Дети и экология

Содержание

Экология для ребенка: мероприятия, викторины, стихи, сценки. Как рассказать детям об экологии

Дети и экология

Экология для ребенка ассоциируется с цветами, растениями, домашними животными. Прежде чем осуществлять экологическое просвещение, необходимо поговорить с детьми о звездах, воде, воздухе, солнце.

Экология для детей дошкольного возраста – это бабочки, кузнечики, муравьи, красивые цветочки.

Природа является общим домом для всех живых существ. Человек должен бережно относиться к ним, не допускать разрушения гармонии и единства.

Экология для ребенка – сложный предмет, поэтому воспитатель во время занятий рассказывает о ее важности, значимости. Педагог отмечает, что между комарами, бабочками, съедобными и ядовитыми грибами, волками и зайчиками есть связь.

Детские поэты о природе

Замечательные стихи про экологию для детей есть у Бориса Заходера. Вот отрывок его произведения:

Все-все,

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны…

Человек не может жить в современном мире без применения природных богатств. Эти стихи про экологию для детей – повод задуматься о том, что именно от человека зависит красота и гармония в природе.

Предлагаем сценарий по экологии для детей младшего школьного возраста. В рамках декады экологии можно провести интересную игру по станциям.

Путешествие в страну «Экоголиков» начинается с разделения ребят на четыре команды. Они выбирают капитана, придумывают название и эмблему, связанную с экологией.

Каждой группе вручается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения «экологической тропы». Дети должны ответить на все вопросы, тогда они смогут попасть в страну «Экоголиков».

Ребята должны угадать пение соловья, воробья, сороки, вороны. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу.

Вторая станция называется «Угадай меня»

Ребятам предлагаются загадки, посвященные живой природе:

  1. Желтое и теплое, но не цыпленок (солнце)..
  2. Зимой и летом одним цветом (елка).
  3. Красная Наташка в зеленой рубашке (клубника).

За правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Викторина по экологии проводится старшеклассниками.

Третья станция — «Береги лес!»

Ребятам предлагается викторина по экологии, посвященная правилам поведения в лесу. Ребята рассказывают, что можно, а что нельзя делать во время прогулки по лесу.

Четвертая станция — «Перевоплощение»

Каждой группе предлагается представить себя в роли птицы или зверя, показать особенности поведения. Присутствующие должны отгадать, какой образ представляет член команды.

Завершается мероприятие для детей по экологии подведением итогов, награждением, вручением призов, грамот, подарков.

Программа «Экология для детей» предполагает проведение тематических бесед, ролевых игр, викторин, которые позволяют ребятам формировать представление о связи человека и живой природы.

Например, на одном из занятий, ребята формулируют правила поведения в лесу:

  • не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей;
  • беречь лягушек, так как они поедают насекомых;
  • не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек;
  • не разорять муравейники;
  • не ломать на деревьях ветки;
  • не оставлять на природе мусор.

Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь.

Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно питаться, беречь и охранять животных, пить чистую воду.

Изготовление кормушек

Каждую осень национальные парки в РФ предлагают для воспитанников детских садов и образовательных учреждений различные конкурсы в рамках «Марша парков».

Например, школьниками создается сценка про экологию, которая связана с жизнью птиц. Затем вместе с родителями они создают домики и кормушки для птиц.

Готовая сценка про экологию демонстрируется другим ребятам, чтобы показать важность и своевременность мер, направленных на защиту природы.

Тема экологии для детей старшего школьного возраста реализуется посредством проектной деятельности. Предлагаем краткое знакомство с материалом, посвященным формированию у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Цели проекта:

  • привлечение внимания к проблеме наркомании среди молодежи;
  • выяснение уровня информированности по данной проблеме;
  • рассмотрение классификации наркотических веществ, механизма их действия на организм человека;
  • выявление причин данного явления в молодежной среде;
  • знакомство с возможными последствиями употребления наркотиков

Методы написания проекта:

  • реферативный;
  • анонимный социологический опрос;
  • исследовательский;
  • применение ИКТ

Проект направлен на повышение уровня информированности молодежи по проблеме наркомании.

