Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Содержание

Правила педагогики в отношении финансового воспитания детей

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Наверное, все родители замечали, что требовательное детское «Хочу!» у трехлетних малышей превращается в «Купи!». Малыши очень наблюдательны.

Они быстро усваивают главную особенность денег: с ними можно стать владельцем многих желанных вещей. Они ещё не знают, да и не могут знать до определенного возраста об источниках заработка этих бумажек и способах их экономии.

Но учить этому детей можно и нужно. Каким должно быть финансовое воспитание детей в российских семьях?

Когда начинать финансовое воспитание детей

Ребенку до 4-5 лет довольно трудно втолковать понятие «дорогая игрушка» или «такую же можно купить дешевле в другом магазине». Бывает, что маленькие транжиры не просто просят, а требуют купить. Не ругайте своего ребенка – это нормально. Представления о «цене» денег он усвоит лишь к 8-9 годам.

Если в вашей семье ребенку позволено поступать по-своему, вы рискуете быстро научить его манипулировать людьми. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками.

Они очень быстро понимают, что это помогает им вить из родителей веревки. Мамы и папы в этом случае сталкиваются с дилеммой: любовь к ребенку толкает их на удовлетворение его просьб и требований, а чрезмерные траты наносят удар по бюджету семьи. Отказывая малышу в новой игрушке, многие мамы приобретают тягостное чувство вины.

Делаем вывод: говорить ребенку твердое «нет!» нужно. Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа. Если 4-6 летний карапуз плачет и требует игрушку, предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

И самое главное: никогда не говорите ребенку, что денег нет, если вы тратите их при нем же на ненужные мелочи. Началась истерика – просто уйдите из магазина. И по дороге объясните малышу, почему вы не можете купить ему то, что он хочет, именно сейчас.

Поверьте, 5-6 летний малыш способен если не принять, то хотя бы смириться с этим фактом.

к оглавлению ↑

Финансовые основы для дошкольников

Конфликт «деньги и дети» часто возникает в семьях, где взрослым самим нужно научиться разумным тратам. Так, получив зарплату, мама и папа тратятся на полную катушку, а через две недели остаются вообще без денег и не могут приобрести то, что необходимо. Приходится одалживать. Расточительный ребенок – зеркальное отражение финансово неграмотных родителей.

Влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает только личный опыт обращения с деньгами, а никак не интеллект, возраст или материальное положение семьи.

к оглавлению ↑

Воспитание финансового мировоззрения с раннего возраста

Для этого необходимо давать детям поручения. Они, кстати, будут и проявлением родительского внимания. Для ребенка нужное и важное поручение от мамы или папы – это проявление внимания взрослых. Пусть малыш ежедневно помогает вам.

Мальчика попросите принести табуретку, помочь забить гвоздь, включить компьютер или выключить свет в другой комнате. Девочка (да и мальчик тоже) могут помогать на кухне: сервировать стол, вытереть и расставить вымытую посуду.

Но помните: никогда не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так. Ведь он хотел помочь. Не уставайте хвалить малыша.

к оглавлению ↑

С 4-5 лет учите ребенка обращению с деньгами

Так или иначе, ребенок слышит о деньгах и видит их. Под вашим присмотром разрешайте ему самостоятельно расплачиваться за покупки. Заходя в магазин за хлебом, поручите ему ответственное дело.

Дайте деньги, расскажите, что нужно встать в очередь, затем отдать тете денежку и сказать, какой хлеб нужен. Это не обязательно делать ежедневно, но раз-два в месяц можно.

Это даст ребенку представление о денежном обороте.

Через определенное время дайте ему столько денег, чтобы малыш получил сдачу. Объясните, почему в прошлый раз сдачи не было, а сегодня есть. Задания усложняйте постепенно, чтобы интерес не пропал. Так вы постепенно приучите ребенка к самостоятельности.

к оглавлению ↑

Финансовое воспитание школьников

Если вы идете с ребенком приобретать школьные принадлежности или подарки к празднику, не забывайте делиться с ним своими соображениями по поводу качества товаров и цен на них. А чтобы воспитать чувство экономии, можно в супермаркете организовать с ним игру «Поиск сокровища». Предложите найти аналогичный товар по минимальной цене.

к оглавлению ↑

Карманные деньги и расчеты расходов

6-8 летнему ребенку можно давать карманные деньги. Лучше делать это раз в неделю. Определите небольшую сумму, которую ребенок будет получать, например, по субботам.

При этом будьте готовы к тому, что свои первые деньги сын или дочь потратят на безделушки, конфеты или жвачки. Не препятствуйте. И ни в коем случае не давайте деньги до следующей субботы.

Со временем ребенок поймет, что эти деньги можно не тратить, а придержать, чтобы купить себе желаемое.

загрузка…

Не забывайте при этом, что карманные деньги – это не поощрение ребенка за какие-то достижения, а часть его финансового воспитания. Недопустимо дать деньги, а после отобрать их, придумав благовидный предлог.

Выдаваемая сумма зависит от возраста ребенка и финансового положения семьи. Очень важно предварительно определить, какие именно покупки может делать ребенок. Не нужно говорить «покупай что хочешь».

