первичный показатель укрепления здоровья популяции.

А вот в интеллектуальном развитии ребенка прогресс сомнителен: руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ отмечет критическое падение интеллекта основной массы детей вкупе со снижением общего уровня образованности и культуры.

Высокий уровень демонстрируют лишь те дети, с которыми много и усиленно занимаются по специальным программам, включая работу с коучами и психологическими тренерами.

Безопасность вчера и сегодня

Ученые пришли к неутешительному выводу: сегодня подростки подвергаются большей опасности, чем их одногодки из прошлой эпохи.

Причин множество: это и развитие технологий, и расслоение общества по материальному признаку, и ухудшение экологии, и переизбыток разнородной информации.

Ни в революционное, ни в советское время не было такого количества преступлений против детей, а что такое «киднепинг» наши бабушки не знали вовсе.

Однако тревогу вызывают не только внешние факторы, но и собственное поведение современного подростка.

Государственная статистика ужасает: сегодня суицид занял третью позицию в списке самых распространенных причин детской смертности. 54% восьмиклассников регулярно принимают алкоголь и знакомы с наркотическими веществами.

По данным официальной статистики в России 57% беременностей заканчиваются абортом, и каждый 5 аборт делает ребенок до 18 лет.

Психологи отмечают, что проблемы подростков коренятся в неуправляемом, инфантильном поведении. Многие подростки не способны противостоять психологическому нажиму взрослого или сверстника. Социолог Е.В.

Харитонова указывает на поразительны данные: даже в полных семьях каждый шестой подросток страдает от отвержения со стороны родителей.

Позиция занятых взрослых «не до тебя» мешает ребенку повзрослеть, наработать необходимую осмысленность поведения, научиться решать проблемы, а не убегать от них в опьянение или ранние половые связи.

Что делать после школы?

Чем занимались ребята после школы и приготовления уроков в советское и перестроечное время? Гуляли во дворах, играли в подвижные игры, посещали бесплатные секции, кружки, бегали в кино.

Выходные проходили в театре или цирке с родителями, а во время каникул можно было отлично отдохнуть в пионерском лагере.

Оздоровительные лагеря не прекращали свою работу даже во время Великой отечественной войны! С 50-х годов стали популярны тематические вечера и встречи, воскресные чтения, клубы по интересам.

Что делают во внешкольное время современные дети? Сидят за компьютером. Либо это соцсети, либо компьютерные игры.

Рекреационная инфраструктура сегодня представлена заведениями для азартных и компьютерных игр, ночными клубами, барами и ресторанами – где здесь место подростку? Исследователи отмечают, что неорганизованный досуг провоцирует развитие отклоняющегося поведения у молодежи. Повезло тем детям, рядом с которыми сегодня находится неравнодушный взрослый, обучающий их вариантам организации свободного времени.

Личная жизнь

Подростковый возраст – удивительная пора постижения тайн межличностных отношений и переживания первой любви.

В это время закладывается отношение к семейным ценностям, во многом определяется мировоззрение.

Многие исследователи склонны противопоставлять целомудренное отношение к пробуждению половых чувств в советское время развращенному сегодня, однако реальность все же несколько сложнее.

Прошлое столетие началось в «стране победившего секса»: после революции Ленин и Троцкий обсуждают пути сексуального освобождения населения, в Петрограде проводятся шествия лесбиянок, в школах вводится секспросвет. Авторитет семьи планомерно разрушается, и только к концу двадцатых годов в СССР побеждает культ долгих ухаживаний и возвышенной дружбы

А что же сегодня? Главный врач СПб ГБУЗ ДКДЦ «Ювента» Павел Кротин сетует, что в соцсетях дети 11-12 с поразительной легкостью обсуждают интимные вопросы, а 15-тилетние вполне благополучные девочки часто меняют 4-5 партнера.

Вкупе с этим наблюдается колоссальное разочарование в семье и семейных ценностях: из 10 тысяч опрошенных подростков свыше 2% не хотят иметь детей вовсе, у большинства наблюдается обесценивание отношений между мужчиной и женщиной.

В списке ценностей «любовь» подростки разместили на последнем, 10-м, месте.

Жизнь в обществе

Психологи убеждены: подросткам свойственна повышенная потребность в общественном признании. Жажда приобщиться на правах равного к настоящей, взрослой жизни заставляла подростков в период Первой мировой и Великой отечественной войны рваться на фронт, в мирное советское время создавать отряды тимуровцев и коммунаров, принимать активное участие в самоуправлении школ и детских организаций.

Начиная с периода «перестройки» условия для удовлетворения этой потребности разрушаются, что приводит к неутешительным последствиям.

По сравнению с 70-ми годами, на 25 % снижается самооценка современных подростков, возникает гипертрофированная тяга к замкнутому образу жизни либо к общению в «стае» сверстников, проблемой становиться умение осознанно сделать выбор.