В нем представлен теоретический материал по классификации наркотических веществ, способам приема, механизму их действия на организм. Проект имеет практический блок — социологический мини-опрос.

Рассмотрены некоторые причины явления наркомании в молодежной среде, наглядно показаны последствия употребления наркотиков.

Продемонстрирован другой образ жизни молодежи — без наркотиков (на примере деятельности исследовательского клуба), представлены наглядные фотографии ребят, которые нашли смысл своей жизни в исследовательской деятельности. Проект содержит выводы по проблеме.

Данный материал может быть использован в беседах по профилактике проблемы наркомании в молодежной среде.

Если человек будет уважительно относиться к самому себе, он сможет беречь живую природу, заботиться о растениях и животных.

Среди интересных мероприятий, которые можно предложить детям, выделим раздельный сбор мусора. К этой акции воспитатель подключает родителей своих воспитанников. Папы и мамы своим примером формируют у ребенка правильное отношение к утилизации мусора.

В одну коробку укладываются бумажные отходы: бумага, картон. Вторая коробка предназначается для пластика, а третья — для металлических отходов.

Подобные мероприятия способствуют формированию у подрастающего поколения ответственности за мусор, способы его утилизации, рациональность переработки.

Интересным вариантом привития интереса к экологии является проектная деятельность. Предлагаем фрагмент работы школьника «Фонтан для учителя», посвященной сохранению психологического здоровья педагогов.

Введение. Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода, звезды. Прозрачные струйки воды переливаются и куда-то торопятся.

Такая релаксация не только приятна для души, но и благотворно отражается на здоровье. Дети могут часами играть у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж, прохладен.

Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает, заставляет забывать о тревогах.

Мы предлагаем внести в школу частичку живой природы, установив маленькие фонтанчики на столах школьных учителей. Такое незатейливое приспособление внесет в профессиональную деятельность педагога гармонию и покой. Помимо эстетической функции, самодельный настольный фонтан имеет и практическое назначение, ведь он является отличным увлажнителем воздуха.

В чем заключается актуальность темы? Необходимо создавать все условия для релаксации педагогов, чтобы представители этой сложной профессии могли расслабляться во время перемен, настраиваясь на новые трудовые подвиги. Настольный фонтан станет прекрасным средством для снятия стресса, стимулом для настроя учителей на позитив.

Цель работы: создание настольного фонтана для релаксации школьных учителей.

Задачи работы:

  • разработать дизайн настольного фонтана;
  • создать на базе проекта действующую модель;
  • сделать выводы и дать рекомендации по проблеме исследования

Объект исследования: свойства жидкости.

Методы работы:

  • литературный обзор;
  • экспериментальная работа;
  • систематизация и обобщение результатов

Основная часть. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не только для красоты, но и для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

Во время сложного рабочего дня любой учитель мечтает о расслаблении, возможности забыть о своих проблемах и тревогах. Не у всех есть возможность отдыхать на берегу моря, озера, предаваться размышлениям. В качестве отлично работающего способа для расслабления мы предлагаем рассмотреть самодельный комнатный фонтан.

Вода, струящаяся из такого незатейливого приспособления, способна успокаивать психику, благотворно влиять на здоровье. Настольные фонтаны способны стать и отличной профилактикой профессиональных болезней учителей, связанных с дыхательной системой. Для начала был разработан дизайн настольного средства для релаксации.

Наш фонтан состоит из бутылки с водой, трубочек от капельницы и емкости, где будет скапливаться вода. Мы выбрали струйный вариант насадки, чтобы добиться максимального увлажнения воздуха в классной комнате.

Принцип действия основан на законе Паскаля. Во время сжатия бутылки с водой вода под давлением начинает передвигаться по трубке. На другом конце трубки закреплена насадка.

Вода под напором струйками выливается в емкость, декорированную нами в цветочном стиле. Для обеспечения циркуляции воды мы использовали закон сообщающихся сосудов.

Для решения проблемы был сделан обратный ввод в бутылку с помощью трубочки от медицинской капельницы.

Выводы. В данной исследовательской работе приводятся рекомендации и инструкции для самостоятельного создания фонтана у себя дома для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья человека в целом.