Он ведь может и сигареты купить.

В некоторых семьях бывает мало свободных денег, поэтому карманные деньги для школьника кажутся родителям расточительством. Если это ваш случай, лучше давать ребенку символическую сумму, чем не давать ничего. Помните, что даже горсточка мелких монет даст ученику 1-2 класса ощущение самостоятельности.

Помните ещё вот о чем: независимые доходы ребенка должны принадлежать ему лично и никак не сказываться на постоянных доходах ребенка (его карманных деньгах). Если это денежный подарок кого-нибудь из родных или стипендия, ребенок должен тратить их по своему усмотрению. Взрослым можно лишь предложить ребенку совершить ту или иную покупку, но ни в коем случае не давить на него.

Многие родители платят детям за хорошие отметки или помощь по дому. Психологи категорически не рекомендуют это делать. Помощь по дому уставшей маме подменяется стремлением заработать. Для мотивации помощи по дому или хороших оценок используйте нематериальные стимулы.

Ведь все члены семьи что-то делают по дому и заботятся друг о друге, и ребенок тоже должен это делать.

Но трудоемкая деятельность (помощь папе на работе, мытье машины, другие дела, на которые у родителей не хватает времени) должны оплачиваться – зачем обрекать ребенка на рабочий альтруизм? Пусть он получит символическую оплату. Например, оставит себе сдачу после похода в магазин.

к оглавлению ↑

Экзамен для ребенка

Дети 10-летнего возраста с удовольствием играют в «Монополию». Игра познакомит ребенка с денежными операциями, такими как купля-продажа, кредитные средства, оплата процентов.

Ребенок 11-14 лет (при условии предварительного финансового воспитания) вполне может выдержать своеобразный финансовый экзамен. Рекомендуется эксперимент с оплатой семейного выходного дня. Выдайте ребенку определенную сумму, предварительно обсудив с ним основные траты.

Это может быть поход в парк аттракционов, просмотр фильма в кинотеатре, обед в кафе, покупка мороженного. Все расчеты ребенок должен осуществить самостоятельно. Если деньги закончатся раньше, чем вечер, семья должна прервать отдых и вернуться домой. Похвалите ребенка, если денег хватит.

А если не хватит, он сможет сам проанализировать свои ошибки.

Можно также устроить подростку «испытательный срок». Ведь тратить деньги тоже нужно уметь. Если в младших классах выдаваемые суммы он тратит на сладости и развлечения, в средних классах он должен принимать ответственные решения.

Например, покупать часть одежды и обуви для себя, что-нибудь для дома. Научите ребенка советоваться с вами по поводу дорогих покупок.

Если видите, что он заблуждается, вежливо переубедите его, но окончательный выбор должен остаться за сыном или дочерью.

Суть испытательного месяца заключается в следующем. Ребенку выдается сумма, которая должна покрывать расходы на одежду, мелкие нужды, различные вкусности, оплату мобильного телефона, транспорт, развлечения.

Предложите ребенку самостоятельно планировать свои покупки какое-то время. Обговорите все траты, заведите тетрадь для учета покупок. И отпустите ребенка на месяц в самостоятельное плавание по морю денег.

Испытательный месяц – отличный метод финансового воспитания 12-14 летних детей.

к оглавлению ↑

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком

Дети должны знать, каким образом и для чего деньги приходят в семью, как правильно тратить их и зачем нужно откладывать часть дохода на будущее.

Рассказывайте ребенку, как и за что родители получают деньги – он должен знать, за что платят вам зарплату.

Дети часто становятся расточительными, поскольку не знают, откуда берутся в семье деньги, что родителям приходится работать, и часто эта работа бывает очень тяжелой.

Первый признак финансовой неграмотности ребенка – то, что он не знает, где и кем работают родители и за что они получают деньги.

Детей следует вовлекать в обсуждение бюджета вашей семьи и планирование трат. Расскажите о необходимости оплаты коммунальных услуг и объясните, что каждая семья должна иметь деньги на непредвиденные расходы.

Демонстрируйте детям финансовую грамотность на собственном примере. Осмотрительно планируйте траты, разумно копите деньги.

к оглавлению ↑

Путь к финансовой независимости

Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости. Говард Гарднер выделил семь талантов:

  • вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели);
  • пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.);
  • физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей;
  • цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики);
  • личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным;
  • межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам);
  • талант, связанный с окружающей средой  присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном.

Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.

к оглавлению ↑

о педагогических приемах и деньгах

Источник: http://3ladies.su/kids/k-education/finansovoe-vospitanie-detej.html

Мнение психолога: 10 основных финансовых ошибок в воспитании детей

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

В воспитании ребенка финансовый аспект играет не последнюю роль. Естественно, любящие родители хотят, чтобы у их малыша было все самое лучшее. Но иногда в этом стремлении они упускают важные детали. Финансовый консультант Наталья Смирнова перечислила типичные ошибки родителей, которых необходимо избегать, чтобы не испортить ребенку жизнь.

Стоит отметить, что ответственность за поднятые ниже проблемы целиком лежит на родителях, дети в них не виноваты.