Психологи констатируют: задержка личностного самоопределения вызывает развитие тревожности, агрессивности, замкнутости. В жизни подростков XXI века необходимо должен присутствовать мудрый и надежный наставник, который сумеет направить потребность в признании в русло самореализации и продуктивной деятельности.

Стивен Кинг говорил, что человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. Программа сопровождения «Система выбор» учитывает все сложности нашего агрессивного и бесконечно меняющегося мира и готова предложить вашему ребенку необходимые механизмы для полноценной жизни. Записывайтесь на курс-интенсив сегодня – выбирайте осознанное завтра!

Источник: http://blog.smart-course.ru/teenagers-have-changed/

Как изменились дети за последние 10 лет

Как изменилась школа за последние 15 лет

Каждое поколение считает, что раньше «и небо было синее, и трава зеленее», а дети лучше воспитаны. Давайте разберем по пунктам, так ли сильно изменились ребята, которые сейчас приходят в школу.

Отношение к учебе

Наверное, никто в школьные годы не любил сидеть за партой, потому что есть занятия интереснее: погонять в футбол, поиграть в куклы, телевизор посмотреть. Ученик будет учиться, если будет заинтересован предметом, и это не зависит от времени, когда он родился.

Нынешние первоклассники после нескольких месяцев учебы называют любимыми такие предметы:

1)    физкультура;

2)    рисование;

3)    информатика.

Раньше разброс был чуть большим: еще одним интересным предметом называли математику. Но набор любимых уроков легко объясняется: младшеклассник, который только оказался в школе, еще не выработал усидчивость. Поэтому в младшей школе предпочтительна игровая форма проведения занятий, а также частые переключения на активные виды работы: зарядка, групповая игра и т. д.

Увлечение информатикой тоже логично: в современном мире все большее место занимают компьютеры, мобильные телефоны, разработка новых и оптимизация существующих операционных систем. Поэтому на вопрос «Кем ты хочешь стать?» часто можно услышать ответ о том, что ребенок хочет делать новые компьютерные игры.

В старших классах приоритеты в учебе смещаются к тем предметам, которые будущий выпускник выбрал для ЕГЭ.

Дети уже повзрослели и осознали, что для их дальнейшего образования и карьеры, оказывается, нужно учиться, потому подходят к этому вопросу не менее тщательно, чем их предшественники 10 лет назад.

Выбранные предметы изучаются детальнее, чем раньше: неопределенность и незнание того, какие вопросы попадутся на ЕГЭ, мотивируют.

Отношение к отдыху

В вопросе проведения свободного времени родители всех поколений были недовольны тем, как чадо проводит свой досуг. Тридцать лет назад ребенка звали с улицы книжку почитать, десять лет назад выгоняли из-за компьютера на улицу. Сейчас так же часто предлагают прогулки на улице, но отрывают от планшета или компьютера.

Современность такова, что практически у каждого ребенка школьного возраста есть личный гаджет. Хорошо это или плохо пока сказать сложно: последствия такого массового увлечения человечество увидит только через несколько лет.

Теперь при беседах о правилах дорожного движения детям чаще напоминают о том, что при переходе дороги нельзя слушать музыку в наушниках или играть в игры на смартфоне.

У детей реже возникает потребность в живом общении: чаты, соцсети, мессенджеры позволяют завести друзей по переписке в любом уголке мира. Также из-за этого у детей атрофируется умение передавать эмоции вживую, уменьшается словарный запас: обилие и постоянное обновление смайликов и тематических картинок просто убивает необходимость описывать настроение и испытываемые эмоции.

Отношение к книгам

Старшеклассники, вероятно, еще вспомнят «гугл» старого времени — Большую Советскую Энциклопедию, а первоклашки вряд ли поймут, зачем было писать 50 толстенных томов, ведь есть интернет.

Отношение к бумажным источникам информации у современной молодежи скептическое. Книга – это дорого. Книга – это время, потраченное на чтение, анализ и запись полученных знаний.

Все чаще, при реферативных видах работ, источниками информации указывают сайты и чаще всего Википедию. Там проще и быстрее найти информацию по интересующему вопросу. Дети не задумываются о полноте и правдивости таких данных. Эта тенденция печальна.

Если ребенок заинтересован чтением, то он будет читать либо с экрана мобильного телефона, либо на электронной книжке, потому что интересные книги в твердом переплете, на качественной бумаге, сложно купить из-за их стоимости да и незачем, как им кажется. Иногда встречаются дети, которые не прочитали, а прослушали книги, которые задавали на лето.

Выводы

За последние годы дети не стали хуже или лучше. Всегда будет казаться, что «вот мы в их годы!». Школьники просто изменились, адаптируясь под современное общество. Ученики продолжают любить болеть, чтобы не ходить в школу. Детям нравится общаться с друзьями.