Экологическое воспитание подрастающего поколения – важная задача, стоящая перед воспитателями детских дошкольных организаций и учителями общеобразовательных школ.

Для того чтобы в полной мере формировать у подрастающего поколения бережное отношение к живой природе, педагоги разрабатывают программы по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

В рамках таких программ проводятся тематические классные часы, туристические походы, конкурсы, викторины.

Источник: https://www.nastroy.net/post/ekologiya-dlya-rebenka-meropriyatiya-viktorinyi-stihi-stsenki-kak-rasskazat-detyam-ob-ekologii

Год экологии для детей

Дети и экология

2017 год объявлен, как год экологии и год особо охраняемых природных территорий. Информацию об этом можно найти на сайте Минприроды России.

Напомню, что 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в России Года экологии.

Цель года экологии в России

Цель  Года экологии – привлечение внимания к вопросам экологического развития в России, сохранение биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности. Год этот в масштабе Российской Федерации будет организован по двум направлениям:

  • Развитие заповедной системы.
  • Экология в целом.

Российская Федерация по меркам загрязнённости стоит, практически, на первом месте. Кроме того, специалисты отмечают ухудшение состояния почвы, атмосферы и загрязнения водоёмов. Чтобы решить все эти проблемы необходимо:

  1. Предотвратить вырубку лесов, усилив контроль за работой всех лесных хозяйств.
  2. Очистить воздух.
  3. Очистить водоёмы.

Естественно, такие проблемы за один год не решить. Положить начало в работе данных проблем – великое дело.

Год экологии в детском саду

Всем школам и дошкольным учреждениям страны предлагается в работе с детьми проводить чаще мероприятия, посвящённые Году экологии, типа:

  1. Экологический месячник под девизом «Сохраним  природу вокруг нас».
  2. Оформление стендов по темам: «2017 год- Год охраны заповедных территорий», «Заповедные зоны России», «Охраняемы объекты природы» (птицы, животные, памятники природы и т.д.).
  3. Месячники по благоустройству территорий школ и дошкольных учреждений.
  4. Туристические походы в лес, на водоёмы.
  5. Природоохранные акции типа «Посади дерево и сохрани его».
  6. Выставки поделок «Природа и творчество».
  7. Конкурсы рисунков по данной тематике.
  8. Выступление экологических бригад перед родителями и детьми «Думай по-зелёному».
  9. Посещение краеведческого музея.
  10. Фотовыставки по темам «Природа нашего края».
  11. Акция «Огород на окне».
  12. Выставки книг «Природа и экология».
  13. Недели экологии по различной тематике.

И многое-многое другое. Все мероприятия организуются с целью  развития у детей экологических знаний и ценностей, формирование понимания взаимосвязанности человека и природы: забота о природе – забота о человеке, его будущем, воспитания бережного и разумного  отношения к окружающему миру, природным богатствам.

Читайте статью «Экологический подход».

Год экологии задачи

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. Любовь к природе определяется, прежде всего, бережным отношением к ней.

Знакомя дошкольников с природой, взрослые должны учитывать возрастные особенности детей и организовать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

В связи с этим перед воспитателями детей дошкольного возраста ставятся следующие задачи:

  • Воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
  • Развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях родного края, о природном разнообразии страны, формировать бережное отношение к природе, охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Экология в детском саду занятия

Приведу в качестве примера работу педагогического коллектива детского сада «Рябинка», в котором воспитатель Н.И.

систематически проводит с детьми занятия по уходу за комнатными растениями, выращивание зимой огорода на окне, проводит опыты с водой, объясняет дошкольникам явления неживой природы (опытным путём).

В результате занятий по экологическому воспитанию и развитию дети хорошо знают правила поведения в лесу, на водоёме, какую пользу приносят птицы, животные, насекомые. Кроме того, дети узнали цепочку взаимосвязи –гусеницы- насекомые –птицы; трава – вода – дикие животные и т.п.

Экскурсии в парк, на реку, музей, игры-путешествия типа «Мы едем на север» обогатили творческую фантазию дошкольников. Изготовленные игрушки-самоделки из природного материала, принесённого с экскурсий в природу, явились показателем эмоционально-положительного отношения детей к природе.