И, хотя взрослые действуют, исходя из лучших побуждений, они не должны забывать, что воспитание детей – дело более ответственное, чем бизнес. Это самая серьезная финансовая цель.

Счастье вашего малыша во многом зависит от того, насколько вы финансово готовы к его появлению на свет и воспитанию.

Итак, в чем чаще всего ошибаются родители?

Это крайне безответственный подход некоторых родителей, не заботящихся заранее о финансовой стороне воспитания ребенка. Если вы планируете в ближайшем будущем заводить детей, вы должны позаботиться о том, чтобы денег хватило и на беременность, и на роды, и на обеспечение его полноценной жизни в первые годы.

У вас должны быть накопления для ДМС на время беременности и родов, ДМС на первые годы жизни малыша, а после того, как он родится, следует начать копить на его образование.

Если у вас еще нет резервного фонда в размере, как минимум, трех месячных доходов семьи, необходимо его создать, так как вероятность непредвиденных расходов с появлением ребенка возрастает.

2. «Муж будет нас обеспечивать»

Во время декретного отпуска женщина обычно не работает. Многие мамы и вовсе уходят с должности и привыкают к жизни домохозяек. При этом они не особо переживают по поводу отсутствия собственного дохода, надеясь на заработок мужа. Однако статистика показывает, что 60% российских семей разводятся, и это без учета гражданских браков.

Тем не менее, мало кто из будущих мам задумывается о создании накоплений перед уходом в декрет. А ведь деньги могут понадобиться в случае развода, чтобы обеспечить жизнь себе и ребенку хотя бы на пару лет, до возвращения к обычному рабочему графику.

Важно использовать для этого инструменты, которые не будут разделены между супругами при разводе, например, вклады, открытые на имя родителей женщины, различные страховые программы и т.д.

3. «У ребенка должно быть счастливое детство»

Некоторые папы и мамы задаривают своего малыша безделушками, не жалея денег на то, чтобы радовать его каждый день чем-нибудь новеньким.

Проблема в том, что мимолетные радости быстро забываются, игрушки надоедают, а несколько потраченных тысяч в месяц образуют за год приличную сумму, которая в дальнейшем пригодилась бы на образование ребенка.

Конечно, баловать малышей можно и нужно, но выбирать для подарка следует только те вещи, которые долго используются и не устаревают. Если купленная игрушка или одежда оказались ненужными, не стесняйтесь их продать, даже если удастся компенсировать только часть потраченных денег.

4. «Нам еще рано обсуждать финансовые вопросы»

Родители, которые не любят говорить с детьми о финансах, потом часто удивляются, почему те отказываются понимать, что значит «нет денег».

Надо с ранних лет показывать детям личный пример ответственного отношения к деньгам: ставить долгосрочные финансовые цели, пересматривать состав портфеля, анализировать расходы и доходы за месяц.

И все это делать в присутствии детей, чтобы они усвоили, что рациональное управление финансами является неотъемлемой частью жизни любого человека.

Когда ребенок приблизится к школьному возрасту, можно начать привлекать его к планированию расходов семьи, включать в них его собственные финансовые цели, копить вместе на желанные покупки, ежемесячно устраивать ревизию плана. В это же время следует познакомить ребенка с его самыми первыми финансовыми инструментами – картой или депозитом. Старшеклассников уже можно начинать знакомить с фондовым рынком.

5. «Кружков должно быть как можно больше»

Есть родители, которые записывают своих чад во всевозможные секции, нанимают репетиторов по нескольким предметам. На все это, конечно, уходит много денег. А когда приходит время поступать в вуз, родителям с трудом удается расплатиться за обучение.

А ведь если задуматься, не такой большой процент выпускников высших учебных заведений работает по специальности. Угадать свое призвание в совсем юном возрасте непросто. Поэтому многие молодые люди начинают осваивать новую специальность уже в сознательный период жизни – окончив вуз и начав работать.

Тогда же становится ясно, знание каких иностранных языков ему требуется для развития. Может оказаться, что кружки рисования и французского, на которые ушло столько денег, ему вообще были не нужны. Поэтому основные затраты на обучение ребенка лучше планировать на возраст 18+, когда он сможет осознанно делать выбор своего будущего пути.

А пока ребенок мал, ему достаточно самых необходимых навыков: физической подготовки, базового английского, основ экономических знаний и т.п.

6. «В налоговых вычетах слишком сложно разобраться»

Родители оплачивают детям различные кружки и клубы, обучение в дорогих детсадах и лицеях. Немалые суммы уходят на медицинские услуги. При этом часто не используются стандартные налоговые вычеты на детей: 1400 руб. в месяц на первого и второго ребенка и 3000 руб.

– начиная с третьего (пока нарастающий итог не достигнет суммы 350000 руб.). А ведь для этого нужно всего лишь сдать в бухгалтерию необходимые документы. Есть также вычеты на образование, лечение и ДМС ребенка.

Если использовать все возможности, к совершеннолетию чада вполне можно набрать неплохую сумму, достаточную, например, чтобы достойно отметить его выпускной.