Ребята стали лучше знать свои права, требуют относиться к ним, как к взрослым. На деле — это стимул для учителя воспринимать ученика как равного, пусть еще и маленького и разрабатывать новые методы работы с учетом изменений в поколении, которые помогут привлечь внимание и мотивировать школьников учиться.

Источник: https://stranatalantov.com/news/kak-izmenilis-deti-za-poslednie-10-let/

Современная школа — изменения за последние 20 лет

Как изменилась школа за последние 15 лет

В общеобразовательных учреждениях по старой доброй традиции стараются придерживаться исключительно консервативных взглядов. Однако изменения, произошедшие за последние двадцать лет, стали причиной кардинальных перемен в российской школе.

В списке ключевых нововведений, которые произвели настоящий резонанс в обществе, нельзя не отметить замену годовых контрольных и экзаменационных работ на индивидуальные тесты ОГЭ и ЕГЭ. Если ранее четвертый класс числился формально (после третьего переходили в пятый), то сегодня приходится учиться одиннадцать лет от звонка до звонка.

Произошли и другие изменения, на которые нельзя не обратить пристального внимания.

Внешний вид

Стандартную школьную форму, принятую в советские времена, перестали носить в далеких девяностых годах. Однако процесс «перестройки» образовательной системы затронул и этот важный момент.

В современной школе ввели образец опрятного внешнего вида (темный низ, белый верх). У мальчиков – белые рубашки с черными или коричневыми брюками. Девочки обязаны приходить в юбках темного фасона и светлых блузках. В отдельных учебных заведениях предусмотрена традиционная форма. Средняя стоимость одного комплекта составляет порядка 6 тысяч рублей.

Тематические тетради

Полученные знания конспектировали в чистые рабочие тетради. В этих тетрадках решались различные математические задачки и выполнялись домашние задания. Что-то из отголосков прошлого осталось прежним и по сей день, а кое-что существенно поменялось.

В качестве дополнения были разработаны печатные тетради, с которыми нужно обязательно ходить в школу. По внешнему виду они напоминают учебники с мягкой обложкой, но внутри имеются выделенные области, которые необходимо заполнять от руки. В заданиях не нужно расписывать длинные предложения – достаточно только вписать нужное слово или цифру.

Участие родителей будет более активным

Обычно учащиеся имели возможность самостоятельно справиться с выполнением домашних заданий или подготовиться к уроку. Помощь со стороны требовалась в редких случаях и носила исключительно добровольный характер. Именно в таком первозданном виде были разработаны программы начальных школ.

В нынешней ситуации родителям придется помогать своим отпрыскам в решении многих технических моментов. Например, в ходе выполнения «новых» домашних заданий необходимо сделать фотографии или распечатать информацию для создания презентаций на заданную тему. Поэтому без непосредственной помощи взрослых школьникам явно не обойтись.

Обучение по другим методикам

В предыдущие годы за основу использовались единые образовательные программы, которые входят ныне в целую группу методических разработок, известных под общим названием «Школа России». Авторские методики (например, учебные пособия Занкова) иногда внедрялись, однако основной упор в процессе изложения материала на них не делался.

Начиная с 2014-го года, такие методы в начальной школе были признаны неэффективными. Аргументировано это тем, что годовые контрольные работы все учащиеся всегда пишут одинаковые.

По этой причине были разработаны учебно-методические комплексы, которые, по заверениям их создателей, должны предоставить детям необходимый объем базовых знаний за полные четыре года.

 При этом последовательность и интенсивность изложения материала в разных школах немного различается.

Иностранный язык введут раньше

По устаревшим программам-методичкам не было предусмотрено изучение иностранных языков – только в специальных языковых школах наблюдалась подобная практика.

Однако «светлые умы» научного просвещения решили изменить укоренившийся стиль образования. Начиная со второго класса, данная дисциплина включена в перечень обязательных предметов.

Плохо это или хорошо, покажет время, но существует вероятность, что подобное нововведение может дать хорошие результаты.

Предметы

Для младших учеников школ постоянно проводились увлекательные уроки природоведения, трудового обучения и физкультуры. Так было всегда, но глобальные перемены полностью изменили взгляд на такие привычные вещи.

Отныне трудовые занятия называются технологией, а уроки природоведения, которые так нравятся детям, заменил собой новый предмет – окружающий мир.

Учащимся будут преподавать не просто знания о природе, а такие вещи, как правила противопожарной безопасности, российскую символику и изобретение велосипеда.

Также появилась сравнительно новая дисциплина под названием «Основы светской этики» или «Основы религии». К примеру, в еврейской школе дети будут изучать иудаизм.