Созданные ребятами композиции из природного материала стали украшением в группе уголка природы. Дети и родители группы Н.И. систематически принимают участие в районных выставках «Природа и фантазия», «Дары осени». Завершают работу по экологическому воспитанию вечера досуга детей «Люблю берёзку русскую», «Родная природа».

Год экологии беседы с детьми

В семье начинать работу надо с малого: в каждой семье доступно вовлечение детей в уборку территорий не только своего двора, но и близлежащей к дому территории. (особенно там, где нет дворников). Воспитание у ребят навыков культурного поведения на улице, природе и т.

п., знакомство с местными парками, их особенностей, истории создания, посещения водоёмов, правила поведения при купании, соблюдение санитарных норм на берегу и т.п. Неизгладимые впечатления останутся у дошкольников от посещения с родителями музеев, природоохранных зон.

Дома попробуйте провести со своими малышами игры типа «Что? Где? Когда?» — тематика игр может быть  разнообразной. Например: птицы, цветы, травы, заповедные места нашего края. Отвечая на вопрос игры, вы невольно будете обращаться к книгам, интернету и другим видам справок по теме.  При помощи подобных игр дошкольники приобретают навыки работы с книгой, интернетом и т.п.

Прочтите детям художественную литературу на темы экологии: стихи «Храм природы», «В природе столько красоты!», «Берегите землю», «Давайте вместе землю украшать», рассказы для детей  Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно», Лопатина А.А. «Сказы матушки земли», рассказы В.Бианки, М. Пришвина, отрывки из рассказов И.С.

Тургенева «Записки охотника» и многие другие произведения.  Ещё великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение – лучшее учение». Начало этому учению закладывается в семье. Детские впечатления самые устойчивые.

Большой интерес у детей вызывает природа, а книги помогают детям ориентироваться в окружающем мире, развивают пытливость и любознательность.

Летом придумайте с детьми «Путешествие в лесное царство», выезжая на берег реки, озера, проведите акцию «Чистый берег – чистая вода».  В долгие зимние вечера хорошо проводить беседы с детьми о явлениях в природе, погодных изменениях, птицах, животных и прочее.

Чтение книг, совместный просмотр передач о животном и растительном мире дадут повод о дальнейших беседах, которые сплачивают членов семьи. Экологические викторины типа: «Растения вредные и полезные», «Зимующие птицы нашего края» и т.п. останутся в памяти ваших детей на всю жизнь.

Всё перечисленное и многое другое поможет воспитать в детях эмоционально-положительное отношение к природе, культуру поведения в природе, сплотят детей и родителей общностью интересов, оставят прекрасные впечатления от общения друг с другом.

Есть и специальные экологические игры. Например:

  • «Птички на кормушках» -в игре уточняются и пополняются знания детей о зимующих птицах вашего края. По-другому игру можно назвать «Кто обедал в птичьей столовой?». Варианты проведения игры разнообразны. Игра может возникнуть стихийно на прогулке, можно организовать её при помощи картинок, после прочтения рассказов о птицах и т.п.;
  • Настольно-печатная игра «Птицы в природе».
  • настольно-печатная  игра «Пирамидка» — в данной игре устанавливается взаимосвязь солнца, воды, деревьев, травы, бабочек, комаров, гусениц и прочее. Основной вопрос игры «Что будет, если не будет …?».
  • Игра «Угадай правило» — правила поведения в природе:  береги муравейники – муравьи санитары леса; не сбивай грибы, даже несъедобные, они очень нужны природе.
  • «Пищевые цепочки на лугу» — детям даются картинки с изображением птиц, гусениц, насекомых, грызунов и т.п. Предлагается картинки злаковых растений –мышь – хищная птица. Вопрос: «Какая связь между ними» или «Что будет, если не будет мышей? Злаковых растений? Хищных птиц?».
  • Подвижная игра «Журавли — журавли»- ведущий  даёт двигательные задания детям, а дети выполняют их, подойдут игры «Зайцы и волк», «Гуси-Гуси» и т.п..
  • Игры «Чей след?», «Чей силуэт?», «Чей  хвост?»   уточняют знания детей  о частях тела животных и птиц.
  • Отдели домашних птиц от зимующих – позволяют уточнять знания дошкольников о внешнем виде птиц, учат классифицировать их по различным признакам. Подобные игры можно проводить на темы о  животных, растениях, грибах, ягодах, овощей, фруктов и т.д..
  • Игры «С какой ветки листик?», «Листок берёзы (другое дерево) лети ко мне», «К названному дереву беги» формируют понятия о разновидностях деревьев, о разнообразии формы листьев.