Если у вас 2 ребенка, вам полагается материнский капитал, а это почти полмиллиона рублей. Вы можете потратить деньги на обучение или улучшение жилищных условий. Есть еще вариант пустить маткапитал на накопительную часть пенсии мамы, но при неопределенном состоянии пенсионной системы сегодня его лучше не использовать.

7. «С нами ничего не может случиться»

Как минимум до наступления совершеннолетия детей все заботы о них ложатся на плечи родителей. И если с папой и мамой что-то случится, благополучие ребенка окажется под угрозой.

Поэтому крайне важно, чтобы родители были застрахованы по программам, покрытие которых не ниже их трехлетнего дохода. Эти деньги могут потребоваться на лечение в случае травм или тяжелых заболеваний.

Страховая сумма также поможет ребенку адаптироваться к новой ситуации, если одного или обоих родителей не станет.

8. «С ребенком все будет в порядке»

Другая частая ошибка: родители не задумываются о том, что ребенок может серьезно заболеть, и на лечение потребуются деньги. В то же время детские программы страхования предусматривают хорошую финансовую поддержку семьи при наступлении подобных страховых случаев.

Как уже говорилось, родители предпочитают думать, что с ними ничего не случится, однако обстоятельства могут сложиться так, что ребенок рано останется один и может попасть в детский дом, без какой-либо поддержки со стороны близких.

Если же родители заранее позаботятся о кандидатуре опекуна, который смог бы взять на себя заботу о ребенке в случае ухода из жизни родителей, семейный капитал останется в надежных руках, и ребенок будет иметь финансовую стабильность.

10. «Нужно воспитать ребенка, чтобы было кому обеспечивать меня в старости»

Очень многие родители вкладывают все в своих детей: оплачивают их образование, дарят квартиру и машину, организуют свадьбу и т.п. В итоге к пенсии у них не остается никаких накоплений.

Рассчитываете, что ребенок будет содержать вас, когда вырастет? Далеко не факт, что получится так, как вам хочется. У взрослых детей уровень дохода не всегда позволяет полностью содержать родителей.

А когда у них появляются собственные семьи, мамам и папам остаются лишь скромные остатки, так как основные средства тратятся на обеспечение собственных детей.

Считаете, что ребенок вырос эгоистом, если не думает о своих родителях? Как бы то ни было, дети – это не актив, в который вкладываются в ожидании хорошей рентабельности, и заводят их не для того, чтобы они содержали вас в старости. Поэтому, когда станете родителями, параллельно позаботьтесь о создании своего пенсионного портфеля, чтобы ваше будущее не зависело от уровня дохода ваших детей.

Источник: https://www.exocur.ru/mnenie-psihologa-10-osnovnyih-finansovyih-oshibok-v-vospitanii-detey/

Как разговаривать с детьми о деньгах

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

25 апреля 2018 года в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоится бесплатная лекция «Как разговаривать с детьми о деньгах».

Ксения Падерина и Евгения Блискавка научат прививать чадам финансовую грамотность. По просьбе Лайфхакера спикеры кратко рассказали, почему нужно говорить с детьми о деньгах и с какого возраста начинать.

Дети знакомятся с деньгами в 2–3 года. Обычно их просто привлекает яркая банкнота. Малыши пересчитывают количество купюр, а не номинал.

В 5–6 лет у детей появляются первые собственные деньги: бабушка прислала 1 000 на день рождения, мама дала 100 рублей на мороженое, крёстный поощрил за хорошую учёбу. С каждым годом количество карманных денег и свобода в распоряжении ими возрастают.

Общая сумма, которой располагают школьники в мегаполисах, составляет 3,5 миллиарда рублей в месяц.

Данные исследования компании Synovate Comcon

При этом получение карманных денег обычно не подчинено каким-либо правилам. Дети не планируют свои доходы и расходы, не умеют копить или вкладывать деньги.

73% россиян не привлекают ребёнка к планированию семейного бюджета. Отсутствие знаний оборачивается высокими финансовыми и личными рисками не только для подростка, но и для всей семьи. Значит ли это, что детям нельзя давать деньги? Конечно, нет!

Исследования показывают, что люди, у которых с детства есть карманные деньги, становятся более успешными и удовлетворёнными жизнью взрослыми. Те, кто в юном возрасте освоил правила управления бюджетом и получил опыт достижения целей, в последствии гораздо лучше справляются с управлением своей взрослой финансовой жизнью.

Таймлайн финансовой грамотности

Чем раньше дети получают опыт управления деньгами, тем они более разумны и устойчивы к экономическим потрясениям во взрослом возрасте. Но это не означает, что беременная женщина вместо классики должна слушать финансовые сводки, а вместо сказок читать новорождённому Уоррена Баффетта. Для каждого возраста — свой подход.

3–4 года

  • Объясните ребёнку понятия «дорого» и «дёшево». «В этой коробке пять кубиков, они дешевле вон тех десяти кубиков».
  • Объясните азы товарно-денежных отношений: все вещи имеют стоимость; сначала платим за товар, потом забираем его и так далее.
  • Научитесь договариваться. Например, перед походом в магазин условьтесь, что вы купите только одну игрушку, зато ребёнок сможет её выбрать сам.