Денежный вопрос

Во все времена группы продленного дня и пользование библиотекой было условно бесплатным. Сегодня многое изменилось: большая часть расходов ложится на плечи мам и пап.

В списке платных «услуг» можно отметить пошив формы, закупку необходимого количества учебных принадлежностей (тематических тетрадей, новых учебников, материалов для изобразительного искусства и технологии).

Украшение класса, проведение дополнительных занятий, экскурсионные поездки и организация детских праздников также будут оплачиваться за счет родительских сборов.

Про бесплатное питание для младших учащихся можно забыть. Эти прекрасные времена канули в прошлое. Если завтраки для ребят стали платными лишь наполовину, то обеды в столовой обходятся существенно дороже. В средней школе принята разная форма оплаты: в одних учреждениях введены специальные карточки на питание, в других – наличные и оплаченные квитанции.

Введение электронных дневников

Раньше ученики пользовались стандартными дневниками, куда записывали расписание уроков и домашние задания, а учителя выставляли оценки. В некоторых школах классные руководители по окончанию четверти вклеивали в дневник листок с перечнем оценок.

В наше время планируют ввести в обиход электронную версию дневника, который без проблем можно будет просматривать в онлайн-режиме (например, с компьютера, планшета или смартфона). Родители самостоятельно смогут контролировать успеваемость ребенка и будут видеть, какие задания необходимо выполнить на дому.
Новые технологии

В девяностые годы на переменах или при отсутствии учителя играли в основном в тетрис или тамагочи. Однако подобные увлечения наказывались, а электронные игрушки изымались из личного пользования.

С первого класса в школу ребенок приходит с планшетом или стильным смартфоном, и это уже не считается диковинкой. Несмотря на запрет использования гаджетов, отобрать их не имеют право – потом не рассчитаются. Наличие подобных устройств не является обязательным условием, но первоклассник без смартфона в кармане может стать объектом насмешек.

Многонациональный состав учеников

За всю историю развития образовательной системы школьные предметы преподавались на русском языке, так как для большинства учащихся и их семей это был основной язык.
Однако на сегодняшний день ситуация в корне поменялась.

В крупных населенных пунктах приблизительно четверть всех учащихся – дети из других стран. По этой причине далеко не все «заезжие» ребята владеют русским языком на достаточном уровне.

Проблема является достаточно острой, потому что детей мигрантов в школу зачастую брать отказываются, несмотря на то, что подобное отношение является нарушением прав человека.

Второй шанс для двоечников

Раньше оставить на второй год по причине плохой успеваемости могли всего за одну двойку в табеле, которую не удалось исправить перед началом нового учебного года.

Сегодня, чтобы нормально закончить школу, учащимся предоставили возможность вовремя «реабилитироваться». Основанием для отказа в переводе на следующий год является только наличие двух двоек.

Помимо этого, избежать наказания за плохие отметки возможно, если перевести ребенка в коррекционный класс или подтянуть хвосты на домашней форме обучения.

В старшей школе слабых учеников на второй год оставлять запрещено (в особенности после окончания 9 и 11 классов), даже если у них имеется неудовлетворительная оценка одновременно по нескольким предметам – в этом случае их попросту переводят на занятия в вечернюю школу.

Самостоятельность нынче не в моде

Практически всегда ребенок добирался до учебного заведения самостоятельно (особенно актуально это было в сельской местности). При этом, приходя домой, быстро съедал приготовленный обед и отправлялся на различные кружки коротать время до прихода взрослых с работы.

Сегодня самостоятельность юных учеников проявляется чаще всего в третьем классе. Однако нередко можно встретить, как девочку-шестиклассницу под дверями школы встречает бабушка, и это нормально.

Однако порой диву даешься, как второклассник ловко прошмыгивает в метро и спокойно едет до нужной остановки.

Образовательные «услуги»

Принято считать, что учебное заведение не только является местом, где ребенок осваивает азы грамотности, но и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса.
Современная школа придерживается иного мнения. Она снимает с себя ответственность за качество образования, оставив себе право заниматься непосредственно предоставлением общих знаний согласно разработанным методикам.

Этот крайне важный момент является, по сути, главным отличием современной школы от учебных заведений образца 1996 года. Сегодня ничего не происходит просто так.

Нельзя однозначно считать, что если ребенок демонстрирует хорошую успеваемость, то он в самом деле сможет научиться чему-то стоящему.

Наравне с этим не нужно полагать, что если у школьника в дневнике мелькают одни тройки, то он как-нибудь сможет дотянуть до окончания учебного года.

Образовательный процесс необходимо держать под контролем с обеих сторон. К сожалению, во многих школах практически не учат детей учиться, поэтому непосредственное участие родителей играет здесь немаловажную роль.

by HyperComments

Источник: https://lancmanschool.com/sovremennaya-shkola/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.