Игр перечислять можно бесчисленное множество на закрепление и уточнение знаний о живой и неживой природе, явлениях природы, правил поведения в природе – нужно только желание взрослых.

Проявление их творчества и фантазии. Кроме этого, необходимо понимание, что данная работа развивает познавательные способности детей, воспитывает у них внимание, настойчивость, сосредоточенность, формирует такие качества личности, как организованность поведения, самостоятельность, умения слушать, действовать по сигналу, просьбе, указаниям взрослого, подчиняться правилам.

Источник: http://bukvic.ru/god-ekologii-dlya-detey/

Экология для ребенка: как сделать занятие интереснее?

Дети и экология

Экология занимает важную часть в жизни каждого из нас. К сожалению, молодое поколение зачастую не обращает внимания на такую важную вещь, как окружающая среда.

На улице можно увидеть мусор, который бросают подростки и молодежь, жвачки, которыми травятся птицы, а также другие опасные отходы.

Для того чтобы ребенок знал, как вести себя на улице, а также уважал ту природу, тот окружающий мир, в котором он живет, необходимо с детства проводить уроки экологии. Именно тогда экология для ребенка станет интересным занятием.

Структура урока

Чаще всего уроки экологии проводят для детей в 1-м, 2-м или 3-м классах. К сожалению, многие уроки очень скучные, поэтому дети ничего для себя из этих уроков не выносят.

Экология для младших школьников превращается не в интересный предмет, а в скучное времяпрепровождение. Нужно знать, как правильно построить урок, чтобы детям было интересно в нем участвовать.

Наиболее подходящая структура урока для младших школьников:

  1. Опрос детей и подача теории.
  2. Небольшая игра.
  3. Конкурс: изготовление стенгазет.
  4. Вручение призов.
  5. Небольшая игра.

Такая структура была несколько раз опробована на детях младших классов. Многие заинтересовались экологией и стали принимать участие во внеклассных конкурсах.

Опрос детей и подача теории

Важнее всего — это не сразу приступить к теории, а дать возможность детям высказать свое мнение о том, что же такое экология. К счастью, многие дети даже в 1-м классе имеют точное или более-менее точное понятие о том, что же это за наука.

Только после того как дети выскажут свое мнение насчет того, что такое экология, можно попросить их записать или даже выучить свое определение. Возможно, дети сами спросят, что изучает экология.

Определение для детей имеет множество интерпретаций, одним из самых легких является это:

  • Экология — это наука, которая изучает растения и животных, а также их взаимодействия между собой и с природой.

Если детям будет трудно запомнить определение, то запишите его ярким мелом на доске как тему урока. К концу экологического урока сотрите определение и попробуйте спросить учеников о нем.

Игра для детей на экологическую тему

Экология для ребенка никогда не будет скучной, если ввести в урок небольшую игру. Хорошей игрой является разминка под названием «Встань, сядь», которая поможет детям размяться и физически. Правила игры легки. Учитель или ведущий говорит предложение, а дети встают, если это вредит экологии и садятся, если не вредит. Вот некоторые фразы, которые подойдут для игры:

  1. Петя рвет цветы. (встают)
  2. Катя развела костер в лесу. (встают)
  3. Миша помогает маме поливать цветы. (садятся)
  4. Пчелы делают мед. (садятся)
  5. Мужчины рубят деревья в лесу. (встают)
  6. Маша сажает цветы. (садятся)
  7. Мальчики выбрасывают мусор на улицу. (встают)
  8. Дятлы долбят деревья. (садятся)
  9. Даша бросает в лесу обертки. (встают)
  10. Артем убивает комаров. (встают)
  11. Алена с папой сажают дерево в деревне. (садятся)
  12. Вова очень громко слушает музыку на природе. (встают)
  13. Мальчики сливают в реку лимонад. (встают)
  14. Птицы едят насекомых. (садятся)
  15. Гена плавает в озере. (садятся)

Можно придумать множество фраз для такой игры. Главное в этой игре — это следить за реакцией детей на вашу фразу. Если у ребенка возник спорный момент, он не знает встать или сесть, нужно обсудить это и рассказать, почему что-то плохо, а другое — хорошо.