5–7 лет

  • Приучайте ребёнка к самостоятельным покупкам. Сначала позвольте пройти через кассу под вашим присмотром, затем дайте точную сумму и отправьте в магазин одного, наконец, поручите купить товары по списку, уложившись в определённый бюджет.
  • Приучайте ребёнка копить деньги. Заведите копилку для мелочи и установите правила пользования ей. Например, вынимать деньги из копилки не чаще, чем раз в месяц. Время от времени предоставляйте дошкольнику право выбора между дорогой вещью и дешёвой. Объясните, что дорогостоящая вещь требует накоплений.
  • Показывайте пример, как расставлять приоритеты в тратах. «Я купила литр молока, а не один маленький сладкий йогурт, потому что из молока получится каша, которую будешь есть ты, твой младший брат и бабушка с дедушкой».

7–10 лет

  • Регулярно отправляйте ребёнка за покупками. Это не только развивает самостоятельность и ответственность, но и приучает составлять списки покупок, брать и проверять чеки.
  • Развивайте навык обращения с карманными деньгами. Если родственники или друзья подарили ребёнку небольшую сумму денег, посмотрите, как он ей распорядится. Спустил всё на шоколадки? Вам ещё следует поработать над навыком накопления и приоретизации.
  • Знакомьте ребёнка с финансовыми понятиями: «квартплата», «семейный бюджет», «скидки», «распродажи», «кредиты». Не надо читать лекции. Просто поясняйте эти термины, когда они возникают в разговоре.

11–14 лет

  • Регламентируйте оборот карманных денег. Например, договоритесь, что в неделю ребёнок будет получать 1 000 рублей. Из них он должен выделить средства на проезд и школьные обеды. Остальные может тратить на своё усмотрение.
  • Привлекайте ребёнка к посильному оплачиваемому труду. Подросток должен прочувствовать разницу между ценой и ценностью.

15–18 лет

  • Подыщите подростку подработку. В старшем школьном возрасте ребята уже должны получить первый опыт самостоятельного заработка. Это поможет не только окончательно сформировать представление о ценности денег, но и определиться с будущей профессией.
  • Не вмешивайтесь в личный бюджет подростка. Деньги, заработанные самостоятельно, подросток должен тратить сам. Пусть на глупости — это его личный опыт. В противном случае, став взрослым, он будет продолжать совершать детские финансовые ошибки.

Больше советов по воспитанию финансовой грамотности у детей разных возрастов вы сможете получить на лекции Ксении Падериной и Евгении Блискавки.

На ней вы узнаете приёмы воспитания, которые заложат фундамент обеспеченной жизни вашего ребёнка.

Тема: как разговаривать с детьми о деньгах.
Дата: 25 апреля 2018 года.
Время: 19:00.
Место: Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова (г. Москва, станция метро «Бауманская»).

Занятие бесплатное, но количество мест ограниченно. Спешите зарегистрироваться.

Записаться на лекцию

Источник: https://lifehacker.ru/deti-i-dengi/

Дети и деньги. 9 распространенных ошибок в воспитании

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Добрый день уважаемые читатели и подписчики блога Tvoya-Life. У меня трое детей, двое из которых уже достаточно взрослые, и поэтому возникает проблема их взаимоотношений с финансами. Когда дети начинают ходить в школу, многие родители задаются вопросами, такими как давать ребенку карманные деньги или нет, поощрять и штрафовать ли ребенка за его поступки?

Попробуем в этой статье подробно решить эту проблему.

Нужно ли в раннем возрасте обучать детей основам финансовой грамотности? А считаю, что как только ребенок может самостоятельно совершить себе покупку в магазине, с тех пор стоит вводить в его обучение основы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность, одна из тех очень важных и главных наук, которую почему-то не изучают в школах.

И поэтому вся ответственность в воспитании ребенка в этой области ложится полностью на плечи его родителей.

Поэтому родители должны научить своего ребенка зарабатывать деньги, создавать себе источники дохода, пользоваться банковской системой и эффективно управлять своими финансами.

Далее мы опишем все основные и распространенные ошибки, которые совершают родители в финансовом воспитании своих чад.

1 Покупать все, что попросит ребенок

Одна из очень грубых и распространенных ошибок. Ей злоупотребляют в основном те родители, которые уже добились финансового благополучия, и считают, что у их ребенка должно быть все, что он не попросит. Покупать необходимо только ту технику, которая действительно нужна ребенку для учебы и образования. Например, компьютер или планшет.

Ребенок со временем перестанет воспринимать настоящую ценность денег, и будет считать что так и должно быть, что ему все покупают. Во взрослом возрасте из такого ребенка может вырасти человек, сильно злоупотребляющий кредитами, так как он привык все иметь. А вот доходы ему возможно будут не позволять все это купить, и он может упасть на дно финансовой пропасти.

2 Отсутствие у ребенка карманных денег

Тоже очень большая ошибка родителей. Если вы не будете давать своему чаду денег, то он видя что у его сверстников они есть, может развить в себе комплекс неполноценности, и может начать себя винить, что он не такой как все.

3 Покупать ребенку самые дешевые вещи и игрушки

Эта ошибка родителей, является прямой противоположностью первой. И если ребенка постоянно в чем-то ущемлять и на нем экономить, то у него может выработаться чувство неуверенности в себе, и психология бедности.

А если его родители не добились больших финансовых высот, то в 90 процентов случаях и он во взрослом возрасте повторит их судьбу и вырастет человеком, без особых финансовых целей, и будет просто плыть в жизни по течению, не стараясь что-то изменить.

4 Формирование негативного отношения к деньгам у ребенка

Это ни в коем случае нельзя делать. Так очень часто поступают те родители, которые сами не хватают в финансовом плане «звезд с неба».

Никогда нельзя объяснять свою невозможность что-то купить ребенку тем, что деньги это плохо и все богатые плохие люди.

Необходимо всегда внушать ребенку такое мнение, что все у него впереди, и он сможет в своей жизни добиться большего чем его родители. Необходимо мотивировать ребенка к достижениям и успехам.

5 Оплата своему ребенку обязанностей и успеваемости в школе

Нужно прививать своему ребенку такую точку зрения, что все члены семьи должны вносить свой вклад в семейное благополучие, и это не делается за деньги, а делается из-за любви и уважения к другим.

По поводу школьных необходимо привить своему ребенку такое мнение, что хорошая успеваемость является залогом его успешного будущего, и возможностью поступить в престижный  университет, чтобы после было легче заниматься бизнесом или управлять своей компанией.

Заметьте, что мы не говорим «найти работу», так как в нашей стране это путь в никуда. Возможно в других более развитых странах этот путь работает, и быть высокооплачиваемым наемным работником выгодно и престижно, но не в нашей стране.

Еще одной опасностью связанной с оплатой ребенку его домашних дел, может быть такая, что он просто перестанет что-либо делать без денег, или будет повышать цены. Это уже не семья получится, а какая-то бизнес игра.

6 Полностью контролировать расходы ребенка

Необходимо делать так, чтобы ребенок самостоятельно мог распределять и контролировать свои карманные деньги. А если эти деньги он сам заработал то тем более. Родители могут только посоветовать своему чаду, что они могут сделать с деньгами, но окончательное решение должен всегда принимать сам ребенок.

Единственным исключением являются траты на запрещенные вещи, такие как сигареты и выпивка.

7 Запрещать зарабатывать деньги

Если у ребенка появилось желание самостоятельно заработать денег, то такое желание нужно только поощрять, и по возможности консультировать и направлять ребенка в этом вопросе.

Такой подход научит ребенка бережней относится к деньгам, так как карманные деньги это одно, а самостоятельно заработанные это другое.

8 Отстранение ребенка от финансовой ответственности

Если ребенок потратил свои карманные деньги раньше срока, то необходимо объяснить ему, что это его проблемы, и нужно научиться экономить вверенные ему финансы. Не стоит пополнять ему утрату или перерасход средств сразу же, по его требованию. Он должен чувствовать ответственность за доверенные ему деньги. Это будет способствовать развитию в нем навыков планирования.

9 Самим не следовать тому чему ребенка учите

Как бы вы ни старались и не рассказывали ребенку как нужно обращаться с деньгами, все равно лучше всего будет показывать ему на примере, и если вы успешный в финансовом плане человек, то и ваш ребенок будет успешным.

Помните всегда о том, что финансовое воспитание ваших детей всегда ваша забота, и никакая школа и институт не научит этому, и ваше правильное обучение будет являться фундаментом финансового успеха ваших детей во взрослой жизни.

блога и делайте деньги:

Источник: http://tvoya-life.ru/dengi-i-finansy/deti-i-dengi-9-rasprostranennyx-oshibok-v-vospitanii.html

10 ошибок финансового воспитания детей

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

2017-11-30 AlphaInvestor

Для того, чтобы быть финансово успешным человеком, азы обращения с деньгами нужно осваивать с самых малых лет. Ведь то, что мы впитываем в себя в первые годы жизни, прочно въедается в наше сознание и подсознание. Кроме того, обучиться чему-то в ранние годы жизни гораздо проще, чем в зрелом возрасте.

В этой статье я собрал 10 основных ошибок воспитания будущего миллионера.

1. Не давать карманных денег. Карманные деньги – это первый опыт самостоятельного обращения с финансами. Специалисты рекомендуют начинать выдавать ребёнку карманные деньги, когда ему исполнится 6-7 лет.

Поначалу лучше давать ежедневно небольшие суммы, которых хватит лишь на какую-то мелочёвку. По мере взросления ребёнка стоит начинать давать ему больше денег, но с большей периодичностью.

Кроме того, часть расходов на него также нужно передавать в его зону ответственности.

Например, даёшь 7-летнему ребёнку 50 рублей каждый день и позволяешь ему тратить их на свои «хотелки». Все остальные его нужды покрываешь сам (связь, проезд, питание и т.д.). Когда ему будет 10 лет, даёшь ему 1 000 рублей в неделю, но теперь ему нужно оплачивать самостоятельно, например, проезд.