В конце игры можно прочитать детям поучительный рассказ. Рассказы по экологии для детей можно найти в хрестоматии или придумать самому.

Экологический конкурс

Ребятам будет очень интересно поучаствовать в экологическом конкурсе. Можно разделить класс или компанию детей на несколько команд, каждой выдать цветные карандаши, фломастеры, клей, красивые фотографии или картинки с животными и природой, а также ватман или большой лист.

Дайте детям 15 минут на то, чтобы создать свой собственный плакат на тему защиты природы. Пусть каждая команда выберет себе название, а также капитана, который будет представлять плакат своей команды.

Вручение призов детям

В конце игры наградите детей дипломами или небольшими подарками. Вы можете сами выбрать победителя или устроить ание среди всех ребят. Возможен вариант и «победила дружба», чтобы никому из детишек не было обидно.

Заключительная игра

Под конец, когда дети развеселились, не нужно готовить какую-то подвижную игру. Пусть все сядут на свои места и отдохнут.

Последние несколько минут экологического урока — это хороший момент для того, чтобы показать презентацию или видео про экологию для детей. Современным детям очень интересно смотреть презентации — все, что связано с техникой, очень интересует ребят.

Тем более презентация — это всегда удобно. Каждый слайд — это небольшая микротема. Вы сможете раскрыть экологию во многих сферах.

Сделайте несколько слайдов о том, зачем нужна экология.

Расскажите ребяткам о животных, которые страдают от рук контрабандистов, покажите видео с нашей необъятной и прекрасной страной, которая нуждается в помощи современного поколения, в его защите.

Экология для ребенка станет интересной только в том случае, если потрясет его внутренний мир, если малыш поверит в то, что он может помочь родной и любимой стране.

Итоги урока

В конце вашего урока не забудьте подвести итоги. Самым активным ребятам можно выдать небольшие призы в виде календарика или тетради. Можете просто похвалить ребенка, от этого ему тоже будет приятно.

Обязательно спросите у детей о том, понравился ли им ваш экологический урок. Спросите детей, чему научило их занятие, постарайтесь внимательно выслушать каждого ребенка.

Попросите рассказать о том, почему нужно беречь окружающий мир. Экология для младших школьников может стать очень интересной темой, если правильно провести урок.

Постарайтесь привить любовь каждому ребенку к окружающему миру!

Стенгазеты, которые сделали дети, постарайтесь повесить на видное место в классе, чтобы они еще некоторое время вспоминали о вашем уроке.

Вы можете им изредка напоминать о прошедшем уроке и спрашивать, соблюдают ли они правила поведения на природе. Спросите, заметили ли они пренебрежительное отношение к природе на улице.

Внимательно выслушивайте рассказы ребятишек о своих наблюдениях. Экология для ребенка может стать любимым предметом, интерес к которому нужно всячески поощрять!

Источник: http://fb.ru/article/222243/ekologiya-dlya-rebenka-kak-sdelat-zanyatie-interesnee

Детская экология

Дети и экология

Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу — больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.

Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.

Экология – не детская проблема

Можно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Экологичность ребенка

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.

Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.

Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.

Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.

А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическомувоспитанию, красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.

Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».

Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья — фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.

Несколько фактов о детях и экологии

  • Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
  • Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
  • В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
  • У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.

Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.

Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.

Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.

Купите собачку, котенка, попугая…

Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас — может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.

С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.

Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.

Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей, вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.

Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.

И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.

Источник: http://zeleneet.com/detskaya-ekologiya/14848/

Какое влияние оказывает экология на здоровье детей

Дети и экология

С помощью современных методов экологической эпидемиологии удалось доказать прямую связь между здоровьем детей и различными факторами экологии. Особенно выраженной является гиперчувствительность детей к воздействию окружающей среды в критические периоды роста. Наиболее высокой является данная чувствительность у эмбрионов, а также новорожденных и малышей раннего возраста.