Постепенное увеличение периодов между выдачей денег научит ребёнка планировать свои траты на несколько дней вперёд. Кроме того, небольшие финансовые обязательства, вроде платы за мобильную связь или проезд, также будут способствовать развитию навыка эффективного планирования собственного бюджета.

 

2. Забирать на нужды семьи деньги, заработанные ребёнком. Многие подростки в 14-15 лет пытаются найти какие-нибудь подработки, на которых они могут получить свои первые зарплаты. Не стоит заставлять ребёнка отдавать эти деньги в семейный бюджет.

Понятное дело, что ты лучше знаешь, как правильнее распорядиться этими деньгами, но позволь ребёнку принять самостоятельное решение о том, как распорядиться заработанным. Это его право.

Твоё же право и обязанность заключается в том, чтобы объяснить ребёнку, что делиться с близкими – это хорошо, и поощрить ребёнка, в случае, если он, всё же, решит поделиться.

Когда ребёнок заработает свои первые деньги, стоит рассказать ему о базовых принципах инвестирования. Стоит предложить ему помощь в составлении собственного финансового плана.

Например, ребёнок может начать откладывать определённую часть своих заработков на банковский депозит или брокерский счёт, чтобы в будущем он имел возможность потратить эти деньги на обучение, покупку жилья или на открытие собственного дела.

Хотя, цели могут быть и менее значимыми, всё зависит от того, что именно ваш ребёнок хочет получить от финансового планирования и магии сложного процента.

Рассказывая об инвестиционных возможностях, обязательно укажи и на риски, которые свойственны тем или иным финансовым инструментам. 

3. Использовать деньги, как средство манипуляции ребёнком. Не нужно с помощью денег «дрессировать» ребёнка.

Карманные деньги предназначаются для того, чтобы научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами и заложить фундамент для обучения финансовой грамотности.

Карманные деньги должны выдаваться с определённой периодичностью, и этот процесс не должен зависеть от эмоционального состояния родителей.

Можно составить свою систему поощрений и наказаний и обговорить её с ребёнком. Система должна быть прозрачной. Лишать ребёнка карманных денег стоит только за серьёзные проступки. 

4. Считать тему денег запретной. Если в вашей семье разговоры о финансах вызывают чувство неловкости, а обсуждения семейного бюджета проходит в «закрытом формате», то вашему ребёнку сложно будет сформировать правильное представление о назначении денег. Из такого ребёнка может вырасти транжира, либо, наоборот, скряга.

Вы должны понимать, что обсуждение семейного бюджета – вполне естественный и важный процесс, в которого имеет смысл посвящать своего ребёнка.

Безусловно, нет необходимости обсуждать с пятилетним ребёнком размер твоей зарплаты, но когда ребёнок пойдёт в школу, он должен иметь представление о том, откуда в семье появляются деньги, и на какие цели они расходуются.

Это поможет заложить фундамент для его будущей финансовой грамотности. 

5. Оценивать будущую профессию по зарплате. Некоторые профессии не приносят много денег. Но это вовсе не означает, что они менее важны. И если ребёнок хочет стать музыкантом или учителем – нужно уважать его выбор. Деньги, конечно, важны, но ещё более важной составляющей счастливой жизни является самореализация.

Периодически интересуйся у ребёнка о его планах на будущее. Кем он хочет быть? Чем его привлекает то или иное занятие?

Нужно, однако, понимать, что дети больше воспринимают поступки родителей, а не их слова. В этом смысле, важно быть примером для ребёнка. Если ты сам получаешь удовольствие от своей работы, ребёнок это оценит и, в будущем, его выбор будет более осознанным. 

6. Контролировать траты ребёнка. Позволь ребёнку тратить деньги так, как он посчитает нужным. Пусть даже он будет тратить их на всякую ерунду.

Ведь если ты указываешь ему, на что следует тратить деньги, а на что – нет, то получается, что деньги принадлежат ребёнку только формально, а распоряжаешься ими, всё равно, ты.

Такой излишний контроль будет развивать у ребёнка неуверенность и боязнь совершения ошибок.

Рекомендуется принимать выбор ребёнка, даже если ты точно знаешь, что то, как он решил поступить с деньгами – далеко не лучшее им применение. Первый опыт обращения с деньгами почти всегда будет связан с необдуманными и ненужными тратами. И это нормально, и, более того, полезно. На этих ошибках ребёнок научится сопоставлять свои желания со своими возможностями. 

7. Не интересоваться тратами ребёнка. Хотя в предыдущем пункте я рекомендовал не проявлять излишний контроль над тратами ребёнка, не стоит при этом вовсе не интересоваться ими.

Ребёнок должен понимать, что он всегда может посоветоваться с родителями и получить полезные рекомендации, но не осуждение.

Стань для своего ребёнка наставником в мире финансов и помогай ему осваивать этот мир.

Объясни ребёнку базовые правила обращения с деньгами. Например, раскажи о том, что не стоит носить с собой большие суммы денег, или о том, что не стоит играть в азартные игры на деньги. Если ребёнок мечтает о дорогой игрушке, расскажи, как он сможет накопить на неё. 

8. Переоценивать роль денег в жизни. Деньги – это, безусловно, хорошо. Однако, это не самое главное в жизни.

Следует объяснить ребёнку, что деньги – это всего лишь один из инструментов достижения целей, но никак ни сама цель. Объясни, что деньги не могут сделать человека всемогущим.

Важно объяснить ребёнку, что отношение к людям не должно зависеть от их финансового благополучия.

С самого раннего детства прививай ребёнку уважение к нематериальным ценностям – любви, дружбе, доброте и красоте. Объясни, что нужно помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Прививай любовь к животным и природе. В воспитании этих качеств тебе смогут здорово помочь правильные книги и фильмы. 

9. Оплачивать помощь по хозяйству. Платить ребёнку за помощь по хозяйству – это не лучшая идея, хотя, на первый взгляд, может таковой показаться. Казалось бы – ребёнок получает навыки заработка денег, а ты – помощника по бытовым вопросам.

Коварность такого подхода состоит в том, что ребёнок просто-напросто, в конечном итоге, может отказаться помогать вам бесплатно. И это неправильно. В семье у каждого члена семьи должны быть свои обязанности.

Родителям ведь никто не платит за стирку, готовку и уборку, так почему же ребёнок должен получать за это деньги?!

Однако, стоит иногда поощрять ребёнка, если он периодически оказывает вам хорошую помощь в бытовых вопросах. В качестве поощрения могут выступать как деньги, так и нематериальные ценности, в виде каких-либо привилегий. 

10. Платить за хорошие оценки. Как и помощь по хозяйству, получение знаний – это обязанность школьника. И учиться он должен не ради и, тем более, не ради получения денег за хорошие оценки, а ради получения знаний, которые помогут ему в будущем. Конечно, не факт, что школа даст ему необходимые знания, но это уже тема другой статьи.

Как и в случае с помощью по хозяйству, здесь оплату можно заменить на поощрение. Например, иногда делать подарки за хорошую успеваемость по итогам четверти, полугодия или года. 

 

Книги по финансовом воспитанию

По финансовому воспитанию написано немало книг. Хорошим помощником в воспитании будущего миллионера могут стать следующие книги:

Первый национальный банк папы. Дэвид Оуэн. В книге предлагается интересный способ обучения ребёнка умелому обращению с деньгами, а также показывается, как он может получить реальный опыт инвестиций.

Богатый папа, бедный папа. Роберт Кийосаки. Книга будет интересна, как взрослым, так и подросткам. Научит тому, как заставить деньги работать на вас.

Богатый ребёнок, умный ребёнок. Роберт Кийосаки. Книга для родителей о том, как сделать так, чтобы ваш ребёнок совершил прорыв по многим направлениям ещё в раннем возрасте.

Мой ребёнок – будущий миллионер. Правдина Наталия. Эта книга научит, как помочь ребёнку в исполнении его желаний, как распахнуть перед ним двери в красивую и яркую жизнь.

Сила разума для детей. Джон Кехо, Нэнси Фишер. Книга научит родителей различным наборам принципов, которые помогут детям добиться успеха в нашем стремительно меняющемся мире.

Пёс по имени Мани или Азбука денег. Бодо Шефер. Интересная сказка о говорящей собаке по имени Money, которая в лёгкой и доступной форме рассказывает обо всех секретах денег.

Дети и деньги. Растим миллионера. Елена Бродникова, Елена Красавина. В книге даются ответы на многие вопросы, касающиеся финансового воспитания ребёнка.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами. Джолайн Годфри. Книга поможет выработать у ребёнка 10 ключевых навыков обращения с деньгами в период с 5 до 18 лет.

Дети и деньги. Как научить ценить, экономить и тратить. Лилия Гольдберг. Книга написана лёгким стилем и содержит большой объём практических рекомендаций по финансовому воспитанию детей.

Золотой ключик, или приключения Буратино. Алексей Толстой. Эта замечательная, знакомая всем с детства книжка, как это ни странно, является неплохим пособием по разумному подходу к инвестированию для самых маленьких. 

 

Заключение

Одной из важнейших задач человека является обеспечение высокого уровня жизни для себя и своих близких. Для обеспечения такого уровня жизни, человеку приходится заниматься вопросами заработка, сохранения и приумножения денег.

К сожалению, современная система образования мало внимания уделяет обучению наших детей навыкам заработка и умелого обращения с деньгами. Соответственно, обучение этим навыкам становится задачей родителей.

И чем раньше родители смогут обучить ребёнка базовым навыкам обращения с деньгами, тем легче ему будет во взрослой жизни.

Финансовая грамотность очень важна, ведь она помогает эффективно распоряжаться деньгами, сохранять и приумножать их, а также добиваться своих финансовых целей. А от общего уровня финансовой грамотности в стране зависит развитие её экономики!

Напоследок, предлагаю посмотреть (или послушать) запись эфира программы «THE Детки» от радио Маяк, тема которой — «Дети и деньги — как наладить связь?»:
 

 
Доброй прибыли тебе и твоим детям, друг!

Источник: http://alphainvestor.ru/10-oshibok-finansovogo-vospitaniya-detey/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.