Положительное влияние экологии

Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки. Здесь и взрослые, и дети чувствуют прилив сил. Оказывается, окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние.

Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не зря экологи твердят, что, пребывая в городе, человек не должен быть оторван от природы – он должен в ней растворяться. Именно по этой причине общая площадь зеленых насаждений должна занимать не менее половины территории города.

Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и взрослых оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым для нас представляется воздух после грозы.

Как плохая экология влияет на здоровье

На организм ребенка, его физическое и умственное развитие оказывают большое влияние множественные факторы окружающей среды.

Эти факторы, напрямую воздействуя на многие физиологические функции, оказывают влияние на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и множество других.

Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.

Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами. В первую очередь экологически неблагоприятная обстановка сказывается на состоянии мочеполовой системы. Так, если 20 лет назад среди 1000 детей болезни почек обнаруживались лишь у 30, в наши дни данная цифра равна примерно 200.

Специалисты уверены, что основное влияние на изменение данных показателей оказывает загрязнение биосферы. Особенно ярко это выражено в областях с цементной и металлургической промышленностью, в которых наблюдается очень высокая концентрация солей тяжелых металлов.

Кроме того, плохое экологическое состояние провоцирует развитие гиперактивности у маленьких детей. А объясняется это попаданием алюминия и свинца в растущий организм. В физическом понимании гиперактивность не грозит здоровью, но может послужить причиной психологического расстройства, ведь в данном ключе чаще своих сверстников страдают именно гиперактивные дети.

Воздух

Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Так, учеными доказано, что проживание поблизости оживленных автострад в несколько раз повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей.

Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель.

Кроме того, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка.

Наиболее тесно с внешней средой связана дыхательная система, поэтому состояние атмосферы не может не сказываться на ее здоровье. Имея огромную поверхность, легкие человека являются органом, который поглощает любые содержащиеся в воздухе загрязнения. А поскольку дети с бронхиальной астмой к действию загрязняющих веществ гораздо более чувствительны, их здоровье страдает в первую очередь.

Помимо этого, загрязненный воздух может послужить причиной раздражения глаз и появления конъюнктивита. Конечно, в большинстве случаев это далеко непросто, но при возможности непременно постарайтесь изменить место жительства, если поблизости от вас находятся предприятия, которые оказывают пагубное влияние на окружающую среду и, следовательно, ваше здоровье.

Вода

Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском или вшами. Разумеется, этого можно избежать, выбрав для отдыха другие, более безопасные места.

Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей, что оказывает пагубное влияние на здоровье органов мочевыделительной системы.

Помимо этого, следует помнить, что такая вода обеззараживается хлорированием.

С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, старайтесь все время использовать дома фильтры для очистки воды.

Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.

Защитные меры

Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровье своего ребенка, постарайтесь следовать простым советам, приведенным ниже.

  • проводите больше времени со своим малышом на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких. Очень хорошо, если у вас есть возможность проводить в деревне хотя бы летние месяцы;
  • желательно установить дома специальный очиститель воздуха, который собирает из него разные неблагоприятные примеси и пыль;
  • регулярно проводите дома влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;
  • для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Готовить старайтесь на воде, очищенной с помощью фильтра;
  • постарайтесь максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища, особенно в детском возрасте, должна быть максимально простой;
  • в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы. Посоветуйтесь с педиатром, знающим особенности вашего ребенка и ознакомленным с экологическими проблемами в районе, который сможет подобрать наиболее подходящую общеукрепляющую терапию;
  • защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально.

Хоть люди во всем мире и начинают задумываться об уменьшении загрязнения окружающей среды, большинство из нас пока не понимает важности проблемы, стоящей перед нами относительно защиты экологии.

Для того чтобы максимально обезопасить своего ребенка от неблагоприятных природных факторов достаточно лишь с большей ответственностью отнестись к данному вопросу и стараться всегда придерживаться основных рекомендаций относительно образа жизни малыша.

(11 средняя: 4,82 из 5)
Загрузка…

Источник: http://RebenokZdorov.com/zdorovye/vliyanie-ekologii-na-detey.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.